Производство общественных благ




Попал я в толчею. Качнулась.

Со всех сторон Мне сказали: «Ваше место».

Спешили к площади. Я втиснулся, хотя не знал зачем.

Пожар или потоп там? Все шли вперед,

Вгляделся: вывеска. И я спросил соседа:

Мерцающий неон: — Продажа там светильников?

«Продажа света в розницу и оптом». Свечей?

Я света никогда не покупал, А может...

Я думал, он дается безвозмездно. Он отрезал:

Быть может, это шутка? Толпа — Просто света... (1989)

А. В. Лизунов

Существование внешних эффектов является причиной необходимости госу­дарственного вмешательства в экономику. Кроме того, несовместимы с рыночной системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и недели­мость потребления.

Неконкурентность — свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями.

Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. Если производство и пе­редача программы требуют определенных издержек, то размер аудитории может быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к нацио­нальной обороне — экономическому благу, которое предоставляет безопасность и защиту всем и каждому: если защищен один гражданин, то равным образом защи­щено все общество. И телевидение, и национальная оборона обладают одинако­выми свойствами: они неконкурентны. В отличие от этого большинство товаров и услуг конкурентны. Рассмотрим второе свойство благ — неисключаемость.

Неисключаемость — свойство блага, заключающееся в невозможности воспре­пятствовать его потреблению всеми потребителями.

Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества за­щищен, то равным образом защищены все прочие граждане. В отличие от оборо­ны программы телевидения являются исключаемыми благами: технологии ка-



Часть IV. Общее равновесие и общественное благосостояние


бельного и спутникового телевидения позволяют обеспечивать услуги только для определенной категории зрителей за отдельную плату. Хотя были времена, когда все телевидение являлось неисключаемым благом.

Сопоставление национальной обороны и телевидения предполагает наличие еще одного свойства благ: неделимость потребления.

Неделимость потребления — свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям.

Оборона — неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на терри­тории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям», но можете смотреть телевидение и выби­рать при этом разные каналы. Это — делимость потребления.

Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновре­менно, то он называется чисто общественным благом.

Чисто общественное благо: абстрактная категория, служащая для определения и моделирования существенных черт, выделяющих общественные блага из всех ос­тальных. Характеристиками чисто общественного блага являются неконкурент­ность, неисключаемосиь и неделимость.

Антиподом чисто общественного блага является чисто частное благо — такое бла­го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Абсолютно чисто общественного блага, т. е. товара, который соответствовал бы на сто процентов всем трем упомянутым свойствам, вероятно, не существует. Кро­ме национальной обороны и телевидения, к общественным благам относятся ох­рана общественного порядка, пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освеще­ние, большинство видов общественного транспорта, автострады, система образования, правосудие, медицинское обслуживание, наука, национальные биб-, лиотеки и многое другое.1

Рис. 15.5 иллюстрирует проблему чисто общественного блага. По оси абсцисс изображено произведенное количество общественного блага (X), которое потреб­ляется первым (X,) и вторым 2) индивидом. Кривые индивидуального спроса (dt и d2) и кривая предельных издержек (МС) ничем не отличаются от частных благ.

Одно из существенных отличий общественного блага от частного заключается в том, что какое бы ни было количество общественного блага, оно будет потреб­ляться обоими индивидами:

1 Каждый из приведенных примеров отклоняется от понятия «чисто общественного бла­га» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффек­тивными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение ис­ключаемо, и даже телевизионная сеть программ делима, хотя неисключаема. Автострады также делимы в том смысле, что индивидам не нужно ехать по всей длине дороги. Автостра­ды и теннисные клубы также в определенном смысле соперничают друг с другом.


Глава 15. «Отказы рынка» и государство



 


Pi+P2 Pi


МС

D (вертикальная сумма d\ и d2)


d2

<h ______________________

О Xi = Х2 = X* X

Рис. 15.5. Эффективное снабжение чисто общественном благом

Ж. Ж., Л?.

На этом основывается принципиальное отличие линии совокупного спроса час­тного и общественного блага. Мы знаем, что кривая совокупного (рыночного) спроса частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуаль­ного спроса по горизонтали. В случае же с общественным благом такое суммирова­ние производится по вертикали: каждый индивид потребляет одно и то же коли­чество общественного блага, но оценивает его по-разному.

Точка Е демонстрирует эффективное потребление общественного блага, но не рыночное равновесие. Причина заключается в неисключаемости обществен­ного блага: если бы частные предприниматели попытались предложить чисто об­щественное благо на продажу, то неизбежно столкнулись бы с непреодолимыми трудностями: потенциальные покупатели отказались бы платить. Рациональное поведение таких потенциальных покупателей сводилось бы к демонстрирова­нию «ненужности» для него данного блага — «зачем платить, если можно полу­чить бесплатно». Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребите­ля получило название проблемы безбилетника (free-riderproblem).

Проблема безбилетника («зайца»): условие, связанное с неисключаемостью бла­га, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую инфор­мацию о положении плательщиков. Рынок в данном случае не в состоянии спра­виться с проблемой. Исправить «провалы» рынка может государственное вмеша­тельство.



Часть IV, Общее равновесие и общественное благосостояние




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: