Тема № 28. Верстка и печать




 

Журналист создает произведения, качественный уровень которых оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю рукопись начинает с помощью техники, по технологическим цепочкам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секретариат, в котором ответственный секретарь читает и редактирует материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, контролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспечивает прохождение газеты через типографию… А телерадиопередачи готовятся совместными усилиями сценариста, режиссера, оператора, звукорежиссера, звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т.д.

Сегодня мы рассмотрим газетное производство. В последние годы в России укреплялась демократическая система СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества. Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) – комплексы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и издательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели электронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакциях ведется обработка текстов, иллюстраций, рекламных материалов. Для настольного издательства требуется мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее распечатывающее устройство, лучше всего, лазерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предоставляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. Типографии остается только печать – конечная стадия производства тиража газеты. Туда передается уже репродуцированный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с иллюстрациями или без них.

Допечатный процесс

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: удобства (чтения – для читателей, создания и оформления – для журналистов); экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления – все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как набор текста и подготовка иллюстративного материала; верстка – процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; печать.

Производство издания начинается с его основы – текста. Текст набирается на компьютере, для проверки орфографии в клавиатуре работающего компьютера нажимается клавиша F7 или нажимается курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего, выбирается гарнитура – комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные), наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные), плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), емкости (число знаков в строке), размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения – типографских пунктах (более крупная единица – квадрат, равный 48 пунктам). (Более подробно об этом – рассмотреть на практических занятиях).

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаемым, следует применять не больше двух гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равен двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45 – 50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами 9апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инструментов монитора на соответствующие клавиши – по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять фамилии от инициалов: цифры, образующие одно число (если две цифры 1999 – 2000, то тире остается в первой строке); сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении0, знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20 проц., п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте курсивом (светлым или полужирным0, прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которого обычно 16 – 24 кегля. Эти и другие графические способы (изменение формата, набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрации и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире – остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками; в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса в текстовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1:3 до 1:12. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов (начинаются с 16-го кегля) определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры; начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Раскрыв газету, читатель, прежде всего, обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура, и об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонтирование снимка непосредственно в текст.

При традиционном (некомпьютерном) способе, готовя иллюстрации к печати, работник типографии фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран – раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в оригинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер через сканер; с помощью оптического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужна ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. (Заметим, что с перенесения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография.) Внедрение в журналистику электронных технологий переработки изображений взамен фотохимических процессов существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации.

Подключение в сети Интернет позволяет принимать множество разнообразной информации и нужные иллюстрации и включать их в издание. При всех способах, традиционных и компьютерных, важно проследить, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной формы (прямоугольник интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано се лишнее). Компьютер успешно помогает решить эти проблемы. К примеру, в снимках заставочного характера изображение можно представить в виде мозаики, а можно сделать имитацию текстуры (полотно, камень, песок).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и украшения (маркеры) – к вспомогательным, призванным разделять газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста – 12 пунктов (4,5 мм). Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере можно менять его одновременным нажатием клавиш Ctrl и 1, Ctrl и 1,5 или Ctrl и 2 – при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку – прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных материалов разделялись с помощью типографских наборных украшений, всевозможных концовок – усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели – для акцентирования какой-то части текста (например, «галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за маркером – стрелочками, разными значками.

Макет и верстка

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет – графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» традиционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает макетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о событии, которое произойдет лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх или диагональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстрации (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный (ступенчатый) вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т.п.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дали жизнь специфическим терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлет (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная верстка», т.е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настольно-издательские системы.

Редактор лондонской газеты «Observer»Дэвид Рэндолл в своей книге «Универсальный журналист» останавливается на 15 принципах верстки. В кратком виде они сводятся к следующему:

1. Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них разместить.

2. Осознать все проблемы.

3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или формы, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести в другое место.

4. Определить объем и формат основного текста и фотографии.

5. Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее. Снимки надо помещать посреди текста.

6. Заголовок основной статьи должен быть на 40 проц. крупнее других заголовков полосы.

7. Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

8. Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.

9. Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально, было напряжение, контраст.

10. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

11. Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

12. Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

13. Все время важно изучать другие газеты.

14. Выделить все – значит не выделить ничего.

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель – образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы – вверху или внизу каждой полосы0, блок «адрес и служебные сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

Тема № 29. Техника радио

Радио — область техники, имеющая дело с применением элек­тромагнитных волн (радиоволн), ее теперь называют радиоэлектро­никой, так как технические ее средства базируются на широком ис­пользовании электронных компонентов. На начальном этапе радио­связи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передающих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, т длина волны — сотен и тысяч метров. Лишь в 1920-х гг. было обна­ружено замечательное свойство коротких волн распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизированных ело-; ев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность пере­датчиков. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающе­гося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 мет-; ров) и более коротких волн.

Ныне радиоспектр чрезвычайно широк — от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс из-за технологических трудностей огра­ничен [14]. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими н только за оборону страны и организацию правительственной связи.; но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиапо­летах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сфор­мулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г. Государ­ственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагается совместно использовать частотные полосы.

Что же касается оборудования радиостанций, то степень насыщения зависит от запланированной зоны вещания. Так, для ПОСЕЛКОВОЙ станции необходимы радиопередатчик, 50 метров многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два проигрывателя для пластинок, две пары наушников, две кассетные деки, микшерный пульт на 5 каналов (микшер сводит источники звука во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик), аудио-кабели и электропроводка, а также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т. п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большо й ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, магнитная пленка, кассеты, компакт-диски и т.д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т.д.), линиями связи студия-передатчик (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенна и мачта для ее установки и т, д.) Весьма полезно дополнительное студийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т.п.


Студийные магнитофоны подразделяются на три типа в зависимости от подачи пленки: на кассетах, компакт-кассетах или на от­рытых катушках. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижается, во втором — пленка дорогая, но позволяет уловить высокие частоты звукового спектра, что очень важио при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (картах) концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бо6ине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать. Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений — таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т.д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).


Р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: