Критерий 5. Соблюдение речевых норм.




2 балла ставится за сочинение, в котором нет речевых ошибок вообще или допущено не более 2 подобных ошибок; если допущены 3–4 речевые ошибки, то ставится 1 балл; от 5 и более речевых ошибок – 0 баллов.

Помните, что учитель может поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

Кафедра филологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования дает следующие рекомендации по переводу баллов в обычные школьные оценки по пятибалльной системе:

8, 9, 10–5;

6, 7–4;

4, 5–3;

1, 2, 3–2.

Учтите, что всегда есть нюансы, на которых можно как заработать дополнительные баллы, так и потерять их. Если объем сочинения значительно превышает норму, то возможен более высокий балл даже при наличии речевых и фактических ошибок, но при этом не следует забывать, что, написав много, торопясь, утомившись, есть риск сделать значительно больше подобных ошибок.

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее:

1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта;

2) есть ли в сочинении анализ литературного произведения, подтверждены ли положения работы цитатами;

3) насколько совершенно сочинение композиционно (в том числе присутствуют ли все необходимые части: введение, основная часть, заключение);

4) освещены ли основные положения программы по литературе, касающиеся данного героя, произведения и др.;

5) самостоятельность содержания сочинения;

6) логичность и последовательность изложения материала;

7) наличие речевых, стилистических и фактических ошибок, насколько богат словарный запас пишущего.

К сожалению, практика показывает, что среднестатистический старшеклассник может допустить в сочинении до десятка речевых ошибок, пребывая в полной уверенности, что точно употребляет слова или фразеологизмы, значение которых на самом деле понимает весьма приблизительно.

 

Выбор темы сочинения

 

Выбор темы сочинения – первый важный этап успешности работы. От того, насколько интересна и понятна вам тема, зависит очень многое. При выборе темы следует исходить не только из степени ее трудности. Задайте себе вопросы: нравится ли вам само произведение, образ героя? Насколько хорошо вы помните текст? По произведению, которое вам близко, писать будет легче и интереснее, а значит, скорее всего, оценка будет выше. Не пытайтесь писать по произведению, содержание которого помните приблизительно: экзаменатор обязательно увидит неточности и на полях появится пометка «Ф» – фактическая ошибка, соответственно, оценка будет снижена.

Содержание сочинения должно соответствовать выбранной теме! Внимательно прочитайте ее, осмыслите каждое слово. Приблизительное понимание темы ведет к ее неполному раскрытию или к написанию сочинения «не на тему». Если вы пишете сочинение «Доктор Старцев», то внимание должно быть уделено характеристике героя Чехова как врача, а если на тему «История жизни Ионыча» – эта характеристика отходит на второй план.

Подумайте, чем отличается выбранная вами тема от других, сходных с ней. Так, если пишется сочинение на тему «Жизнь и судьба Евгения Онегина», следует подробно рассказать, какой была жизнь героя, как сложилась его судьба, а если «Мир мыслей и чувств Онегина», то нужно писать прежде всего о внутреннем мире Онегина, о том, насколько способен он чувствовать, что занимает его мысли. Если тема – «Воспитание и образование дворянства в пушкинскую эпоху», ни в коем случае не пишите только о воспитании и образовании Онегина: хорошей оценки вам не получить, потому что эта тема подразумевает повествование также об образовании Ленского, Татьяны. Даже близкие по содержанию темы не должны подменять друг друга: если ваша тема «Нигилизм Базарова: за и против», то не пишите на тему «Образ нигилиста в романе Тургенева “Отцы и дети”», поскольку первая тема дискуссионна и подразумевает приведение доводов за и против нигилизма главного героя романа, а вторая является прежде всего характеристикой персонажа под определенным углом зрения. Тем более должны отличаться сочинения на тему «Образ нигилиста в романе Тургенева “Отцы и дети”» и «Революционер-демократ Базаров»: в первом демонстрируются черты героя как нигилиста, отрицателя, во втором – то, что сближает образ Евгения Базарова с революционерами-демократами его времени.

Помочь вам может ясное представление о том, какую именно разновидность темы вы выбрали. Можно выделить несколько видов тем сочинений:

1) характеристика героя, в том числе сравнительная («Фигура сумрачная, дикая, большая…» (образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»), «Наташа Ростова – любимая героиня Толстого», «Татьяна Ларина – идеал автора», «Братья Кирсановы в романе Тургенева “Отцы и дети”», «Чацкий и Молчалин»);

2) анализ эпизода («Бородино в романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир”», «Сцена бала в комедии Грибоедова “Горе от ума”»);

3) так называемые сквозные темы – рассмотрение какой-либо темы в нескольких произведениях, в литературе определенного периода («Люблю Россию я… (тема родины в русской поэзии XIX века)», «Дуэль в русской литературе», «Образ лишнего человека в русской литературе 19 века», «Пушкин, Лермонтов и Некрасов о судьбе поэта и его назначении»);

4) проблемные темы, темы-вопросы («Проблема человеческого достоинства в драме Островского “Гроза”», «Нигилизм Базарова: за и против», «Почему Раневская и Гаев не могут спасти вишневый сад?»);

5) анализ произведения в целом, например связанный со смыслом его названия («“Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина», «Смысл названия повести А. Платонова “Котлован”»);

6) трактовка теоретического понятия («Гротеск Маяковского»);

7) темы-цитаты, демонстрирующие ее понимание, умение подобрать произведения для ее истолкования («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»);

8) темы-обзоры по современной (последние 20 лет) русской литературе («Тема совести в современной русской литературе», «Изображение интеллигенции в современной русской прозе»);

9) анализ художественных особенностей произведения или творчества писателя («Мастерство Гоголя», «Художественные особенности романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»);

10) темы «эмоциональные» («За что я люблю поэзию Блока», «Мой любимый современный поэт»).

При написании сочинения – характеристики героя нужно не только рассказать о характере персонажа, но и рассмотреть этапы его эволюции. Покажите, как он сформировался, но в то же время не забудьте, что типичное не нечто среднее, а сочетание индивидуального и общего.

Не забудьте, что, раскрывая характер персонажа произведения, нужно не столько пересказывать авторский текст, сколько показать личность героя в развитии, во взаимоотношении с окружающими. Литературный герой – не реальный человек, он создан фантазией автора, поэтому авторское отношение к нему должно быть отражено в вашей работе (желательно также – приемы и средства, с помощью которых показано это отношение). Базаров – не реальный человек 60-х гг. 19 века, а образ, созданный Тургеневым. Именно Достоевский считает, что после убийства Раскольников должен быть отторгнут от людей и мира, поскольку этот мир – творение Божие, а одна из его заповедей – «Не убий!», именно писатель «придумывает» страдания героя.

Часто сочинения, посвященные сопоставлению двух персонажей, композиционно распадаются на две характеристики, не связанные или почти не связанные друг с другом. Такое сочинение не может быть высоко оценено, поскольку не достигается основная цель работы – сопоставление сходных и различных черт героев.

Если вы анализируете определенный эпизод произведения, нужно обязательно продемонстрировать не только то, что происходит в нем, как показаны в нем герои (при этом вы должны хорошо знать текст!), но каково его значение, его место в структуре произведения в целом.

При написании сочинения на так называемую «сквозную» тему очень важно отобрать материал, который отражал бы ее наиболее ярко (проанализировать все, что связано с темой, чаще всего невозможно), и в то же время не пропустить важного смыслового звена. Так, при написании сочинения «Дуэль в русской литературе» нельзя «перепрыгнуть» от дуэли Печорина и Грушницкого к «Поединку» А. И. Куприна, не рассказав о дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении «Тема родины в русской поэзии 19 века» невозможно начать с «Родины» Лермонтова, ничего не сказав о патриотических стихах Пушкина. Следует отразить значимость данной темы для литературы вообще и каждого рассматриваемого автора, приемы и средства раскрытия этой темы авторами, их возможное влияние друг на друга. Однако не забывайте, что анализируемые произведения должны быть рассмотрены с единой точки зрения. Например, соответствует обобщающей теме, хотя и весьма традиционно начало сочинения «Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века»: «Словосочетание “серебряный век” стало устойчивым названием для обозначения поэзии России конца 19 – начала 20 века. (Следует уточнить, что, говоря о Серебряном веке, обычно имеют в виду не только литературу, но и всю культуру этого периода; к сожалению, об этом не всегда говорят в школе.) Это название было дано по аналогии с “золотым веком”, временем, когда творили Пушкин и его современники. Лирика этого периода очень разнообразна. Серебряный век – это целое созвездие поэтов, каждый из которых – воплощение гармонии».

Так называемые проблемные темы требуют прежде всего точного понимания того, какая же именно проблема должна находиться в центре вашей работы. Если тема сформулирована с употреблением слова «проблема» («Проблема чести и достоинства в повести Пушкина “Капитанская дочка”»), писать будет легче. В сочинении должна быть показана значимость рассматриваемой проблемы для автора и его современников, индивидуальное видение ее автором, на каком материале он ее разрешает. Неплохо, если показано и ваше отношение к проблеме. Иногда требуется, чтобы основную проблему сформулировали вы сами, исходя из названия темы. Например, при написании сочинения «Князь Андрей – трагический герой?» проблема может быть сформулирован следующим образом: является ли Андрей Болконский трагическим героем, то есть героем, конфликт которого с миром принципиально неразрешим? Аналогично следует поступать, если названием проблемного сочинения выступает цитата. Например, в сочинении «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)» нужно выделить проблему истинного и ложного величия.

Целостный анализ произведения подразумевает, что вы рассматриваете роман, повесть, пьесу в целом, но с какой-либо определенной точки зрения (многоаспектный анализ даже самого небольшого произведения в сочинении, если это не специфический жанр рецензии, ориентированный на общую характеристику текста, его проблематики и героев, осуществить невозможно). Если это сочинение «“Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни», то вы пишете прежде всего о широте охвата современной Пушкину действительности (в том числе человеческих характеров) в его романе, если «“Мертвые души” – горький упрек современной Руси» – о поэме Гоголя не как о патриотическом или сатирическом произведении, а как о произведении, бичующем нравы и социальный уклад современной ему России, если «“Гроза” – самое решительное произведение Островского», то о разоблачении в этой пьесе «темного царства».

Если вы пишете о смысле названия произведения, то в сочинении должно быть отражено, чем оно обусловлено, значимость этой проблемы (темы, образа) для автора и, возможно, для общества, многозначность слова (слов) в названии, а также его связь с названиями произведений других авторов, если она имеется. Так, в сочинении «Смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”» обязательно должно быть сказано о том, что поединок – это и дуэль, и поединок Ромашова с миром пошлости и солдафонства.

Рассмотрение эстетических понятий, анализ художественных особенностей произведения или творчества писателя – дело весьма непростое, и тем, кто учился не в специализированной гуманитарной школе, лучше за эти темы не браться, поскольку здесь требуется точно представлять, что такое художественный образ, какие образные средства может использовать писатель, знать определение таких терминов, как гипербола, гротеск, ирония, сатира и т. д.

Темы-цитаты интересны, позволяют по-разному интерпретировать материал, показать широту кругозора, знание литературного материала. Такие темы, как «Самопожертвование себя… есть признак высочайшего развития личности…» (Достоевский) или «“Исправьте общество – и болезней не будет”. Можно ли согласиться с этими словами Базарова?», позволяют анализировать под определенным углом зрения не только произведения Ф. М. Достоевского или И. С. Тургенева, но и других авторов. Но если цитата уже прокомментирована, внимательно вчитайтесь в комментарий: не обратив на него должного внимания, вы можете снизить свою оценку. Например, сочинение «“Каждому будет дано по его вере”. Тема судьбы и возмездия в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”» – о судьбе и возмездии, а не о вере, что сформулировано достаточно ясно. Тем не менее очень многие абитуриенты, выбирающие эту тему сочинения, обращают внимание только на цитату, первую часть формулировки и пишут именно о вере. Результат – неудовлетворительная или удовлетворительная оценка.

Обзорные темы очень хороши для абитуриента, читавшего рекомендованные программой произведения русской литературы последних десятилетий. А «эмоциональные» темы – для тех, кто действительно любит названного писателя. Такая тема изначально подразумевает выражение ваших чувств. Однако не увлекайтесь восклицаниями и эмоциональными словами: в вашем сочинении должны быть и конкретный материал, и ответ на вопрос, за что же именно вы любите этого писателя.

Избегайте фантазирования, не придумывайте того, чего в произведении нет. Например, в сочинении «Изображение разночинной интеллигенции в творчестве А. П. Чехова» можно с удивлением прочесть о приезде в город С. «блестяще образованного доктора Старцева, человека с передовыми взглядами и прогрессивными стремлениями». Где же это автор вычитал у Чехова?

В сочинении очень важно соблюдение логики. Не надо создавать «шедевры» типа «Чацкий – человек передовых взглядов. Он мчится в Москву, потому что страстно влюблен в Софью». Как связаны передовые взгляды Чацкого с тем, что он мчится в Москву? Еще один пример: «Впервые мы видим Пьера в салоне Шерер. В этом обществе молодой человек, только что приехавший из-за границы, ведет себя, по светским понятиям, неучтиво. Свет не хочет слышать выражения искренних чувств и смелых мыслей. Эти мысли может понять и оценить только князь Андрей». Характеристика Пьера зачем-то прерывается комментарием по поводу светского общества.

Не пытайтесь написать «покрасивее». Помните завет Базарова: «Друг Аркадий, не говори красиво». Иначе получится, как у автора в целом неплохого сочинения «Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века»: «Серебряный век русской поэзии. Век двадцатый. Какой тяжелой тенью ложится на искристую поверхность благородного металла, этого достойного символа высокого искусства новейшего времени, холодная железная масса, не менее достойный символ века нынешнего, только несколько иной его грани, той, что столь лаконично отразилась в партийной кличке великого диктатора». Тем не менее уместное использование лаконичных цитат, афоризмов, ярких выражений, экспрессивных слов, эмоциональность, публицистичность могут украсить сочинение.

Приведем начало сочинения «Пушкин и Лермонтов о судьбе писателя и его назначении»:

«“Искусство – посредник невыразимого”, – сказал Гете. Какие слова могут лучше выразить сущность искусства? Свободным, могучим потоком льется истинная поэзия, пробуждая в душах людей все самое светлое и чистое. Но от художника, поэта зависит, в какое русло направит он этот поток. От того, какие идеалы вдохновляют его, зависит и судьба писателя».

 

3. Составление плана сочинения

 

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным. Помните: план вы составляете для себя! И хотя никто не потребует от вас плана в чистовике, на черновике его лучше набросать – он поможет организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Необязательно писать план с однотипными формулировками или сложный план с подпунктами. Главное, чтобы он представил систему доказательств или основных положений вашей работы, задал логику развития текста. Попробуйте составить план со стрелочками, как в математике, где они означают «следовательно» и «так как». Например, при описании жизненного пути князя Андрея уместна такая последовательность пунктов плана: жизнь в свете, герой в армии, Аустерлиц, пребывание в поместье, разговор с Пьером, встреча с Наташей и т. д.; но невозможно составить план, в котором пункты перечисляются следующим образом: жизнь в свете, честность и мужество героя… (честность и мужество – черты характера, а не этапы жизненного пути).

Важно, чтобы ваш план соответствовал именно данной теме, а не был бы посвящен образу героя или проблематике рассматриваемого произведения, так как неправильный план уведет в сторону от темы, а хороший поможет от этой темы не отвлекаться. Так, если составляется план на тему «Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”», то в пунктах вашего плана, который должен обязательно подразделяться на две части (минувшее – нынешнее), необходимо повторять положения, связанные со временем, с тем, кто из героев (в том числе – внесценических) воплощает прошлое, а кто – будущее. Если же нужен план сочинения «Чацкий и фамусовское общество», следует, также противопоставляя две части (Чацкий – другие действующие лица), сосредоточить внимание не на явлениях, связанных с различными историческими эпохами, а на контрасте мировоззрений современников: Чацкого и представителей фамусовского общества (особо следует сказать о Софье, которая относится к фамусовскому обществу лишь отчасти). Если вы пишете сочинение на тему «Бунт Раскольникова», то в плане нужно представить ряд пунктов, перечисляющих, в чем же заключается бунт героя, если же тема другая («Теория Родиона Раскольникова»), то в плане должны быть представлены основные положения этой теории.

Очень подробный план может заменить черновик. Например, план сочинения «Образ Собакевича в поэме Гоголя “Мертвые души”» легко трансформируется в готовую работу.

1. Введение. Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

2. Собакевич – крепостник и реакционер:

1) внешний облик и характер;

а) сходство со «средней величины медведем»;

б) грубость;

в) привычка наступать людям на ноги;

г) жадность;

д) бедность речи;

е) невежество и враждебное отношение к просвещению;

2) Собакевич в своем имении:

а) внешний вид усадьбы;

б) его хлопоты о прочности хозяйства;

в) сходство окружающих предметов с обликом хозяина;

г) исключительно корыстное отношение к крепостным;

3) отношение к людям:

а) отношение к соседям-помещикам;

б) губернатор и чиновники в оценке персонажа;

4) Чичиков у Собакевича:

а) обращение хозяина с гостем;

б) быстрая разгадка цели приобретения «мертвых душ»;

в) желание подороже продать «товар».

3. Заключение. Чем страшен Собакевич и собакевичи?

В идеале на каждый подпункт такого плана приходится 3–4 предложения.

Приведем примеры нескольких подробных планов сочинений различных типов. Обратите внимание на то, что вначале полезно попрактиковаться в написании сочинений по уже готовым планам. Так что представленными образцами вы можете воспользоваться не только «для сведения», но и для написания по ним собственных работ. Вы можете составлять план, из трех основных пунктов (введения, основной части и заключения) с подпунктами, а можете использовать сплошную нумерацию. Главное – не забывайте, что каждый из пунктов плана должен быть связан с последующим, поэтому можно вообще писать план в строчку, ставя между пунктами плана стрелочку (аналогично стрелке →, обозначающей «следовательно» в математике).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: