функции управления природопользованием и охраной окружающей природной среды это наиболее характерные, специфические по содержанию, обособленные виды деятельности, направленные на обеспечение организации рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Все функции управления можно подразделить на различные группы. Так, различают общие функции управления и функции отдельных органов и звеньев системы управления. Различают также организационные, предупредительно-охранительные и иные стабилизационные группы функций.
К организационным функциям экологического управления принадлежат: пространственно-территориальное устройство объектов природы; ведение природоресурсовых кадастров; экологическое планирование; экологическое прогнозирование. Предупредительно-охранительные функции — это: экологический мониторинг; экологический аудит; экологическая экспертиза; экологический контроль. К стабилизационным функциям необходимо отнести: экологическая стандартизация и нормирование; экологическое лицензирование. Рассмотрим каждую из названных выше групп.
4.1. Организационные функции экологического управления
Пространственно-территориальное устройство объектов природы представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты естественных ресурсов, создание благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения, развития природной среды.
Термин «пространственно-территориальное устройство объектов природы» используется как обобщающее понятие, в состав которого включаются: землеустройство, лесоустройство, индивидуализация недр, водных объектов и других природных ресурсов.
Землеустройство представляет собой совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной организации территории административных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил.
Сущность землеустройства раскрывается посредством его содержательных характеристик, к числу которых относятся: установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании; разработка общегосударственной и региональной программ использования и охраны земель; составление схем землеустройства, разработка технико-экономических обоснований использования и охра-ны земель соответствующих административно-территориальных образований; обоснование установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; составление проектов приведения в порядок существующих землевладений и землепользовании и создание новых; составление проектов отвода земельных участков; установление в натуре (на местности) границ земельных участков; подготовка документов, которые удостоверяют право собственности или право пользования землей; составление проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также разработка мероприятий по охране земель; разработка другой землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель; осуществление авторского надзора за выполнением проектов использования и охраны земель.
Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение производительности лесов, их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повышение культуры ведение лесного хозяйства.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса Украины в процессе лесоустройства осуществляется система мероприятий, направленных на определение границ и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесопользователей; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; обоснование деления лесов на группы и отнесение их к категориям защитности; определением расчетной лесосеки, объемов рубок, связанных с ведением лесного хозяйства и объемов использования других видов лесных ресурсов.
Индивидуализация недр (пространственно-территориальное устройство недр) осуществляется при помощи пространственно-геометрических (объемных) измерений. Формы и размеры участканедр, которые предоставляются в пользование, ограничиваются натурными маркшейдерскими измерениями.
Участок недр, который предоставляется в пользование для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, называется горный отвод.
Пространственно-территориальное устройство недр осуществляется маркшейдерскими службами Министерства охраны окружающей природной среды Украины.
Индивидуализация водных объектов осуществляется с помощью их паспортизации. Под паспортизацией следует рассматривать совокупность государственных мероприятий, направленных на упорядочение использования водных объектов, охрану их от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидация их последствий, улучшение состояния водных объектов.
Паспорт источника водного объекта (его акватории) предусматривает: место нахождения, состояние, характер использования, качество воды, необходимые мероприятия по упорядочению использования и охраны водного объекта. Индивидуализация водных объектов осуществляется органами Государственного комитета Украины по водному хозяйству.
Ведение природоресурсных кадастров — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на систематизацию сведений относительно правового, природного и хозяйственного состояния объектов природы, а также их отдельных составных частей.
Ведение природоресурсовых кадастров включает в себя осуществление: земельного, водного кадастра, кадастра растительного мира, лесного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра животного мира, кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, учета в области охраны атмосферного воздуха.
Термин «кадастр» (реестр) означает систематизированный банк количественных и качественных данных относительно определенного объекта.
В соответствии со ст. 193 ЗК Украины, государственный земельный кадастр представляет собой единую государственную систему земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками и содержит совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику, распределение среди собственников земли и землепользователей.
Государственный земельный кадастр включает кадастровое зонирование, кадастровые съемки, бонитировку почв, экономическую оценку земель, денежную оценку земельных участков, их государственную регистрацию, а также учет количества и качества земель.
Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о поверхностных, подземных, внутренних морских водах и территориальном море; объемы, режим, качество и использование вод; состав водопользователей. В водный кадастр включаются также сведения о водохозяйственных объектах, которые обеспечивают использование воды, очищение и сброс обратных вод (сооружения для забора и транспортирования воды, сооружения, на которых осуществляется очистка обратных вод, и т.п.).
Назначением водного кадастра является систематизация данных государственного
Кадастр растительного мира содержит систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями (в т.ч. арендаторами) земельных участков, количественные и качественные характеристики народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, деление естественных растительных групп на категории, экономическую оценку, технические, кормовые, врачебные, пищевые и другие свойства естественных растительных ресурсов, другие данные о растительных естественных ресурсах, необходимых для обеспечения их неистощительного использования, воспроизводства и эффективной охраны.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределении его между пользователями, качественное и количественное состояние лесного фонда, деление лесов по группам и отнесение к категориям, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Задачей государственного учета лесов и лесного кадастра являются организация охраны и защиты лесов, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде и обеспечение органов местного самоуправления, заинтересованных органов государственной исполнительной власти, лесопользователей сведениями о лесном фонде.
Месторождения, в т.ч. техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, по таким показателям: количество и качество запасов полезных ископаемых и имеющихся в нем компонентов, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения, его геолого-экономическая оценка, а также сведения о любом проявлении полезных ископаемых.
Государственный кадастр животного мира содержит систематизированную совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численность и состояние, характеристики среды пребывания и современного хозяйственного использования, а также другие сведения, необходимые для обеспечения охраны и рационального использования животного мира.
Ведение кадастра животного мира предусматривает выполнение таких кадастровых работ: проведение экспедиционных работ (наблюдение и изучение численности, состояния и других характеристик животного мира непосредственно в естественной среде); анализ данных, полученных во время проведения экспедиционных работ, а также данных, которые имеются в материалах государственного лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий, государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии животного мира, численность и объемы хозяйственного использования диких животных и т.п.
Ведение кадастра животного мира возлагается на Министерство охраны окружающей природной среды.
Государственный кадастр территорий и объектов природно-за-поведного фонда содержит сведения о правовом статусе, принадлежности, режиме, географическом положении, количественные и качественные характеристики этих территорий и объектов, их природоохранную, научную, образовательную, воспитательную, рекреационную и другую ценность.
Назначением кадастра территорий и объектов природно-запо-ведного фонда является: оценка состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния территорий и объектов, которые входят в него, организация их охраны и эффективного использования, планирование научных исследований, а также обеспечение государственных органов, других заинтересованных объектов соответствующей информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, размещение продуктивных сил и в других целях,
Государственному учету в области охраны атмосферного воздуха подлежат: объекты, которые воздействуют или могут негативно влиять на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха; виды и объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух; виды и степень влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.
Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Экологическое планирование — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного использования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей природной среды.
Экологическое планирование осуществляется в форме разработки экологических программ.
Экологическое прогнозирование — это урегулированная экологическим законодательством деятельность специально уполномоченных субъектов права, направленная на подготовку и проведение экологических прогнозов в области использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения благоприятного состояния окружающей природной среды и экологической безопасности.
4.2. Предупредительно-охранительные экологические функции
Экологический мониторинг за использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранении и анализе информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозировании ее изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
Мониторинг окружающей природной среды осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, систем единиц и т.п. Для получения необходимой информации при мониторинге окружающей природной среды применяется дистанционное зондирование, наземные съемки-наблюдения, фоновые данные и др. По результатам оценки состояния окружающей природной сре-
ды составляются доклады, прогнозы и рекомендации для принятия необходимых решений центральными органами исполнительной власти.
Экологический аудит. Развитие рыночных отношений в Украине привело к необходимости принятия большого числа нормативных документов для регламентации правовых вопросов деятельности хозяйствующих субъектов, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости производимой продукции и выполняемых работ. Многие предприятия стали самостоятельно вести хозяйственную деятельность. В результате возникла необходимость в создании новой формы контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов — независимого вневедомственного финансового контроля или аудита. В соответствии с Законом Украины от 24 июня 2004 г. «Об экологическом аудите»2, экологический аудит — это документально оформленный независимый системный процесс оценки объекта экологического аудита, включающий сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы управления окружающей природной среды и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита.
Объектами экологического аудита являются:
предприятия, учреждения и организации, их филиалы и представительства либо объединения, отдельные производства, другие производственные объекты;
системы управления окружающей природной средой;
другие объекты, предусмотренные законом.
Основными задачами экологического аудита являются:
сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности объекта экологического аудита и формирование на ее основе заключения экологического аудита;
установление соответствия объекта экологического аудита требованиям законодательства об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита;
оценка воздействия деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды;
оценка эффективности, полноты и обоснованности мер, принимаемых для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита.
Экологический аудит может быть добровольным и обязательным.
Экологическая экспертиза — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, которая базируется на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке передпроектних, проектных и других материалов и объектов, реализация или действие которых могут отрицательно влиять или влияют на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям экологического законодательства, обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе» (45/95-ВР) ее целью является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени
экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к: нарушению экологических нормативов; отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей. Экологической экспертизе подлежат экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, действующие объекты и комплексы, которые имеют значительное отрицательное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей.. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения.
Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.
4.3. Стабилизационные функции экологического управления
Экологическое информирование о состоянии окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение доступа к имеющимся открытым, полным и досто- верным сведениям о событиях, явлениях, предметах, фактах, процессах в сфере использования, воспроизводства природных ресурсов, природных комплексов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.
Экологическое информирование подразделяется на срочное (оперативное), периодическое, комплексное, отраслевое, территориальное (региональное), в зависимости от его целевой направленности и эколого-социальной важности.
Различают экологическое информирование:
об уровне загрязнения, в т.ч. радиоактивного, почвы, атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и морских вод, подземных вод, продуктов животноводства и растениеводства;
о состоянии экологически опасных промышленных предприятий и производствах;
о применении химических, биологических средств защиты сельскохозяйственных культур и мероприятиях по предотвращению загрязнения окружающей природной среды средствами химизации;
об уровне техногенных изменений геологической среды;
об объемах бытовых отходов, занятых ими площадей земель и размеры подтопленных городских территорий;
о выполнении задач по строительству и вводу в действие природоохранных объектов, осуществлению природоохранных мероприятий;
о соблюдении требований экологической (радиационной) безопасности на атомных электростанциях;о результатах контроля за охраной и использованием земельных, водных и лесных ресурсов, состоянием атмосферного воздуха, соблюдение экологических стандартов;
— о другой статистической экологической информации.
Стандартизация и нормирование в сфере охраны окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение единых требований, правил, норм, мерил относи-
тельно использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.
Экологические стандарты представляют собой совокупность научно обоснованных, юридически значимых нормативно-технических документов, которые содержат экологические требования, правила и нормы, утвержденные государственными органами и обязательные для выполнения субъектами экологического законодательства. Основной целью экологических стандартов является:
определение понятий и сроков, которые используются в экологической деятельности;
режима использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей реды;
методов контроля за состоянием окружающей природной среды;
мероприятий по предотвращению отрицательного влияния загрязнения природной среды на здоровье людей;
других вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.
Экологические нормативы представляют собой совокупность предельно допустимых концентраций возможного физического, биологического, радиационного и иного антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды, которые не вызывают существенных изменений его качества и ухудшения здоровья людей, а также показателей использования природных ресурсов, которые устанавливаются уполномоченными органами государства относительно видов деятельности юридических и физических лиц.
Систему экологических нормативов составляют:
нормативы экологической безопасности;
предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов;
нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.
К нормативам экологической безопасности относятся: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и иного влияния на окружающую природную среду; предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания.
Нормативы экологической безопасности должны отвечать требованиям охраны окружающей природной среды и здоровью людей.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде и уровни вредного физического влияния на него должны быть едиными для всей территории. В отдельных случаях для курортных, лечебно-оздоро- вительных, рекреационных и других отдельных территорий допускаются более суровые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и другого вредного влияния на окружающую природную среду.
Экологическое лицензирование. Под экологическим лицензированием необходимо понимать деятельность уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, связанную с выдачей официальных документов (экологических лицензий) на осуществление природопользования и охраны окружающей природной среды.
Экологические лицензии являются разновидностями разрешений на использование природных ресурсов. В соответствии с действующим экологическим законодательством, экологическому лицензированию подлежат: деятельность по использованию недр (геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. сооружений для подземного хранения нефти, газа, иных веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, рекреационно-оздорови-тельное значение); по использованию источников минеральных вод; обращению с опасными для окружающей природной среды отходами; по осуществлению отдельных видов пользования объектами животного мира.
Так как лицензирование является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов
и охраны окружающей природной среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечивать соблюдение в процессе природопользования всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством.
Лицензии выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.