План:
1. Структура и комплектование спортивных школ
2. Методика тренировки в группах НП
3. Методика тренировки в группах УТ
4. Методика тренировки в группах СС
Литература:
1. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
2. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А.Н. Мишина. – М.: ФиС, 1985. – 271 с., ил.
3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
1. Структура и комплектование спортивных школ:
Различают несколько типов спортивных школ: детско – юношеские (ДЮСШ), специализированные детско – юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
Они играют большую роль в подготовке спортивных резервов по фигурному катанию. Контингент учащихся спортивных школ в зависимости от возраста, уровня подготовленности, стажа тренировки подразделяется на группы начальной подготовки (НП), учебно – тренировочные группы (УТ), группы спортивного совершенствования (СС), группы высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Каждая группа соответствует определенному этапу в общей системе спортивной подготовки фигуристов и решает конкретные задачи в зависимости от возраста занимающихся в том или ином типе спортивной школы. Так в ДЮСШ создаются группы НП и УТ; в СДЮШОР – группы НП, УТ, СС; а в ШВСМ – группы СС, ВСМ. Для всех групп предусматривается конкурсный набор, система отбора, перевода и выпуска из спортивной школы.
Год занятий | Возраст | Минимальное кол-во групп в школе | Кол-во учащихся в группе | Кол-во учебных часов в неделю | Требования по спортивной под-ке |
Учебно – тренировочные группы | |||||
1 - й | 7 - 8 | Вып. Контрольные требования | |||
2-й | 8 - 9 | Вып. 2 юн.разряд | |||
3-й | 9 - 10 | Вып. 3 разряд | |||
4-й | 10 - 11 | Вып. 2 раз. | |||
5-й | 11 - 12 | Вып. 1 раз. | |||
Для спортсменов парного катания и танцев на льду | |||||
5-й | 11 - 13 | Парное катание – вып. 1 раз.; спортивные танцы – вып. 2 раз. | |||
Группы спортивного совершенствования | |||||
1-й | 11 - 13 | 5/6 | Подтвер. 1 разряд | ||
2-й | 12 - 14 | 4/6 | Вып. КМС | ||
3-й | 13 -15 | 4/6 | Подт. КМС | ||
Группы высшего спортивного мастерства | |||||
13 лет и старше | 3/4 | Войти в состав юниорской сборной команды России | |||
2/4 | Вып. Разряд МС или занять 1-10-е место на чемпионате России | ||||
2/4 | Вып. МСМК или войти в состав сборной команды России |
Если отдельные талантливые фигуристы достигают высоких спортивных результатов в более короткий срок по сравнению с приведенными в таблице, то они могут быть в порядке исключения переведены в следующую группу при условии выполнения всех контрольных нормативов, с разрешения врача и тренерского состава школы.
2. Методика тренировки в группах НП, УТ, СС:
Этап НП охватывает первые 2 года пребывания занимающихся в спортивной школе. Эффективность использования средств, методов, величины нагрузки в данный момент и на последующих этапах многолетней тренировки возможна лишь при учете анатомно – физиологических и психологических особенностей детей.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для разучивания новых движений и пространственно – временного восприятия двигательных действий. Занимаясь фигурным катанием дети 7 – 8 лет дольно легко справляются с задачей анализа и освоения сложных форм движений.
Занятия в группах НП преследуют цель создать прочный фундамент будущих спортивных достижений: привит интерес к занятиям фигурным катанием, обеспечить всестороннее и гармоническое развитие растущего организма детей, повысить общий уровень его функциональных возможностей, сформировать основы техники фигурного катания на коньках.
Главные задачи: укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма, формирование правильной осанки, воспитание дисциплинированности, активности, организованности, самостоятельности, умения правильно распределять время, разносторонняя физическая подготовка, в ходе которой развиваются ловкость, быстрота движений, гибкость, укрепляется мышечно – связочный аппарат и т.д., выполнение 2 юношеского разряда по фигурному катанию.
В ходе начальной технической подготовки у детей формируется чувство льда, которое связывают с тонкими ощущениями равновесия на малой опоре (коньке), а также ориентировкой в пространстве и времени. Основное внимание уделяют постепенному увеличению объема выполняемой нагрузки. Интенсивность небольшая. Объем ОФП выше, чем объем СФП. Из физических качеств следует развивать главным образом гибкость, быстроту, ловкость, прыгучесть.
В УТ группах занимаются дети 9 – 13 лет. В этом возрасте (и старше) происходят заметные изменения в развитии физических качеств. Сила мышц спины и ног у девочек возрастает с 9 – 10 лет и почти прекращается после наступления полового созревания (13 – 14 лет). У мальчиков – с 9 до 11-12 лет и с 14 – 17 лет. Максимальная частота движений, как форма проявления быстроты, достигается мальчиками к 10 годам, а девочками к 11 годам.
Скоростно – силовые качества мальчиков возрастает в 9 – 10, 12 – 13 и 14 – 15 лет, у девочек в 10 – 12 лет (прыжок в длину), в прыжке в высоту – у мальчиков в 9 – 10 и 12 – 14 лет, у девочек в 9 – 10 лет, прыжковая выносливость у девочек резко возрастает в 9 – 10 лет, у мальчиков в 8 – 9 и 10 – 11 лет.
Необходимо иметь в виду, что в период полового созревания выносливость в силовых упражнениях и к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности не увеличивается.
Цель подготовки в УТ состоит в физическом совершенствовании и освоении техники основных элементов фигурного катания.
Задачи: укрепление здоровья, гармоническое развитие юных спортсменов, воспитание хорошей осанки, повышение уровня ОФП и СФП, освоение и совершенствование основных элементов фигурного катания, совершенствование выразительности движений, красоты, выполнение 1 спортивного разряда.
На данном этапе особое внимание отводят орально – волевой подготовке фигуристов, повышению тактического мастерства, умению спешно выполнять программы на соревнованиях.
На данном этапе можно постепенно увеличивать объем и интенсивность тренировочных нагрузок. В процессе технической подготовки необходимо овладеть теми упражнениями и соответствующими элементами фигурного катания, которые составляют содержание программ. Двигательные навыки и умения формируют параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в соответствующем виде фигурного катания.
Этап СС занимает 4 года. Возрастные границы его находятся в диапазоне 13 – 17 лет. Данный период многолетней подготовки приходится на подростковый и юношеский возраст. Физическое развитие детей подросткового возраста (12 – 15 лет девочки, 13 – 16 лет мальчики) существенно отличается от развития в предшествующие годы: происходит процесс полового созревания, сопровождаемый интенсивным ростом и увеличением всех размеров тела. В этом возрасте отмечается опережение роста нижних и верхних конечностей по сравнению с ростом туловища, что приводит к изменению пропорций.
С увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышц. Интенсивное нарастание силы происходит в 13 – 14 лет. У девочек существенно ниже как абсолютные, так и относительные проявления мышечной силы.
У подростков начинается излишняя самоуверенность, резкость суждений, часто граничащая с необдуманными действиями, стремление казаться сильными, отважными.
К 17 годам по своему физическому развитию (рост, вес, емкость легких, сила мышц и т.д.) юные фигуристы вплотную приближаются к юношам и девушкам старшего возраста или даже к взрослым спортсменам. В целом же юноши и девушки 16 – 17 лет еще далеко не взрослые люди, и специфика их физиологии не позволяет им применять высокоинтенсивные тренировочные нагрузки в таком объеме, в каком их применяют взрослые высококвалифицированные спортсмены.
В этом возрасте для юношей и девушек характерны осознанное отношение к занятиям фигурным катанием, сила привычки и любви к избранному виду спорта, у них появляется надежда на достижение высоких результатов.
Анатомо – физиологические и психологические изменения в процессе возрастного развития отражаются и на проявлении физических качеств. Таким образом, у 17 – летних фигуристов в основном завершается формирование всех физических качеств.
Тренировочный процесс приобретает ярко выраженный характер углубленной специализации. Главная цель подготовки на данном этапе состоит в дальнейшем совершенствовании общей и специальной физической подготовленности; освоении и совершенствовании программы мастера спорта соответствующем виде фигурного катания: повышении психологической подготовленности; участии в различных соревнованиях.
Задачи подготовки: завершение работы по созданию прочной базы общей физической подготовленности; повышение уровня развития основных физических качеств фигуристов и эффективность их реализации (утилизации); дальнейшее совершенствование техники различных элементов фигурного катания и надежности их выполнения в условиях соревнований; воспитание музыкальных и хореографических способностей, артистизма; обеспечение собственной творческой манеры исполнения элементов и программ фигурного катания с учетом индивидуальных особенностей фигуристов; достижение нормы мастера спорта; дальнейший рост результатов для успешного выступления на российских и международных соревнованиях в своих возрастных группах.
Учебно – тренировочный процесс на данном этапе многолетней тренировки характеризуется усилением специализированной работы физических качеств, спортивной техники и тактики, участием всевозрастающем количестве соревнований. Удельный вес специальной физической, технической, хореографической и тактической подготовки значительно увеличивается за счет времени. Отводимого на специальную подготовку.
Техническая подготовка направлена на повышение количества, разнообразия и трудности элементов, чистоты и уверенности их исполнения.
Для этого этапа тренировки характерен целеустремленный поиск индивидуальных форм работы в соответствии с морфологическими, функциональными и психологическими особенностями каждого фигуриста. Важно выявить их способности к одиночному катанию, парному катанию, танцам на льду.