В 1911 году снял голодающих Поволжья.




Киноиндустрия в России начала XX века

(Источники:

Жорж Садуль. Всеобщая история кино. Том 2.

Н. А. Лебедев. Очерки истории кино СССР Немое кино: 1918 – 1934 годы.

И. Н. Гращенкова. Кино Серебряного века.)

 

В конце XIX–начале XX столетия в Европе и Америке уже снимали фильмы. Россия же еще воспринималась европейскими и американскими кинопроизводителями как огромный рынок сбыта кинопродукции. В разных городах России начали открываться представительства крупных европейских кинокомпаний: «Братья Патé», «Гомóн» и др. Даже первую хронику жизни царской семьи доверили снимать иностранцам.

В 1908 году фирма «Братья Пате» снимают первый документальный фильм из русской жизни «Донские казаки». Затем появляются и игровые фильмы, снятые французскими режиссерами и операторами с участием русских актеров. Выпускаются фильмы-иллюстрации по произведениям русских писателей А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого. Фильмы по сюжетам из русской истории – «Пётр Великий», «Марфа-посадница». Фильмы эти делались для показа как в России, так и за рубежом.

Российские кинопредприятия в большинстве своем начинали свою деятельность как представители европейских фирм. «Ханжонков и Ко» – итальянских, «Тиман и Рейнгард» – немецких, «Ермольев, Зархин, Сегель и Ко» – французских. Постепенно российские предприниматели начали не только распространять, но и сами снимать фильмы.

Кинопредпринимательство распространялось по стране, охватывая провинциальные центры: Екатеринодар, Киев, Баку, Ригу, Варшаву, Одессу, Харьков, Ярославль. Фирмы возникали, сливались, исчезали. На экране можно было увидеть множество сцен из российской жизни. Кинопроизводство активизировало жизнь местных театров, прессы.

 

Перечислим основные российские кинопредприятия и их основателей.

 

Александр Осипович Дранкóв.

Выходец из небогатой еврейской семьи, он сумел стать фотографом и поставщиком царского двора, фотографом при Думе, корреспондентом ряда крупнейших европейских газет. Дранков был допущен к съемкам официальной «царской хроники».

В 1908 году Дранков вывозит в Европу программу русских фильмов – событийную хронику, видовые ленты. Он сумел удивить Париж первым опытом «чернухи на экспорт » – фильмом «Бывшие люди – типы М. Горького» («Хитровцы»).

Дранков гнался за всем сенсационным, модным, новым, а потому часто опережал других.

В 1907 году он стал первым кинорепортёром в России.

В 1908 году выпустил первый образец цветной хроники (техника виража).

В том же году стал продюссером первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница») – инсценировки в живых картинах русской народной песни. Фильм имел оглушительный зрительский успех.

В 1911 году снял голодающих Поволжья.

Организовал первые съёмки на каторге острова Сахалин. Запечатлел отправление крестьян-переселенцев в Сибирь и за Урал.

Благодаря Дранкову появился первый кинопортрет Л. Н. Толстого, кинопортреты М. Горького и Л. Андреева, первого русского олимпийского чемпиона-фигуриста Панина, актёра В. Давыдова, министра П. Столыпина.

Дранков первым в России использовал и фоторекламу фильмов.

Позже Дранков безошибочно просчитал интерес зрителя к авантюрно-приключенческому многосерийному фильму. «Сонька – золотая ручка» – фильм, снятый по материалам судебного следствия, предок нынешних криминальных сериалов.

 

Торговый дом «А. Дранкóв и А. Талдыкин». Для съемок фильмов по национальным историческим сюжетам Дранков привлек Алексея Талдыкина, владельца старейшей костюмерной в Москве.

В 1913 юбилейном году Дранков и Талдыкин выпустили «историческую картину в трех отделениях» «Трёхсотлетие царствования дома Романовых». На фильм, выполненный в стилистике народного лубка, были затрачены серьезные силы. Декорации делал Е. Бауэр. Режиссером был мхатовец А. Уральский. В роли Михаила Романова дебютировал замечательный актер Михаил Чехов. Фильм эффектно завершался хроникальными кадрами коронации Николая II, снятыми французским оператором Камилом Серфом в мае 1896 г.

 

Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» – фирма, созданная в 1910 году немцами Паулем Тиманом, директором одного из отделов фирмы «Гомон» в Москве, и владельцем табачных фабрик в Москве Фридрихом Рейнгардтом.

Тиман к тому времени уже имел кинематографический опыт. Первые свои фильмы на сюжеты русской классической литературы он снимал на Кавказе. Демонстрировались они в сопровождении граммофона: «Демон» М. Лермонтова под музыку А. Рубинштейна, «Кавказский пленник» А. Пушкина под музыку Ц. Кюи.

Для работы в фирме Тиман пытался привлечь знаменитых театральных режиссеров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, основателей Московского художественного театра (МХТ, будущий МХАТ), но они отказались работать в кино. В 1915 году фирма Тимана выпустила фильм Вс. Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду. Яков Протазáнов, начинавший в фирме как переводчик, вскоре стал известным кинорежиссером. Вместе с театральным актером и режиссером В. Гардиным он возглавил творческую группу фирмы.

К съемкам Тиман привлекал ведущих театральных актёров Москвы: Екатерину Рощину-Инсарову из Театра Незлобина, Александра Бестужева от Корша, Марию Германову из МХТ.

Тиман начал создавать своеобразную кинобиблиотеку «Русская золотая серия» в виде цикла экранизаций художественной классики (Л. Толстого, М. Лермонтова, И. Тургенева, А. Стринберга), а также модных беллетристок (А. Вербицкой, Е. Нагродской, А. Мар, В. Крыжановской-Рочестер).

В фирме Тимана и Рейнгардта выросли талантливые кинематографисты: оператор Александр Левицкий, кинохудожник Владимир Егоров, кинорежиссёры Владимир Гардин, Яков Протазанов, Всеволод Мейерхольд. У фирмы было свое творческое лицо и своя зрительская аудитория, не самая широкая, но весьма значимая для эпохи Серебряного века: интеллигенция, молодежь, тянущаяся к искусству, творческая богема.

В 1914 году, в первые дни войны, фабрика «немцев» Тимана и Рейнгардта едва не подверглась разгрому шовинистически настроенной толпы. Тиман выпускал антинемецкие агитки. Участвовал в организации лазарета на пожертвования кинематографистов. Но все равно вскоре был интернирован в Уфу.

После этого Протазанов и Гардин покинули фирму, утратившую положение одного из лидеров российского кинопредпринимательства.

 

Владимир Ростиславович Гардин. Театральный актер и режиссер. Начал кинокарьеру в фирме «П. Тиман и Ф. Рейнгардт». Затем совместно с миллионером Владимиром Венгеровым создал собственное предприятие – Торговый дом «В. Венгеров и В. Гардин». Мечтал привлечь к съемкам всю труппу МХТ.

Сам Гардин, став совладельцем кинофирмы, снимал не много, поручая постановки другим режиссерам. Практиковал совместные постановки. Фильм «Барышня-крестьянка» Гардин поставил вместе с ведущей актрисой своей фирмы Ольгой Преображенской. Тем самым он помог войти в русское кино первой женщине-режиссёру.

В память о великой театральной актрисе Вере Фёдоровне Комиссаржевской, вместе с которой Гардин играл в одноименном спектакле, он экранизировал «Дикарку» А. Островского и В. Соловьева.

Снял двухсерийную экранизацию «Приваловских миллионов» по Д. Н. Мамину-Сибиряку на Урале, в местах, описанных в романе.

Увлекшись постановкой в МХТ пьесы Л. Андреева «Мысль», перенес её на экран, как своеобразный эксперимент в области экранного психологизма.

В 1916 году Гардин организовал Студию кинематографического искусства для подготовки профессионалов-кинематографистов – режиссёров, актёров, операторов, художников. Но вскоре Гардин был призван в армию, а без него Студия так и не заработала. Идея воплотилась в жизнь лишь в 1919 году, когда в Москве открылась Первая госкиношкола, созданная и поначалу возглавлявшаяся Гардиным.

Торговый дом «Д. Харитонов». Дмитрий Харитонов, человек из самых низов, начал с проката и оборудования кинотеатров в 1907 году. Харитонов строил кинотеатры в крупных промышленных и торговых городах — Одессе, Ростове-на-Дону. Имел собственный электротеатр «Аполло» в Харькове. Этот кинотеатр был одним из лучших в стране и больше напоминал театр (фойе с колоннами, ложи). Цена билета, доходившая до 5 рублей (стоимость золотых часов), определяла и тип зрителя.

В 1909 Харитонов решил финансировать производство «малороссийских сюжетов», тем самым положив начало украинскому кино.

В 1916 году начал постройку кинофабрики в Москве. Возвёл трехэтажное здание кинолаборатории, закупил новейшее оборудование в Америке.

Успех своего дела Харитонов связывал исключительно с актёрами. Огромными гонорарами, выгодными долгосрочными договорами, выплатой колоссальных неустоек он переманил из других фирм почти всех ведущих актёров. За ними потянулись режиссёры, операторы, художники. Сначала обобранные Харитоновым конкуренты посмеивались над «неразумной жадностью» привлечения в один фильм сразу нескольких звезд первой величины. Но вскоре поняли, что такое «созвездие» многократно увеличивает его зрительский потенциал, несравнимый с затратами на высокие гонорары.

Харитонов угадал один из главных механизмов русской киномании. Это была особая, близкая к обожествлению любовь к «королеве» и «королю» экрана. Такие харитоновские фильмы как «У камина», «Позабудь про камин», «Молчи, грусть… молчи» месяцами шли в кинотеатрах. Был преодолен «комплекс новизны», один из основных движителей репертуара, рассчитанного на однократный просмотр.

Дела фирмы освещали специальный журнал и серия буклетов. Харитонов наладил широкую печать и продажу по всей стране портретов кинозвезд. За два года он выпустил 80 фильмов. Во всем этом уже просматривались начала промышленного, американизированного кинопроизводства.

 

 

Товарищество «И. Ермольев». Иосиф Николаевич Ермольев начал работать в кино в 18 лет в фирме «Братья Патé». Был переводчиком, киномехаником, продавцом и, в конце концов, заведующим всего прокатного отдела фирмы.

В 1914 году 25-летний Ермольев создал и возглавил Товарищество «И. Ермольев», возникшее как дочернее предприятие фирмы «Братья Пате».

Ермольев не закупал оборудования за границей, уверенный, что русские специалисты, если их поддержать, сделают лучше и дешевле. И техник Николаев, поставивший фирме особые осветительные приборы, а также инженер Н. Попов, построивший фабрику и затем ставший её директором, его не подвели.

Ермольев разрабатывал два основных направления — кино для широкого, «простого» зрителя и для искушенного современной литературой, театром, интеллигентного зрителя.

В первом случае это был авантюрно-приключенческий жанр, народная бытовая драма и экранизации народных песен («песенное кино»). На столе у Ермольева лежал песенник, и он сам выбирал, что снимать в тот или иной день: «Пару гнедых», «Вниз по матушке, по Волге» или «Вот мчится тройка почтовая». Главным специалистом таких постановок был Чеслав Сабинский.

Но основным для Ермольева было второе направление, представленное различными вариациями жанра психологической драмы: бытовой, социальной, мистической. Фильмы снимались по литературным произведениям (А. Пушкина, Л. Толстого, Г. Ибсена, Ги де Мопассана, а также М. Пазухина, А. Винниченко) или по оригинальным сценариям. Неизменным было обращение к внутренней жизни персонажей, показ сложных, нередко болезненных отношений, чувств, страстей, овеянных мистическими настроениями.

Понимая, что такого рода фильмы требуют особого уровня постановки и исполнения, Ермольев собрал первоклассный актёрский ансамбль звезд театра. Среди них были мхатовцы: Ольга Гзовская, Вера Орлова, Пётр Бакшеев, Николай Панов, Вера Павлова. Владимир Гайдаров из Малого театра. Лидия Рындина из Театра Незлобина. И – звезда первой величины, настоящий киноактер, прошедший театральную школу Иван Мозжухин. Талант этого исполнителя во многом определяли эстетическое лицо фирмы. Актерские супружеские дуэты отличала особая проникновенность исполнения. Мозжухин – Лисенко, Гзовская – Гайдаров – эти пары украсили многие фильмы.

Узнав, что Протазанов покинул фирму Тимана, Ермольев пригласил его главным режиссёром. Союз Я. Протазанова и Мозжухина дал высочайшие образцы режиссёрско-актерского кино в фильмах «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Сатана ликующий» и «Отец Сергий». Рядом успешно работали ученики Протазанова – Александр Волков и Георгий Азагаров.

Ермольев отлично чувствовал культурные запросы отечественной аудитории и прочно удерживал одно из первых мест в киноиндустрии.

 

Михаил Семенович Трофимов был скорее меценатом, Третьяковым от кинематографии. Он говорил: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве». Действительно, зарабатывал он на строительстве, а кинодеятельность была для него затратной.

Первый кинематографический опыт Трофимова – съёмка весной 1914 года «Торжества в селе Красном Костромского уезда по случаю открытия памятника императору Александру II в присутствии начальствующих лиц губернии».

Возникшее в 1915 году Товарищество «Русь» Трофимова оказалось самым крепким среди русских кинопредприятий, просуществовашим 10 лет. «Кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр», – говорил Михаил Семенович.

Главной заботой для Трофимова было с кем работать, где и как найти «своих людей, да таких, для которых искусство – дело святое».

Заведующим производством в «Руси» стал Моисей Алейников. Режиссёр Александр Санин в письме к А. А. Блоку писал: «Хозяев тут двое… Трофимов – самородок… настоящая «натура». Смесь широты, огня, размаха богатырского с какой-то славянской застенчивостью, чисто славянской скромностью и мягкостью… Алейников – инженер, вдумчивый, истинно культурный человек. И как они добавляют друг друга».

Главой литературного отдела фирмы был поставлен Николай Ефимович Эфрос – театральный критик, историк театра, подлинный знаток и ревнитель эстетики МХТ, исследователь драматургии Чехова.

Во многом благодаря Эфросу вокруг «Руси» сплотилась великолепная мхатовская труппа: Л. Леонидов, В. Качалов, И. Москвин, О. Гзовская, К. Хохлов, Н. Подгорный.

Главным режиссёром был приглашен Александр Акимович Санин, сорежиссёр Станиславского в первых мхатовских постановках 1898–1899 годов.

Художником Санин пригласил Виктора Симова, поставившего 50 спектаклей в МХТ. «Великолепный русский» – так назвал его В. И. Немирович-Данченко. По духу передвижник, избравший для постановки в театре стиль поэтического жизнеподобия, Симов очень успешно работал в кино.

Мхатовцем был и оператор Юрий Желябужский – сын Марии Фёдоровны Андреевой, звезды театра, с детства дышавший его воздухом.

Именно «Русь» стала преемницей культурных и эстетических традиций МХТ, соединившего воедино большую режиссуру и большую литературу. Кинематографисты «Руси» экранизировали классику – А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Метель»), А. И. Герцена («Сорока-воровка»), Л. Н. Толстого («Божеское и человеческое»). Штатными сценаристами фирмы стали многие писатели и поэты: Евгений Чириков, Дмитрий Мережковский, Фёдор Сологуб, Валерий Брюсов, Александр Блок, Юргис Балтрушайтис.

К сценарной и постановочной работе Алейников привлек своих начинающих молодых родственников, двоюродного брата Фёдора Оцепа и Юлия Райзмана. И не ошибся – оба стали режиссёрами.

Коллектив «Руси» жил и работал как товарищество близких по культуре и духу людей. Санин в одном из писем писал: «… Люди здесь показались мне чудесные – широкие, бодрые, любящие кинематографию, её будущее ».

После февральской революции 1917 года Трофимов сосредоточился на ранее недоступной тематике – религиозной. Санин снял мистическую легенду «Девьи горы» о блуждании Сатаны и Иуды по земле в напрасных поисках Девы непорочной. Луначарский назвал этот фильм «настоящим художественным достижением». Однако он так и не вышел на экраны.

Один за другим снимаются фильмы, образующие цикл «Лгущие богу», название которому дал первый из них – уголовная драма, снятая по материалам судебного процесса над хлыстовской сектой. Снимается фильм «Белые голуби» о скопцах. «Бегуны», «Лжемасоны» («Калиостро»), «Масоны» – фильмы, отрицающие ереси во имя подлинной веры.

Второй задуманный Трофимовым цикл «За единую Россию» получил воплощение в единственном фильме «Жизнь – Родине, честь – никому » Это большой двухсерийный фильм, снятый пришедшим от Ермольева режиссером Александром Волковым. Съёмки шли осенью 1919 года на юге, занятом Добровольческой армией. Десятитысячная массовка. Танки, артиллерия, кавалерия. Эта «белая» агитационная драма представляла большевизм как крах России, измену, шпионаж в пользу Германии, а белое движение – как подвиг во имя её возрождения. Казалось бы, Трофимов сделал свой выбор. Такой фильм мог стать мандатом бегства в эмиграцию в 1920 году вслед за Добровольческой армией. Но Трофимов не эмигрировал.

В конце 1918 года «Русь» была национализирована. Несмотря на идущую Гражданскую войну она, всем на удивление, активно проводила свою эстетическую программу.

В 1919 Санин снял фильм по рассказу Л. Толстого «Поликушка». «Поликушка» стал первым советским фильмом, покорившим зарубежные экраны. В Америке его зачислили в десять лучших мировых фильмов года. Немецкая и английская пресса писали о «Поликушке»: «Как все, что идет из России, и этот фильм обращается непосредственно к душе человека»; «Если бы кинематографическое искусство с самого начала не было отклонено коммерческими соображениями от своего правильного пути, если бы оно было подлинном народным искусством, тогда кинематография уже давно начала бы с того, что показано здесь»; «Воистину, великое могут создать художники, когда они святые ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: