Модульная единица 9. «Экономические методы управления качеством»
Цель занятия: Изучить экономические и статистические методы методы управления качеством
1.. Управление затратами на качество.
Цель занятия – ознакомиться с основными методами определения затрат на улучшение качества продукции.
Затраты на качество определяются прежде всего расходами, связанными с реализацией стадий жизненного цикла продукции. Это затраты на маркетинговые исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, доставку и монтаж, а также техническое обслуживание. Затраты на качество могут быть как внутренними, так и внешними. Первые определяются внутренней деятельностью и расходами, связанными с продукцией. Вторые представляют расходы, связанные с поставщиками, потребителями, агентами, дилерами и т.д.
Затраты на качество имеют большое значение, так как практически всегда они достаточно высоки и означают снижение прибыли и потерю заказов. Затраты, связанные с качеством, имеют широкий спектр и определяются отказами систем, браком, переработкой, поздней доставкой, жалобами на обслуживание и гарантии, отзывами о продукции и т.д.
Известно, что затраты на качество определяются затратами на производство бездефектной продукции, затрат на устранение допущенного брака и затрат на управление производством и организацией в целом.
Рассмотрим управленческие затраты. В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
- транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;
|
- снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на материальные - соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;
- затраты на подразделения, контролирующие производство;
- связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.;
- затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Следует заметить, что определение управленческих затрат процесс гораздо более сложный, нежели расчёт затрат производственных. Производственные затраты прямо относятся к стоимости продукции и поддается прямому счету. В отличие от этого величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно.
|
В настоящее время при определении управленческих затрат широко используются такие методы как ABC, ФСА, QFD, FMEA и другие. На этом занятии рассматриваются два наиболее часто используемых метода – АВС и ФСА.
Функционально – стоимостный анализ (ФСА) представляет собой системное сочетание правил, приёмов, процедур, ориентированных на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации при сохранении или повышении качества объекта.
В настоящее время ФСА рассматривается в качестве системы количественного измерения и анализа бизнес – процессов по критериям эффективности и результативности.
ФСА позволяет сформулировать цель работ, наметить пути достижения этой цели и последовательно пройти по выбранному пути вплоть до реализации намеченной цели, сочетая при этом самые разные, но взаимодополняющие друг друга методы, многие из которых обычно вместе не используются. В число этих методов входят: выявление и удовлетворение требований потребителя; установление показателей, описывающих эти требования; моделирование затрат; усовершенствование БП (реинжиниринг); непрерывное совершенствование в рамках системы менеджмента качества; организация и проведение обучения персонала. Методология ФСА уделяет большое внимание интегрированию и позволяет применять различные методические приемы как единую систему в зависимости от постановки цели анализа.
|
Метод ФСА направлен на максимизацию потребительской стоимости. При проведении ФСА осуществляется оптимизация затрат на всех этапах существования объекта, начиная с момента его проектирования, проходя через производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию, вплоть до утилизации.
Метод требует, чтобы, рассматривая различные характеристики продукта/услуги (затраты, качество, надежность, выполняемые функции и т.д.), соизмеряли их влияние на потребительскую стоимость. Например, решение по усовершенствованию продукции, расширяющее ее функциональные возможности, но увеличивающее затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, столь же неприемлемо, как и решения, снижающие затраты за счет ухудшения качества. При этом важно не путать цену с потребительной стоимостью.
Потребительная стоимость - это полезность (способность удовлетворять ту или иную потребность), соотнесенная с затратами на создание этой полезности.
ФСА призван дать оценку затрат на создание и использование объекта на основе потребительной стоимости. Это обеспечивается за счет всестороннего изучения выполняемых функций и затрат, необходимых для их проявления.
Содержание ФСА основано на следующих принципах – системный подход, функциональный подход, стоимостная оценка функций, результативность и эффективность системы.
ФСА предназначен для решения следующих задач:
- измерить результативность и эффективность отдельных процессов (операций) и стоимостных объектов в целом;
- определить стоимость выполнения бизнес-процессов, основанную на используемых в них ресурсах, и стоимость продукции/услуг, основанную на стоимости процессов, их производящих;
- распознать причинную связь между факторами формирования стоимости и выполнением бизнес-процессов, или отдельными функциями системы либо продукции/услуги.
Основными направлениями использования ФСА являются:
- реорганизация бизнес-процессов (реинжиниринг);
- получение информации для контроля и управления;
- бюджетное планирование, основанное на функциях.
Проводиться ФСА может различными методами и способами, однако можно рекомендовать следующий алгоритм (рис. 1)
Рис. 1. Возможный алгоритм проведения ФСА.
Задание по методу ФСА
Производственное объединение выпускает сложную научно-техническую продукцию, которая должна проходить проверку на соответствие по трем параметрам: «А», «В» и «С». Процедуры проверки по каждому из этих параметров независимы, но должны выполняться последовательно. Порядок выполнения процедур проверки может быть произвольным, однако выполнение проверки на соответствие параметру «А» стоит 10 условных единиц, на соответствие параметру «В» — 20 условных единиц, на соответствие параметру «С» — 50 условных единиц. До 5% выпускаемых устройств могут не соответствовать по одному из параметров. При этом несоответствия могут возникать в устройствах независимо.
1. Оценить максимальный уровень брака в партии устройств.
2. Разработать такой вариант последовательности проверки, чтобы он обеспечивал минимальные затраты на процедуры проверки.
3. Оценить минимальный и максимальный уровень доходности при передаче на реализацию партии из 100 устройств, себестоимость которых в производстве составила 20 000 условных единиц, а рыночная цена продажи может составлять до 25 000 условных единиц.
4. Постройте график зависимости доходности от уровня брака.
5. Что вы можете предложить для снижения брака?
После выполнения задания представить отчёт по пунктам 4 и 5.
Вторым широко используемым методом определения управленческих затрат является АВС – метод. ABC (Activity Based Costing) - метод учета и анализа затрат и других характеристик продукции и услуг на основе вычислений характеристик процессов (операций) и ресурсов, задействованных в этих процессах (операциях).
Название метода переводится на русский язык по-разному. В отечественных учебниках и статьях Activity based costing часто переводится как «функционально-стоимостной анализ» (ФСА). Однако, это неверно, так как акцент в методе ABC делается на затратах, а не на стоимости, как в ФСА.
Метод ABC основан на том, что затраты образуются в результате выполнения конкретных процессов (операций) в связи с производством конкретных продукции/услуг. Применение ABC - метода при расчете себестоимости позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта/услуги, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые.
Процесс расчета себестоимости продукции/услуг с применением ABC предполагает калькуляцию затрат в несколько этапов - в два или в три этапа.
Большинство описаний метода ABC в качестве базовой рассматривают двухэтапную модель распределения затрат:
На первом этапе все затраты распределяются на выполняемые процессы (операции).
На втором этапе стоимости процессов (операций) переносятся на объекты затрат.
Введение дополнительного звена «Ресурсы» в трехэтапном алгоритме позволяет снижать трудоемкость расчетов. Поэтому калькуляция в три этапа применяется чаще.
При использовании этого метода на первом этапе стоимость косвенных затрат организации переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат.
На втором этапе стоимость ресурсов переносится на процессы (операции), «потребляющие» эти ресурсы, пропорционально выбранным драйверам ресурсов.
На третьем этапе стоимость процессов (операций) «поглощается» объектами затрат пропорционально драйверам операций.
В результате может рассчитываться себестоимость любых объектов затрат, интересующих руководителя: продукция, услуги, каналы поставки, каналы сбыта, поставщики, покупатели, отдельные контракты, отдельные организационные единицы и прочее.
Драйвер затрат — параметр, пропорционально которому затраты переносятся на стоимость ресурсов. Например, арендная плата (затраты) распределяется на конкретных сотрудников (ресурсы) пропорционально занимаемой ими площади помещения (драйвер затрат).
Драйвер ресурса — параметр, пропорционально которому стоимость ресурса переносится на стоимость процессов (операций). Например, стоимость работы кладовщиков (стоимость ресурса) распределяется между операциями приемки, хранения, обеспечения сохранности и отгрузки товара пропорционально человеко-часам, необходимым для выполнения этих операций (драйверресурсов).
Драйвер операций — параметр, пропорционально которому стоимость процессов (операций) переносится на объекты затрат. Например, стоимость хранения продукции (стоимость операции) распределяется на себестоимость продуктов, например, «А» и «Б» (объекты затрат) пропорционально хранящемуся на складе объему этих продуктов (драйвер операций).
Объект затрат - любая учетная единица (подразделение, контракт, канал сбыта, вид выпускаемой продукции и т.д.), расходы на которую требуется определять отдельно.
Рассмотрим выделенные этапы трехэтапного алгоритма вычислений по методике ABC более подробно. Для иллюстрации, будем использовать пример некоей условной организации, например ООО «Огнеупор».
Описание учебной ситуации. Торговый ассортимент ООО «Огнеупор» состоит из двух групп:
Группа «А» - это могут быть, например, изоляционные материалы и системы из различных видов керамики.
Группа «В» - это могут быть, например, изоляционные материалы из полимерных материалов и металлических листов.
В каждой группе существуют по два поставщика:
«ПА-1» и «ПА-2» - по группе «А», и «ПВ-1» и «ПВ-2» - по группе «В».
Для придания «жизненности» примеру можно принять, что 1-й поставщик в каждой группе - это производитель, а 2-й - посредник.
У организации «Огнупор» налажены два канала сбыта:
Канал сбыта «С» - например, торговый склад, продажи с которого ведутся самовывозом.
Канал сбыта «D» — например, отдел доставки клиентам.
ООО снимает офис и два склада. Один склад используется для хранения товаров группы «А», а другой - для хранения товаров группы «В».
В собственности Общества находятся:
- электропогрузчик;
- грузовые автомобили;
- компьютеры и оргтехника;
- складское оборудование.
Задание
Необходимо рассчитать себестоимость товаров по двум объектам затрат:
1. «Поставщики», для всех поставщиков ПА-1, ПА-2, ПВ-1 и ПВ-2.
2. «Каналы сбыта», для всех каналов С — самовывоз и D — доставки.
Все затраты в сумме, например, 822 тыс. руб. для выбранных объектов затрат являются косвенными. Остатков готовой продукции, материалов, полуфабрикатов и незавершенного производства на начало и на конец месяца не имеется.
Дополнительные данные для расчетов представляют штатное расписание с указанием заработной платы, затраты по статьям заработная плата, транспортные расходы, расходы на эксплуатацию оргтехники, затраты на автоматизацию и ремонт основных средств, арендная плата. К затратам относится также стоимость ресурсов, таких как директора, начальники отделов, специалисты и другие, а также стоимость оборудования и помещений.
В затраты на операции входят стоимость управления организацией, закупки товаров, складская переработка, продажа товаров.
Произведём расчеты по трехэтапному алгоритму.