Северо-Кавказский федеральный университет




Психолог — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов становления человека, его поведения, используя эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода психологических и житейских проблем, адаптации человека к окружающему миру, улучшению психологической среды человека дома и на работе.

 

РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Психоаналитик, Психотерапевт, HR-менеджер, менеджер по рекламе, маркетолог, менеджер по связям с общественностью

СФЕРЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Администрирование, Здравоохранение, Образование

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ

Тип профессии по предмету труда: Сферу деятельности психолога можно разделить на два направления: теоретическую и практическую. Психолог-исследователь работает в институтах и лабораториях как преподаватель психологических дисциплин. Психолог-практик работает во всех сферах личной и общественной жизни человека (организационная, клиническая, юридическая психология). Организационный психолог работает в консалтинговых фирмах с организациями, предприятиями, консультируя персонал и руководителя по вопросам психологии управления, маркетинга, рекламы. Клинический психолог работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм. Юридический психолог работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка или консалтинговых фирмах, определяет особенности криминальной психологии. Психолог в образовании работает в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях.

Тип профессии по признаку цели: Гностический.

Тип профессии по средствам труда: умственный, ручной

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Класс профессии: Психолог исследует, каким образом психологические, экономические и организационные факторы производства оказывают воздействие на трудовую деятельность работников организации. Целью такой работы является планирование мероприятий по улучшению условий труда и повышению эффективности работы. Определяет психологические факторы и занимается составлением программ социального развития. Сопоставляет теоретические результаты психологических исследований с практической деятельностью, готовит рекомендации и предложения по проделанной работе. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку. Участвует в формировании трудовых коллективов, проектирует систему организации труда и рабочего времени. Проводит консультации с руководителями предприятий по вопросам социально-психологических проблем управления производством, социального развития коллектива.

 

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

Особенности профессии

Основные виды деятельности психолога:
Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.
Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.
Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.
Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

Обязанности психолога

Психолог исследует, каким образом психологические, экономические и организационные факторы производства оказывают воздействие на трудовую деятельность работников организации. Целью такой работы является планирование мероприятий по улучшению условий труда и повышению эффективности работы. Определяет психологические факторы и занимается составлением программ социального развития. Сопоставляет теоретические результаты психологических исследований с практической деятельностью, готовит рекомендации и предложения по проделанной работе. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку. Участвует в формировании трудовых коллективов, проектирует систему организации труда и рабочего времени. Проводит консультации с руководителями предприятий по вопросам социально-психологических проблем управления производством, социального развития коллектива. В зависимости от вида деятельности организации должностные обязанности психолога могут быть следующими:

· проведение психологических тренингов;

· консультирование и помощь людям в сложных или критических ситуациях.

· оценка психологических качеств людей;

· консультирование руководства по вопросам управления коллективом;

· развитие и обучение детей;

· адаптация работников к новым условиям или коллективу.

В ряде компаний предусматриваются и иные функции психолога: проведение деловых или развивающих игр, подбор персонала, написание статей и книг и т.д.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

Специалист в области психологии должен обладать такими личностными качествами:

– гуманность;

– общая и профессиональная культура;

– организованность в работе;

– любовь к порядку, аккуратность;

– стрессоустойчивость, высокий уровень саморегуляции;

– высокий уровень концентрации внимания;

– коммуникабельность;

– способность длительное время заниматься решением одной проблемы;

– высокая наблюдательность.

К профессионально важным качествам Психолога относятся:

 высокий общий и эмоциональный интеллект

 умение внимательно слушать и слышать человека

 терпимость

 умение сопереживать и успокоить

 тактичность

 ответственность

 наблюдательность

 эмоциональная устойчивость

 оптимизм и уверенность в своих силах

 креативность

 

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе Психолога, относятся:

· нервно-психические заболевания;

· сердечно-сосудистые заболевания;

· хронические инфекционные заболевания;

· заболевания верхних дыхательных путей;

· поражение зрительного и слухового анализаторов;

· заболевания речеголосового аппарата;

· заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимо знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

В области психологии специалист должен:

1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14. знать основные закономерности психологии образования;

15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Если раньше должность психолога имелась разве что в образовательных или здравоохранительных учреждениях, то в последние годы таких специалистов стало существенно больше. Психологи работают:

· в тренинговых центрах;

· в социальных учреждениях;

· на биржах труда и в центрах профориентации;

· в военных учреждениях;

· в индустрии спорта;

· в некоторых коммерческих компаниях.

Помимо этого многие специалисты работают сами на себя — занимаются частной практикой.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Психологи могут работать как индивидуально, так и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов (агентства, отделы кадров крупных предприятий или компаний, обазовательные учреждения и учреждения здравоохранения). Бóльшую часть дня работают в помещениях.

В работе психологи используют ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Специальной формы не предусмотрено; обычно в одежде выдерживается деловой стиль.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ

Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее. Кроме того, работа в условиях постоянного напряжения, стресса может привести к неврозам и депрессии.

 

ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для работы по профессии Психолога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Психологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Психологом.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Образовательные организации высшего образования:

Северо-Кавказский федеральный университет

Специальность:Психология личности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: