Техника безопасности при техническом обслуживании трактора
Общие требования.
Техническое обслуживание проводят при неработающем дизеле, выключенном ВОМ, опущенных навешенных машинах и заторможенном тракторе.
Для подъема трактора следует пользоваться надежными домкратами. После подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или под остов трактора необходимо подставлять подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.
Если техническое обслуживание проводят в закрытом помещении, то последнее должно быть всегда чистым, с плотным полом и иметь хорошие освещение и вентиляцию, полный набор инструментов и приспособлений. Если рабочее место находится в закрытом помещении, то необходимо помнить, что при работе двигателя выделяются отработавшие газы. Они содержат в себе водяной пар и большое число различных химических элементов и их соединений, причем некоторые из них очень токсичны (ядовиты).
Особую опасность для здоровья человека представляют собой оксид углерода (СО) и оксид азота (N2O5), содержание которых в газах может доходить до 0,5% (по объему).
Оксид углерода нарушает окислительные процессы в организме, что может привести к летальному исходу.
Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань и приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота (NO2) раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе.
Поэтому работа тракторного двигателя в закрытом помещении не допускается. В том случае, если в закрытом помещении необходимо завести двигатель, то необходимо применять гибкие металлические шланги для отвода в атмосферу отработавших газов.
|
Работа с топливосмазочными материалами (ТСМ).
Трактористу приходится ежедневно иметь дело с топливом и смазочными материалами, которые токсичны (ядовиты). Часто он не обращает должного внимания на это обстоятельство, что порой приводит к весьма нежелательным последствиям.
Топливо и масло могут попасть в организм человека через дыхательные пути, кожные покровы, органы пищеварения и через слизистую оболочку глаза. Чаще всего эти продукты проникают в организм человека через дыхательные пути.
Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма.
Рассмотрим влияние отдельных видов ТСМ на организм человека.
Бензин.
При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в концентрации 5… 10 мг/л, уже через несколько минут наступает острое отравление; появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз. Более продолжительное пребывание в такой атмосфере вызывает неустойчивость походки и головокружение.
В условиях высокой концентрации паров бензина человек может потерять сознание, и если его своевременно не вывести из зараженной атмосферы, может произойти даже остановка дыхания.
Засасывание ртом бензина через резиновую трубку для создания сифона может привести к воспалению легких. Бензин, попавший в желудок человека, вызывает отравление.
Этилированный бензин.
Попадание этого бензина на кожу способствует накапливанию свинца в организме человека. После его испарения на коже остается ничтожное количество тетраэтилсвинца’, который может попасть внутрь организма.
|
Опасность представляют также детали двигателя, покрытые! нагаром и осадками, образовавшимися на них при работе двигателя на этилированном бензине.
Работая с этилированным бензином, нельзя употреблять его для мытья деталей двигателя, рук и чистки одежды. После работы запрещается принимать пищу и курить, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом.
Дизельное топливо.
Большая концентрация паров дизельного топлива в воздухе смертельна для человека. Частое и длительное воздействие дизельного топлива на кожу человека представляет значительно большую опасность, чем воздействие бензина. Оно может вызвать острое и хроническое заболевание кожных покровов.
Смазочные масла.
При систематическом контакте с маслом возникают острые или хронические заболевания кожи. Особенную опасность представляют собой масла, содержащие присадки, обладающие высокой токсичностью.
Работа с шинами.
Запрещается накачивать шины трактора воздухом без проверки давления.
Работы с подъемными устройствами. Поднимать трактор домкратом следует на ровной горизонтальной площадке, предварительно подложив под движители клиновидные колодки. Домкрат, применяемый для подъема, должен быть исправным. Подставлять его нужно в местах, указанных заводом-изготовителем, т. е. там, где краской на остове трактора написано «Дк». Если надо поднять домкрат над уровнем площадки, то под его опорную поверхность подложите деревянные широкие отрезки досок, которые создадут устойчивость домкрату.
|
Перед поднятием трактора заглушите двигатель и затяните стояночный тормоз.
При поднятии домкратом колесного трактора с ломающейся рамой предварительно заблокируйте горизонтальный шарнир рамы пальцем с чекой или болтом сечением не менее 25 мм. После этого подставьте под трактор специальные козлы. Нельзя в качестве подставок применять кирпичи, камни, детали машин и пр.
Если поднята только одна часть трактора, например передняя, то под задние колеса разместите упоры и подкладки, исключающие перекатывание трактора.
Выполняя работу под трактором, тракторист предварительно должен убедиться в том, что на машине не лежат незакрепленные детали или инструмент, которые при толчках могут упасть и нанести повреждение.
Работы с системой охлаждения.
Проверяя уровень охлаждающей жидкости в радиаторе горячего двигателя, помните, что возможен выброс из заливной горловины струи перегретого пара (или воды), вызывающего сильные ожоги кожных покровов и глаз человека. Поэтому открывать крышку радиатора следует только защищенной рукой и стоять в это время с наветренной стороны, отвернувшись от радиатора.