Ложные представления о Боге




Человек не может сам по себе узнать, каким Бог является в действительности. Поэтому существует множество неверных представлений о Боге, которые Его искажают. Возможно, некоторые верующие сами являются причиной возникновения таких представлений, с которыми ни один мыслящий человек не может согласиться. Таким образом, многие люди отвергают не Бога, а карикатуру на Него. Эта карикатура их отталкивает. Но Бог не зависит от тех представлений, которые мы себе о Нем создаем. Если коренного жителя джунглей посетят сомнения по поводу деревянных идолов, и, в конце концов, он перестанет верить вообще, то это еще не означает того, что Бога нет, а только то, что Он не из дерева.

Никакое слово не используется так легкомысленно, как имя "Бог". Что только этим именем не обозначалось и что только не совершалось "во имя Божие". "Уповаем на Бога" написано на долларе. И на ремнях немецких солдат была надпись: "С нами Бог".

Мартин Бубер: "Бог это наиболее злоупотребляемое слово из всех человеческих слов. Ни одно слово не было так сильно залито грязью, так унижено... Люди для него убивали и за него умирали... Создадут мерзкие карикатуры и напишут под ними "Бог", убивают друг друга и говорят: "Во имя Божие..." (Автобиографические документы). Существуют люди, которые, кажется, так хорошо разбираются в Боге, будто бы у них "прямая связь с небесами". В сущности же все-таки "никто Бога не видел" (Ин 1,18).

Существует представление о милом старце с бородой, о Боге, который сидит на троне где-то над облаками "в небе". Это соответствует античному образу мира, на основе которого было создано библейское описание. И поныне используется слово "небо" для небосвода, а в переносном смысле для чего-то божественного. Однако, в отличие от нас, Бог не связан с пространством и временем. Божий трон не стоит нигде, и уж никак не на другом конце Млечного пути. "Небо" это не место жительства, а состояние.

Кто-то думает, что Бог никогда не осмелится сказать нет, Бога представляют как партнера по договору, с которым можно устраивать торговые сделки. Они полагают, что Бог существует только для того, чтобы выслушивать их молитвы. За молитвами автоматически должно следовать их исполнение. Они сделали себе из Бога наемного рабочего. Неизбежно последует разочарование и вывод: теперь мы больше не можем верить в Бога.

Для других Бог это небесный "полицейский", который должен заботиться о том, чтобы в мире был порядок. Когда они были детьми и озорничали, или когда гремел гром, их пугали: "Бог сердится". И позже, будучи взрослыми, они предъявляют ему претензии, что вопреки Его бдению в этом мире беспорядок и несправедливость. На всю жизнь в них остался страх перед Богом, который с поразительной точностью учитывает каждую нашу осечку, чтобы нас испытать и в конце нашей жизни предъявить нам счет. Сколь мал и мелочен этот Бог!

Многие отстаивают мнение, что Бог обязан вмешиваться в движение нашего мира, чтобы постоянно его корректировать, в крайнем случае, сделав какоенибудь чудо. Они забывают, что Бог вверил Свое дело сотворения человеку. Для мира существует определенная заданность и закономерность, которую никакой "чудодейственный Бог" так легко не нарушит, лишь бы только выполнить желания людей. Сегодня мы знаем, что Бог это не тот, кто собирает грозовые облака и мечет молнии в человека все это природные явления. Мы не смеем устраивать из Бога "затыкателя дыр", который должен служить объяснением там, где человек в своем мышлении наткнется на какую-то, чаще всего временную, границу. Примитивный человек почитал как божества отдельные природные силы: солнце, плодородие. В наше время человек укрощает эти силы и управляет ими по собственной воле. Потому он думает, что теперь можно спокойно не верить в Бога. На самом деле, ему бы следовало представить Бога гораздо более сильным. Нам надо искать Бога не в природных силах, но за ними как их конечную причину.

Но Бог не является и таким уж далеким тем, кто благородно удалился от мира. Он вовсе не тот автор, который единым актом сотворения привел в движение механизм природы и затем предоставил мир и человечество самим себе.

Девушка потеряла в результате несчастного случая любимого человека. Она спросила у своего дяди, заботит ли Бога ее любовь. Дядя сказал, что у Бога другие заботы. На это девушка ответила: "Раз Бог не интересуется мной, то и я Им не интересуюсь..." [Бергман. Летние игры].

Этот взгляд неверен. Бог есть внутри каждого человека, Он встречается с нами в любом событии. Бог самая глубокая причина всех человеческих вопросов и через веру Он открывается нам как "наш Отец".

В заключение мы можем сказать: чем уже представление человека о себе, тем уже то представление, которое ему удается создать о Боге. Поэтому не стоит удивляться, что в результате прогресса естественных наук и общественного развития столь узкое представление о Боге станет сомнительным. Несмотря на это, подобные потрясения полезны, так как заставляют нас исследовать и расширять собственные представления о Боге. Для современного, определившегося в мире человека, Бог не становится лишним, наоборот, Он возрастает в сознании людей.

Христиан второго столетия подозревали в "атеизме", как пишет об этом христианский писатель того времени, давая на это ответ: "Мы признаемся в том, что мы атеисты, поскольку не верим ни в одного из представленных богов" [Justinian. Apologia prima 6,1 MP G VI].

Для нас это является интересным доказательством того, что уже тогда, как видно, вера христиан отличалась от обычных представлений о Боге. Поэтому христиане попали под подозрение, что полностью Его отвергают. Действительно, христианская миссия лишила трона все природные силы, почитаемые "божественными".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: