ОСОБЕННОСТИ МНЕСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




 

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго.

В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края”).[8]

Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.

 

Рисунок 2 – Кривая забывания Эббингауза

 

В ходе опытов было установлено, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученного (рис.2).

Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, то через два месяца в памяти от него останется лишь ничтожно малая часть, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия.

В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того – незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершенные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памятиизвестный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Список литературы

 

1. Акмеологический словарь / Под ред. Деркач А.А. - М.: РАГС, 2005.

2. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников// Здоровье детей. - 2005. - № 1. - С. 13-18.

3. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006.

4. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007.

5. Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5. - С. 42-55.

6. Плигин, А.А. От индивидуализации обучения к личностно ориентированному образованию / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №2. - С. 28-30.

7. Плигин, А.А. Развитие познавательных стратегий школьников и обеспечение траектории их личностного развития в образовательном процессе / А.А. Плигин // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. -№4. - С. 29-32.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.

9. Сарычев С. В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2006.

10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов ср. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.

11. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников// Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 31-32.

12. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005.


[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.125.

[2] Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов ср. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.- с.44.

[3] Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5. - С. 42-48.

[4] Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5. - С. 50.

[5] Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5. - С. 52.

[6] Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.78-90.

[7] Плигин, А.А. Развитие познавательных стратегий школьников и обеспечение траектории их личностного развития в образовательном процессе / А.А. Плигин // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. -№4. - С. 29-32.

[8] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.251-254.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: