Бога мы встречаем в природе




ПОИСК БОГА

Для многих людей смысл их жизни не оканчивается смертью. Они верят, что нечто стоит за всеми событиями и за всем развитием мира. И все-таки Бог остается для них чужим. Они хотят иметь точные доказательства Его существования.

Можно ли Бога доказать?

Скажем с самого начала: в естественнонаучном и математическом смысле доказательств нет. Доказательства относятся к материальному миру, но Бог не вещь, которой можно было бы распоряжаться, Он "Ты". Ведь и важные жизненные вопросы человека нельзя разгадать как кроссворд. Всегда при этом возникнут "если" и "но". Еще меньше знаний о Боге можно получить путем "доказательств существования Бога". Однако, в повседневной жизни мы ощущаем Бога. В то время как доказательства обращаются только к разуму, ощущение охватывает всего человека. И никаким разумом это ощущение нельзя ни создать, ни разрушить, ибо за ним стоит мудрость всего человечества.

Мы живем в научно-техническом мире и этим гордимся. Наша эпоха сформировала человека. Он деловой, рассудительный, пунктуальный. Однако, современный человек легко склоняется к мысли: можно узнать только то, что доказывается экспериментально; все, что нельзя взвешивать и измерять, не является действительностью.

Таким образом, от науки и техники требуют больше, чем они могут дать. Они охватывают только один срез действительности ее материальный мир. Жизнь, однако, намного шире! Они ничего не говорят, например, о смысле нашей жизни, о конечной цели человека. Можно ли такие человеческие ценности, как любовь и верность, правдивость, красота и осознание ответственности выразить физико-химическими формулами? Физик может дать механическое объяснение звуков человеческой речи, измерив частоту колебаний, однако физическими методами никогда нельзя будет постигнуть смысл этих слов.

Так что, скорее всего, Бог стоит вне естественнонаучных методов. С Ним невозможно обойтись так же как с исследуемым материалом в лаборатории. Его существование нельзя вычислить математическими формулами или обнаружить химическими анализами. Но Бог не стоит вне всего опыта человека, ибо логическим рассуждением можно прийти к выводу, что Он существует. Однако, это не приводит к противоречию между наукой и верой, если они осознают свои пределы. Макс Планк, основатель квантовой теории, говорил на основе своих религиозных убеждений: "Куда и как далеко бы мы не заглянули, нигде мы не найдем противоречий между религией и наукой, но, скорее, в главных пунктах полное сходство... Бог стоит для верующего в начале, для физика в конце всего мышления" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

И все-таки мы должны допустить, что из всего сказанного вовсе не обязательно следует ответ "Бог есть". Если бы так и было, несомненно, атеисты бы не существовали. Бог не навязывается настолько, чтобы его нельзя было отвергнуть. Это именно та "слабость Бога", которую Он допускает ради свободы человека. Ибо если бы Бог был полностью понятен для человека, человек не смог бы отказать Ему в своем признании. Но и вопреки этому, человек может обрести уверенность в том, что Бог существует. И верующие имеют на то достаточно доводов. Это познание не падает человеку прямо в руки.

 

Человек, ищущий Бога

Оставив на время христианское откровение, мы будем рассматривать только то, что может узнать о Боге каждый человек в своей жизни и в мире.

Ради этого человек должен мобилизовать все свои силы, разум, волю, мысли. Речь идет о главном решении, которое формирует дальнейшую жизнь человека, а решение это акт воли!

Один философ говорил: "Есть знания, которые мы приобретаем только тогда, когда они нас интересуют". Таким образом, у нас должно быть желание найти Бога.

Более того, требуется нечто большее, чем сам поиск. Человек должен коечто вкладывать, если хочет найти Бога: принципиальную готовность к любви и доверию. Ибо кто любит, видит больше, познает яснее. Любовь и познание взаимно усиливают друг друга. Очевидно, что любовь нельзя вызвать принуждением, даже при помощи доказательств. Она требует свободного решения, и потому можно Бога и "не заметить".

В поисках Бога важно не останавливаться на теоретических рассуждениях, но однажды решиться и окончательно выяснить "отношения с Богом". Мы узнаем человека лишь тогда, когда общаемся с ним. Бога можно будет узнать, только начав им интересоваться.

ГДЕ МЫНАЙДЕМ БОГА?

Бога мы встречаем в природе

В открытом море, на горных вершинах или под звездным небом мы часто ощущаем, что нас окружает нечто бесконечное. Нужно только однажды обратить на это внимание. Затем мы начинаем восторгаться и сами себя спрашиваем: откуда взялись этот восхитительный порядок и красота в природе; в тонком стебле травы, и во всей вселенной; в простых каплях воды и в сложном организме живых тварей? Не стоит ли за всем этим высший разум?

Приведем только два распространенных примера: человеческий глаз формируется в теле матери. В то время у него нет никакой задачи, ибо он еще не увидел свет мира. И все-таки он уже готов к ней. Строение глаза мы в действительности поймем только тогда, когда сможем представить его цель "видеть". Но цель и смысл нам может предложить только духовная сила.

Или же обратим внимание на роль насекомого в опылении растений. Насекомое вообще не подозревает, что совершает нечто мудреное, оно делает это как бы "мимоходом". Растения, однако, зависят от этого и соответственно приспособлены. Все это спланировано. Кем?

Поэтому верующий Альберт Эйнштейн говорит: "Каждому естествоиспытателю, изучающему сущность явлений, должен быть близок некий вид религиозного чувства, так как он не способен представить себе, что к открытию необыкновенно тонких связей он пришел первым. В необъяснимой вселенной нам, людям, является безгранично мыслящий разум" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

Этот безгранично мыслящий разум мы называем Богом. Таким именем мы обозначаем создателя всего того, что нас окружает и того, чем мы являемся, то есть природы. Сама по себе она указывает на автора. Во всем сотворенном сияет Бог. Конечно, современному человеку намного труднее обнаружить в мире следы, указывающие на Бога. Ведь то, что считается природой, воздействует на нас теперь только во время отпуска. Природа уже значительно от нас отдалилась. Однако, с другой стороны, мы ее используем и стремимся ею овладеть и управлять. Если кто-то, например, нажмет электрический выключатель, то свет, осветивший пространство, будет, прежде всего, делом рук человека, электрика. Никаких следов, оставленных Богом, здесь нет. В самом деле, говорить о Боге в таких случаях преждевременно. В наше время приходится дольше рассуждать, чтобы, в конце концов, добраться до Бога. Бог не использует готовую энергию Он ее творит!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: