Автор, авторская позиция
Отражение в произведении реальных черт и свойств личности автора.
Способы выражения авторской позиции в произведении.
Образ автора, образ создателя произведения
Форма создания образа автора в произведении (образ "самого себя"; образ вымышленного автора).
Образ автора и авторская позиция.
Авторские отступления (лирические отступления)
Место авторских отступлений в композиции произведения.
Характер авторских отступлений в произведении (лирические, публицистические, философские, другие).
Авторские отступления и авторская позиция.
Внесюжетные элементы
Место внесюжетных элементов в композиции произведения.
Классификация внесюжетных элементов в произведении (авторские отступления, вставные эпизоды, описания: портрет, пейзаж, мир вещей).
Роль внесюжетных элементов в произведении.
Герой, персонаж, характер, тип
Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.
Литературный тип как персонаж, несущий в себе широкое обобщение: в его характере общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.
Система персонажей
Соотношение главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.
Роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.
Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом как наиболее важные в системе персонажей.
Индивидуальные особенности построения системы персонажей в произведении.
Роль внесценических персонажей в драматическом произведении.
Лирический герой
Лирический герой как условный образ человека в лирике, который выражает личные переживания автора или человека вообще.
Деталь художественная
Классификация художественных деталей в произведении: детали портрета, пейзажа, мира вещей, психологические.
Функции художественных деталей в произведении: характеристика героев, их психологического состояния, создание общей картины нравов, выражение авторской позиции, значение символа.
Жанр
Общие признаки групп произведений, связанных принадлежностью к одному жанру.
Индивидуальные особенности проявления жанрового своеобразия в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.
Заглавие, название произведения
Роль заглавия: нейтральное, указывает лишь на один из образов произведения, на его тему; художественное значимое, выражает проблематику произведения, авторскую позицию; заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.
Идеал
Идеал как авторское представление о высшей норме жизни, о том, каким должен быть человек и мир.
Формы воплощения авторского идеала в произведении.
Идея
Идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении.
Формы выражения идеи в литературном произведении.
Связь понятия "идея" с понятиями "авторская позиция", "пафос", "идеал", "проблематика".
Изображенный в художественном произведении мир
Соотношение действительности, созданной автором в произведении, и реального мира.
Характер художественной условности при изображении мира в художественном произведении: изображение жизнеподобного мира; изображение фантастического мира.
Композиция
Композиция как состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.
Сюжет как один из элементов композиции эпического, драматического произведения.
Особенности композиционного оформления сюжета в произведении: изложение событий в прямой хронологической последовательности; введение в сюжет отступлений в прошлое; сознательное нарушение хронологической последовательности событий.
Роль несюжетных элементов в композиции произведения.
Соотношение сюжетных и несюжетных элементов в композиции произведения.
Роль системы персонажей в композиции произведения.
Роль системы образов в композиции произведения.
Организация повествования как важная особенность композиции произведения.
Композиционные приемы: повторы, кольцевая композиция и др.
Место снов, писем, жанровых включений и др. в композиции произведения.
Конфликт
Роль художественно выраженного противопоставления, противоречия в раскрытии содержания произведения.
Различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический.
Конфликт как движущая сила сюжета эпических и драматических произведений.
Литературное направление
Художественное своеобразие произведения с точки зрения принадлежности к определенному литературному направлению.
Образ художественный
Художественный образ как универсальная форма отражения действительности в искусстве.
Классификация художественных образов в произведении: образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения, символы, аллегории), детали-образы.
Соотношение художественного образа и реальности.
Соотношение конкретности и обобщения в художественном образе.
Авторская позиция в художественном образе.
Авторская фантазия, вымысел, домысел при создании художественного образа.
Пафос
Особенности пафоса произведения: юмор, сатира, инвектива, ирония, трагическое, героическое, романтика, сочетание различных разновидностей пафоса.
Способы создания пафоса как основного эмоционального тона произведения или эмоционального освещения того или иного персонажа.
Взаимосвязь пафоса произведения с его идеей, с авторским идеалом, с конфликтом.
Пейзаж
Пейзаж как часть изображенного в художественном произведении мира.
Роль пейзажа в произведении: обозначения места действия; создание определенного настроения; способ выражения авторской позиции.
Особенности создания пейзажа в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.