О.С.АРТЕМЬЕВ, Т.В.БАТВЕНКИНА, А.А.ВАЙС, Л.И.РОМАНОВА
___________________________________________________
ОСНОВЫ
ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Красноярск
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
О.С.Артемьев, А.А.Вайс, Л.И.Романова
ОСНОВЫЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве учебного пособия по курсовому проектированию для студентов специальностей 260400, 260500 всех форм обучения
Красноярск
Артемьев, О.С. Основы лесопаркового хозяйства: учебное пособие по курсовому проектированию для студентов специальностей 260400, 260500 всех форм обучения / О.С.Артемьев, А.А.Вайс, Л.И.Романова. – Красноярск: СибГТУ, 2007. - 34 с.
Предназначено для выполнения курсовой работы по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства».
Оснащено необходимым нормативно-справочным материалом, который может быть использован студентами для курсового и дипломного проектирования, а также аспирантами, инженерно-техническими работниками и сотрудниками научно-исследовательских и проектных учреждений и предприятий лесопаркового хозяйства.
Рецензенты: д-р биолог.наук И.Н.Третьякова (ИЛ СО РАН),
доц. Репях М.В. (методический совет СибГТУ)
© О.С.Артемьев, А.А.Вайс, Л.И.Романова
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2007
Введение
Лесопарковое хозяйство ведется в лесах рекреационного значения, то есть в лесах, предназначенных для отдыха населения. В отличие от лесного хозяйства, направленного, прежде всего, на выращивание древесины, основная цель лесопаркового хозяйства – создание оптимальных условий для отдыхающих. В силу этого в рекреационных лесах проводятся специфические мероприятия, которые повышают эстетические, санитарно-гигиенические и рекреационные свойства насаждений. Это мероприятия по формированию лесопарковых ландшафтов, мероприятия по благоустройству лесов и т.д.
|
При изучении курса «Основы лесопаркового хозяйства» предусмотрена курсовая работа. Она предназначена для развития навыков по проектированию и проведению работ, проводимых при ведении лесопаркового хозяйства.
Учебное пособие оснащено всем необходимым справочным материалом, теоретическими сведениями, выписками из нормативов и контрольными вопросами для самоподготовки.
Пособие предназначено для студентов специальностей 260400, 260500 для выполнения ими курсовой работы по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства» очной и заочной формы обучения. Кроме того, его можно рекомендовать студентам специальности 320800 по дисциплине «Лесопарковое устройство» и дипломникам вышеуказанных специальностей.
Проектирование лесопарковой мебели
1.1 Задание на проектирование лесопарковой мебели
Для удобства отдыхающих в лесопарковых лесах предусмотрено размещение малых архитектурных форм. К ним относятся скамьи, беседки, павильоны, навесы от дождя и солнца, лесопарковая мебель, и т.п.. Количество и наименования малых архитектурных форм, устанавливаемых на территории лесопарковых частей, определены нормативами. Лесопарковая мебель должна быть деревянной и органично вписываться в окружающий ландшафт. Кроме того, она должна быть прочной. Поэтому, как правило, она изготавливается из стволов деревьев с минимальной их обработкой. Изображения лесопарковой мебели показаны в приложении Б. Это оборудование может изготавливаться на месте, силами предприятий ведущих лесопарковое хозяйство.
|
Для предохранения древесины от загнивания и продления службы оборудования деревянные части лесопарковой мебели следует антисептировать. Части с красивой фактурой древесины можно пропитать горячей натуральной олифой и покрыть водостойким лаком, или использовать “морилку”, которая придает тёмный цвет мореного дерева; металлические - серой, тёмно-серой или чёрной краской. Деревянные части оборудования, соприкасающиеся с землей, антисептируют горячим битумом, либо пропитывают 20% раствором медного купороса, или обжигают на костре.
В курсовой работе ставится задача освоить проектирование лесопарковой мебели, а именно комплекта лесопарковой мебели, состоящей из стола и сидений. Он должен быть рассчитан, как минимум, на 4 взрослых отдыхающих. Для этого каждому студенту выдается задание, включающее в себя данные измерений диаметров дерева. Полученное задание вносится в таблицу 1.1, образец которой приведен.
Таблица 1.1 – Данные обмера ствола (образец)
Длина от пня, м | |||||||
Диаметр, см | |||||||
Площадь сечения, м2 | 0,0314 | 0,0254 | 0,0177 | 0,0133 | 0,0078 | 0,0038 | 0,0028 |
Используя полученные данные, студент должен спроектировать комплект лесопарковой мебели из полученной модели ствола дерева. При этом следует учитывать то, что процент отходов не должен превышать 20%.
|
1.2 Составление схемы ствола
На листе бумаги формата А4 чертится схема ствола. Для того, чтобы ствол поместился на листе, принимается масштаб по длине 1:100, по диаметру 1:4. Вначале посредине листа проводится линия размером, равным длине ствола в принятом масштабе. Например, если длина ствола 25 м, то длина линии будет, в соответствии с принятым масштабом 1:100, 25 см. На проведенной линии отмечаются значения длины, указанные в задании (табл.1.1). Затем перпендикулярно этой линии в масштабе (1:4) откладываются диаметры ствола, приведенные в таблице 1.1. Края отложенных линий соединяются от руки. Пример схемы ствола показан на рисунке 1.1. Схема ствола необходима при проектировании, в том случае, когда нужно узнать диаметр тех частей ствола, которые не указаны в задании и для расчета объемов отходов.
После составления схемы ствола по сложной формуле срединного сечения (Губера) вычисляется объем ствола.
Рисунок 1.1 – Схема ствола
V= (ν1+ν2+…+ νn) 2+Vверш., (1.1)
где V – объем ствола, м3;
ν - площадь сечения ствола на нечетных метрах, м2;
Vверш. – объем вершины, м3.
Площади сечений ствола определяются по таблице «Площади сеченийпо диаметрам стволов и объемы однометровых цилиндров», объем вершины – по таблице «Объемы лесоматериалов из вершинной части ствола» приведенных в приложении А, а также в справочнике по таксации лесов Сибири [10].
1.3 Чертеж лесопарковой мебели
Лесопарковая мебель изготавливается из ствола дерева путем продольного распиливания ствола на пластины или путем поперечного распиливания ствола. Использование досок или других пиломатериалов для изготовления лесопарковой мебели нежелательно по двум причинам. Во первых - минимально обработанные части ствола органично вписываются в лесопарковый ландшафт, во вторых - для уменьшения поломок лесопарковой мебели ее части должны быть максимально прочными.
С целью экономии лесоматериалов лесопарковую мебель следует проектировать так, чтобы отходы не превышали 20 % от объема ствола. Объем отходов рассчитывается по простой формуле срединного сечения, имеющей следующий вид:
V= ν0,5 L, (1.2)
где V – объем отходов, м3;
ν0,5 – площадь сечения на ½ длины отходов, м3;
L – длина отходов, м.
При проектировании следует учитывать следующие условия:
Мебель предназначена для взрослых отдыхающих, поэтому ее размеры должны быть такими, чтобы как минимум 4 взрослых отдыхающих могли с комфортом разместиться на проектируемой лесопарковой мебели.
Чтобы лесопарковую мебель не могли перенести, а также для повышения ее устойчивости, вертикальные опоры закапываются в землю на 0,4 м, наклонные – на 0,7 м. На схеме ствола (рисунок 1.1) показывается, какие части ствола будут использованы для изготовления той или иной части комплекта лесопарковой мебели. В проектируемом комплекте могут быть следующие части: столешница, сиденье, опора стола, опора сиденья, спинка сиденья, опора спинки, чурак. При необходимости можно добавлять другие части.
Пример чертежа комплекта лесопарковой мебели показан в приложении В. Масштаб чертежа выбирается самостоятельно, но так, чтобы чертеж лесопарковой мебели поместился на листе формата А4. Размеры указываются в см. На чертеже должны быть показаны 2 вида проектируемого комплекта (например, вид спереди и вид сбоку). Их выбор определяется тем, чтобы на чертеже были изображены все части лесопарковой мебели. Крепежные детали показывать необязательно.
2 Проектирование дорожно-тропиночной сети и малых архитектурных форм
2.1 Проектирование дорожно-тропиночной сети
Дорожно-тропиночная сеть является одним из основных и дорогостоящих элементов благоустройства лесопарковых лесов, поэтому её проектировке уделяют достаточно большое внимание.
Расположение дорог и тропинок должно быть тесно связано с архитектурно-планировочным решением лесопарковой территории. Основное их назначение заключается в организации движения посетителей на территории с целью раскрытия в определённой последовательности наиболее живописных мест.
Площадь дорожно-тропиночной сети зависит от посещаемости. Например, в зоне активного отдыха дорожно-тропиночная сеть вместе с площадками должна занимать 10-12% от её общей территории, а в зоне прогулочного отдыха и в лесопарковых частях зеленых зон - 2-5% [4].
При проектировании новых дорог и троп должны соблюдаться следующие требования:
1) прокладывать преимущественно по ровной или слегка холмистой поверхности;
2) объединять отдельные участки, композиционные узлы в единую планировочную систему и обеспечивать передвижение посетителей по всей территории объекта;
3) быть простыми по устройству, иметь живописный вид;
4) иметь целевое назначение (дороги, никуда не ведущие, следует закрыть).
К закрытию существующих дорог надо подходить очень осторожно и учитывать сложившиеся направления движения по ним, особенно для транзитных посетителей, с которыми необходимо считаться; такие дороги следует оставлять. Необходимо также решить вопрос о типе дорог и их технических показателях (ширине, материале покрытия). В местах наибольшего скопления следует проектировать широкие дороги с жестким покрытием, а тропы можно делать с грунтовым покрытием. Во всех случаях надо иметь в виду, что дорожные работы ведутся с помощью механизмов, поэтому ширина проектируемых дорог должна быть увязана с габаритами современных дорожных машин.
Ширина прогулочных дорог зависит от их целевого назначения и может быть от 0.75 м до 3 м.
Вид покрытия дорог зависит от экономических и природных условий. Большая часть дорожно-тропиночной сети грунтовая. Покрытия дорожек могут быть простые и улучшенные различными добавками. Материалами для простых покрытий служат местные грунты, песчаные или суглинистые. Торфянистые, пылеватопесчаные и глинистые грунты для устройства таких покрытий непригодны.
Чаще всего проектируют песчано-гравийные и щебеночно-набивные покрытия пешеходных дорог.
Наиболее дешевыми, простыми по применению являются песчано-гравийные покрытия. Щебеночно-набивные покрытия более долговечны, но и более дорогостоящи по сравнению с песчано-гравийными. На наиболее ответственных участках возможно проектирование дорог с асфальтовым, бетонным или плиточным покрытием.
После окончательного решения составляют схему и ведомость существующей и проектируемой дорожно-тропиночной сетей.
Структура методики проектирования прогулочной дорожно-тропиночной сети показана на рисунке 2.1.
Схему дорожно-тропиночной сети выполняют в масштабе 1:10000 черной тушью. Шоссе изображают черной полоской шириной 2 мм, автодороги – пунктирной линией, тропы - сплошной линией, рядом с которой проводят пунктирную. Все элементы дорожно-тропиночной сети (кроме железной дороги) на схеме нумеруют. На схеме также наносят входы, места расположения спортивных и игровых, обслуживающих устройств, а также места установки лесопарковой мебели.
В курсовой работе составление схемы существующей дорожно-тропиночной сети ведется путем дешифрирования цветных спектрозональных снимков масштаба 1:10000. По ним дешифрируется местоположение железной дороги, шоссе и всех автодорог. Дешифрирование железной дороги и шоссе не вызывает затруднений. Они изображены сплошной линией светло-зеленого или белого цвета. При дешифрировании остальных дорог следует их отличать от ручьев и трасс ЛЭП. Для того, чтобы отличить в лесу трассу дороги от ручья, следует по аэрофотоснимку изучить окружающую их расти-
больше меньше
нет да
Рисунок 2.1 - Структура методики проектирования дорожно-тропиночной сети
тельность. Как правило, растительность вдоль ручья отличается от растительности участка. Трассу ЛЭП от дороги можно отличить следующим образом. На аэроснимках на открытых участках местности трасс ЛЭП не видно, дорога же изображается в виде тонкой линии.
Также на схему наносятся границы населенных пунктов и водоемы (синим цветом).
На полученной схеме нумеруются все элементы дорожно-тропиночной сети, кроме железной дороги. Под элементом понимается участок дороги от одного перекрестка до другого. Нумерация ведется слева направо и сверху вниз.
Затем измеряется длина каждого элемента. Данные измерений вносятся в ведомость. Пример ведомости приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Ведомость дорожно- тропиночной сети
№ элемента дорожно-тропиночной сети | Протяженность, м |
Шоссе | |
Итого: | |
Автодорога | |
Итого: | |
Прогулочная дорога | |
Итого: | |
Всего: |
Вычисляется общая протяженность дорожно-тропиночной сети и ее площадь, в м2 и в % к общей площади объекта. При вычислении площади дорожно-тропиночной сети берется не фактическая ширина дорог, а проектируемая. Она принимается для шоссе 12 м, для автодороги – 6 м, для прогулочных дорог – 3 м.
Полученные данные сравниваются с нормативными. В том случае, если площадь существующей дорожно-тропиночной сети более нормативной, то часть элементов существующей дорожно-тропиночной сети не будет входить в проектируемую дорожно-тропиночную сеть. В первую очередь это наименее посещаемые, едва видимые на аэрофотоснимках дороги.
В том случае, если площадь существующей дорожно-тропиночной сети менее нормативной, все элементы существующей сети входят в проектируемую сеть.
2.2 Размещение малых архитектурных форм
На полученной схеме проектируемой дорожно-тропиночной сети размещают места установки малых архитектурных форм. Их количество и наименование берется в соответствии с нормативами [2, 3, 8].
Малые формы не являются доминантами. Их расстановка и архитектура подчиняются природным факторам. Выбор мест установки малых архитектурных форм рекомендуется осуществлять в два этапа. Предварительное их размещение производится на основе изучения территории лесопарковых лесов по аэрофотоснимкам с использованием схемы дорожно-тропиночной сети. При размещении малых архитектурных форм следует учитывать, что лесопарковая мебель и скамьи размещают вдоль дорог и наиболее посещаемых троп, у перекрёстков, на видовых точках. Беседки, павильоны располагают у входов, в местах массового отдыха, а также в наиболее живописных местах с хорошим обзором местности: на вершинах холмов, крутых склонах водоёмов; навесы от дождя - вдоль дорог равномерно по их длине.
Санитарные устройства следует проектировать на расстоянии не более 500 м друг от друга, декорируя кустарником и в то же время, не отдаляя их от пешеходных дорог[4].
Малые архитектурные формы не должны равномерно распределяться по всей территории объекта. Густота их размещения должна прямо зависеть от посещаемости участков. Больше всего малых архитектурных форм проектируется у мест массового посещения (водоемы), вблизи остановок общественного транспорта, у дорог.
Окончательное размещение малых архитектурных форм производят при натурном осмотре местности. При этом добиваются того, чтобы они органично вписывались в окружающий ландшафт. Для расстановки лесопарковой мебели выбирают места у наиболее посещаемых дорог и в то же время частично огороженные кустарником. Примерно половину скамей следует устанавливать на солнце, остальные в тени. При прочих равных условиях малые архитектурные формы размещают в первую очередь на участках, имеющих меньшую стадию рекреационной дигрессии леса.
Пикниковые столы и очаги устраивают вблизи водоёмов на удалении от стен леса.
Ввиду невозможности выезда во время лабораторных занятий на территорию проектируемого объекта, производится только предварительное (по аэроснимкам) размещение малых архитектурных форм. При этом они наносятся на схему проектируемой дорожно-тропиночной сети с помощью следующих условных знаков:
■ –комплект лесопарковой мебели;
● –беседка;
▲ –туалет.
В курсовой работе указывается количество и наименование проектируемых малых архитектурных форм.