НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА




СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ НХК.

Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Сущность народной художественной культуры как совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе. Структура народной художественной культуры и ее основные компоненты: народное искусство, народное художественное творчество, традиционные и современные формы деятельности (фольклор, любительство, самодеятельность). Бытование, сохранение, изучение и трансляция (распространения) в обществе произведений народного художественного творчества.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫОБЩЕСТВА

1) суперэлитарный (космополитический), или планетарный, фор­мирующийся на транснациональном уровне постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры;

2) элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной национальной группы художников, формирующий определенный слой потребителей и имеющий специ­фическую среду бытования;

3) массовый, производимый и функционирующий с помощью так­же достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культу­ры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей различных социальных групп;

4) народный, развивающийся как универсальное национально-
этническое образование в производстве, распространении и сохране­
нии которого в той или иной степени задействовано абсолютное
большинство населения.

Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач, оп­ределяемых его включенностью в конкретную социальную сферу. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно свя­зан с другими слоями культуры, имеет множество взаимопрони­кающих структур, обеспечивающих их взаимодействие. Целост­ность культуры подразумевает и постоянное "делегирование" раз­личных свойств, черт, элементов, отдельных слоев культуры в об­разующиеся пограничные сферы.

Выделяя указанные слои в культуре в качестве самостоятель­ных, необходимо отметить, что в XX в. все более зримо взаимо­проникновение этих слоев, обеспечивающее их развитие. Одно именно происходит и достаточно четкое разделение, размежевание и даже противодействие одного слоя культуры другому. На­пример, массовая культура, понимаемая как система наиболее уп­рощенных и унифицированных ценностей, распространяемых во всех слоях общества, нивелирует, дискредитирует нравственно-эстетический смысл элитарной и народной культур.

Народная культура не противостоит элитарной художественной культуре, не изолирована от нее, не замкнута на себе самой в поис­ках решения собственных содержательных, организационных, творче­ских проблем, хотя в силу присущей ей специфики имеет свои ответы на требования времени. История последнего столетия свидетельствует о все усиливающемся ее взаимодействии с художественной куль­турой общества. Особенно тонки и подвижны границы их взаимоот­ношений в XX в. Народная культура продолжает питать своими жи­вотворными силами элитарное и массовое искусство, включая пря­мую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою оче­редь сама немало заимствует от них, ориентируется на их эстетиче­ские критерии и технологический процесс.

Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и уни­версальностью, как народная. Элитарная и массовая культуры в своем оригинальном виде остаются в пределах одной или не­скольких социальных групп и даже их отдельных представителей. Но как и в народной культуре, отдельные образования массовой культуры (массовая песня, художественное слово и т. д.) способны выходить за рамки своего поля и приобретать универсальный ха­рактер. Подобное положение характерно более всего для концаXX в.

Вопрос о взаимодействии народной культуры с другими куль­турными образованиями как внутри этноса, так и за его граница­ми является весьма актуальным. Важное значение имеет процесс взаимодействия народной культуры с профессиональным искусст­вом. Возрастает на поздних этапах истории значение связи народ­ной культуры со средствами массовой информации, системой об­разования. Особые отношения складываются у фольклора с про­фессиональным искусством по мере урбанизации и информатиза­ции общества. При вторжении технических средств она нередко теряет свои родовые свойства, более того, разрушается от их воз­действия.

 

 

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации

Традиционность — важное качество Народная культура во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Народная культура в историческом прошлом в значит, мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (напр., в советское время). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символичные выражение традиции, — все эти проявления Народная культура изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры.

 

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА -это самостоятельная система производства, распространения, потребления ценностей, в ко­торой разные ее слои и элементы выполняют специфические функции (которые могут дополнять, а могут и весьма отличаться друг от друга), только в последние годы привлекла к себе внима­ние специалистов.

Народная культура на всем протяжении своего развития выступа­ет как полифункциональное явление, но в пределах своей утилитар­но-эстетической сущности. На всех стадиях — от язычества до со­временности — искусство оказывалось включенным в разнообразную социальную практику, выполняло в жизни человека различные роли: организатора, воспитателя, хранителя опыта, традиций, знаний, удовлетворяло эстетические запросы.

Изделия народных художественных промыслов представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Они имеют большое значение для художественного воспитания людей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному. В то же время эти изделия предназначены для удовлетворения утилитарных и эстетических утилитарных и эстетических потребностей человека.

Изделиям народных художественных промыслов свойственно яркое национальное своеобразие форм, орнаментации, цвета, композиции. Каждый народный художественный промысел имеет свои стилевые особенности, специфические приемы выполнения. Изделия народных промыслов тесно связаны с определенными художественными традициями, приемами мастерства и технологии, складывавшимися иногда в течении столетий.

 

Приоритетные, или сущностные, функции народной художественной культуры проистекают из ее родовых начал, связанных с первичными формами ее бытования: сакральными, мифологическими, ценностными (организация жизненного космоса, удовлетворение потребностей в духовно-эстетическойсфере, решение прагматических задач).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

- познавательная. (при помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны);

- мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности;

- социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов;

- аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно- нравственных ценностей и идеалов этноса);

- художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

оциокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства); -арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии);

- коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие.

 

Спецификанароднойхудожественнойкультурысостоитвтом, чтоонасуществуетвконтекстесегодняшнегодняисключительновкачестветрадиции: живойтрадиции, воспроизводимойееносителями (обрядыифольклоррусскихдеревеньсегодня) итрадиции, консервируемойученымиипрофессиональнымиколлективами. ВТОЖЕВРЕМЯНАРОДНАЯКУЛЬТУРАСОСТОИТИЗДВУХВИДОВ — ПОПУЛЯРНОЙИФОЛЬКЛОРНОЙКУЛЬТУРЫ. Витогепопулярнаякультураописываетсегодняшнийбыт, нравы, обычаи, песни, танцынарода, афольклорная — егопрошлое. Легенды, сказкиидругиежанрыфольклорасоздавалисьвпрошлом, асегоднясуществуюткакисторическоенаследие.Частьфольклорнойкультурывошлавпопулярнуюкультуру, котораяпомимоисторическихпреданийпостояннопополняетсяновообразованиями,например, современнымгородскимфольклором.

Различиемеждувысокойинароднойкультуройпримернотакоеже,какмеждунациональнойиэтнической. Высокаякультура, какинациональная, можетбытьтолькописьменной, аэтническаяинародная —любой. Высокая (элитарная) культурасоздаетсяобразованнымслоемобщества, анароднаяиэтническая — преимущественнонеобразованным.Малаяпосвоимразмерамиисторическиболеедревняя, этническаякультура, кактолькомножествонародовсливаютсяиобразуютединуюнациональнуюкультуру, превращаетсявнароднуюкультуру.Поисполнениюэлементынароднойкультурымогутбытьиндивидуальными (изложениелегенды), групповыми (исполнениетанцаилипесни), массовыми (карнавальныешествия).Аудиториянароднойкультуры— всегдабольшинствообщества. Такбыловтрадиционномииндустриальномобществе. Ситуацияменяетсятольковпостиндустриальномобществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: