Функции управления природопользованием и охранойокружающей природной среды




функции управления природопользованием и охраной окружающей при­родной среды это наиболее характерные, специфические по со­держанию, обособленные виды деятельности, направленные на обеспечение организации рационального использования природ­ных ресурсов, их воспроизводства, охраны окружающей природ­ной среды и обеспечения экологической безопасности.

Все функции управления можно подразделить на различные группы. Так, различают общие функции управления и функции отдельных органов и звеньев системы управления. Различают так­же организационные, предупредительно-охранительные и иные стабилизационные группы функций.

К организационным функциям экологического управления при­надлежат: пространственно-территориальное устройство объектов природы; ведение природоресурсовых кадастров; экологическое планирование; экологическое прогнозирование. Предупредитель­но-охранительные функции — это: экологический мониторинг; экологический аудит; экологическая экспертиза; экологический контроль. К стабилизационным функциям необходимо отнести: экологическая стандартизация и нормирование; экологическое ли­цензирование. Рассмотрим каждую из названных выше групп.

4.1. Организационные функции экологического управления

Пространственно-территориальное устройство объектов при­роды представляет собой деятельность уполномоченных государ­ственных органов исполнительной власти и органов местного само­управления, направленную на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты естественных ресурсов, создание благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения, развития природной среды.

Термин «пространственно-территориальное устройство объектов природы» используется как обобщающее понятие, в состав которо­го включаются: землеустройство, лесоустройство, индивидуализа­ция недр, водных объектов и других природных ресурсов.

Землеустройство представляет собой совокупность социаль­но-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной органи­зации территории административных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием обществен­но-производственных отношений и развития продуктивных сил.

Сущность землеустройства раскрывается посредством его содер­жательных характеристик, к числу которых относятся: установле­ние (восстановление) на местности границ административно-терри­ториальных образований, землевладений и землепользовании; раз­работка общегосударственной и региональной программ использо­вания и охраны земель; составление схем землеустройства, разра­ботка технико-экономических обоснований использования и охра-ны земель соответствующих административно-территориальных образований; обоснование установления границ территорий с осо­быми природоохранными, рекреационными и заповедными режи­мами; составление проектов приведения в порядок существующих землевладений и землепользовании и создание новых; составление проектов отвода земельных участков; установление в натуре (на местности) границ земельных участков; подготовка документов, которые удостоверяют право собственности или право пользования землей; составление проектов землеустройства, которые обеспечи­вают эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядоче­ние угодий, а также разработка мероприятий по охране земель; разработка другой землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель; осуществление авторского над­зора за выполнением проектов использования и охраны земель.
Лесоустройство включает систему государственных мероприя­тий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение производительности ле­сов, их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повы­шение культуры ведение лесного хозяйства.

Согласно ст. 46 Лесного кодекса Украины в процессе лесоустрой­ства осуществляется система мероприятий, направленных на определение границ и внутрихозяйственную организацию террито­рии лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесо­пользователей; выполнение топографо-геодезических работ и спе­циального картографирования лесов; обоснование деления лесов на группы и отнесение их к категориям защитности; определением рас­четной лесосеки, объемов рубок, связанных с ведением лесного хо­зяйства и объемов использования других видов лесных ресурсов.


Индивидуализация недр (пространственно-территориальное устройство недр) осуществляется при помощи пространственно-гео­метрических (объемных) измерений. Формы и размеры участканедр, которые предоставляются в пользование, ограничиваются натурными маркшейдерскими измерениями.

Участок недр, который предоставляется в пользование для про­мышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, называется горный отвод.

Пространственно-территориальное устройство недр осуществля­ется маркшейдерскими службами Министерства охраны окружа­ющей природной среды Украины.

Индивидуализация водных объектов осуществляется с помощью их паспортизации. Под паспортизацией следует рассматривать со­вокупность государственных мероприятий, направленных на упорядочение использования водных объектов, охрану их от за­грязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидация их последствий, улучшение состоя­ния водных объектов.

Паспорт источника водного объекта (его акватории) предусмат­ривает: место нахождения, состояние, характер использования, качество воды, необходимые мероприятия по упорядочению ис­пользования и охраны водного объекта. Индивидуализация водных объектов осуществляется органами Государственного комитета Украины по водному хозяйству.

Ведение природоресурсных кадастров — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на системати­зацию сведений относительно правового, природного и хозяйствен­ного состояния объектов природы, а также их отдельных составных частей.

Ведение природоресурсовых кадастров включает в себя осущест­вление: земельного, водного кадастра, кадастра растительного мира, лесного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра животного мира, кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, учета в области охраны атмо­сферного воздуха.

Термин «кадастр» (реестр) означает систематизированный банк количественных и качественных данных относительно определен­ного объекта.

В соответствии со ст. 193 ЗК Украины, государственный земель­ный кадастр представляет собой единую государственную систему земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собствен­ности и права пользования земельными участками и содержит со­вокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количе­ственную и качественную характеристику, распределение среди собственников земли и землепользователей.

Государственный земельный кадастр включает кадастровое зо­нирование, кадастровые съемки, бонитировку почв, экономическую оценку земель, денежную оценку земельных участков, их государ­ственную регистрацию, а также учет количества и качества зе­мель.

Государственный водный кадастр представляет собой системати­зированный свод сведений о поверхностных, подземных, внутренних морских водах и территориальном море; объемы, режим, качество и использование вод; состав водопользователей. В водный кадастр включаются также сведения о водохозяйственных объектах, которые обеспечивают использование воды, очищение и сброс обратных вод (сооружения для забора и транспортирования воды, сооружения, на которых осуществляется очистка обратных вод, и т.п.).

Назначением водного кадастра является систематизация данных государственного

Кадастр растительного мира содержит систему сведений и до­кументов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями (в т.ч. арендаторами) земельных участков, количественные и качественные характеристики народ­нохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, де­ление естественных растительных групп на категории, экономиче­скую оценку, технические, кормовые, врачебные, пищевые и другие свойства естественных растительных ресурсов, другие данные о растительных естественных ресурсах, необходимых для обеспече­ния их неистощительного использования, воспроизводства и эф­фективной охраны.

Государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределении его между пользователями, качественное и количественное состояние лесного фонда, деление лесов по группам и отнесение к категориям, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рацио­нального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйст­венной деятельности в лесном фонде.

Задачей государственного учета лесов и лесного кадастра явля­ются организация охраны и защиты лесов, рациональное исполь­зование лесного фонда, воспроизводство лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде и обеспечение органов местного само­управления, заинтересованных органов государственной исполни­тельной власти, лесопользователей сведениями о лесном фонде.

Месторождения, в т.ч. техногенные, запасы и проявления полез­ных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государ­ственном балансе запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полез­ных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, по таким показателям: количество и качество запасов полезных ископаемых и имеющихся в нем компонентов, горнотех­нические, гидрогеологические и другие условия разработки место­рождения, его геолого-экономическая оценка, а также сведения о любом проявлении полезных ископаемых.

Государственный кадастр животного мира содержит системати­зированную совокупность сведений о географическом распростра­нении видов (групп видов) животных, их численность и состояние, характеристики среды пребывания и современного хозяйственного использования, а также другие сведения, необходимые для обеспе­чения охраны и рационального использования животного мира.

Ведение кадастра животного мира предусматривает выполнение таких кадастровых работ: проведение экспедиционных работ (на­блюдение и изучение численности, состояния и других характери­стик животного мира непосредственно в естественной среде); анализ данных, полученных во время проведения экспедиционных работ, а также данных, которые имеются в материалах государственного лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий, государ­ственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии животного мира, численность и объемы хозяйственного использо­вания диких животных и т.п.

Ведение кадастра животного мира возлагается на Министерство охраны окружающей природной среды.

Государственный кадастр территорий и объектов природно-за-поведного фонда содержит сведения о правовом статусе, принад­лежности, режиме, географическом положении, количественные и качественные характеристики этих территорий и объектов, их природоохранную, научную, образовательную, воспитательную, рекреационную и другую ценность.

Назначением кадастра территорий и объектов природно-запо-ведного фонда является: оценка состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния территорий и объектов, которые входят в него, организация их охраны и эффективного использования, планирование научных исследований, а также обеспечение государственных органов, других заинтересованных объектов соответствующей информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, размещение продук­тивных сил и в других целях,
Государственному учету в области охраны атмосферного возду­ха подлежат: объекты, которые воздействуют или могут негативно влиять на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха; виды и объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух; виды и степень влияния физических и биоло­гических факторов на состояние атмосферного воздуха.

Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определенном Каби­нетом Министров Украины.

Экологическое планирование — это деятельность уполномочен­ных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного исполь­зования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей природной среды.

Экологическое планирование осуществляется в форме разработ­ки экологических программ.
Экологическое прогнозирование — это урегулированная эколо­гическим законодательством деятельность специально уполномо­ченных субъектов права, направленная на подготовку и проведение экологических прогнозов в области использования и воспроизвод­ства природных ресурсов, обеспечения благоприятного состояния окружающей природной среды и экологической безопасности.


4.2. Предупредительно-охранительные экологические функции

Экологический мониторинг за использованием природных ре­сурсов и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполни­тельной власти по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранении и анализе информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозировании ее изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
Мониторинг окружающей природной среды осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, осно­ванного на применении единых классификаторов, кодов, систем единиц и т.п. Для получения необходимой информации при мони­торинге окружающей природной среды применяется дистанционное зондирование, наземные съемки-наблюдения, фоновые данные и др. По результатам оценки состояния окружающей природной сре-
ды составляются доклады, прогнозы и рекомендации для принятия необходимых решений центральными органами исполнительной власти.

Экологический аудит. Развитие рыночных отношений в Украи­не привело к необходимости принятия большого числа нормативных документов для регламентации правовых вопросов деятельности хозяйствующих субъектов, бухгалтерского учета и отчетности, на­логообложения, порядка формирования себестоимости произво­димой продукции и выполняемых работ. Многие предприятия стали самостоятельно вести хозяйственную деятельность. В резуль­тате возникла необходимость в создании новой формы контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов — независимого вневе­домственного финансового контроля или аудита. В соответствии с Законом Украины от 24 июня 2004 г. «Об эко­логическом аудите»2, экологический аудит — это документально оформленный независимый системный процесс оценки объекта экологического аудита, включающий сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы управления окружающей природной среды и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной сре­ды и другим критериям экологического аудита.

Объектами экологического аудита являются:
предприятия, учреждения и организации, их филиалы и представительства либо объединения, отдельные производства, другие производственные объекты;
системы управления окружающей природной средой;
другие объекты, предусмотренные законом.


Основными задачами экологического аудита являются:
сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности объекта экологического аудита и формирование на ее основе заключения экологического аудита;
установление соответствия объекта экологического аудита требованиям законодательства об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита;
оценка воздействия деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды;
оценка эффективности, полноты и обоснованности мер, при­нимаемых для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита.
Экологический аудит может быть добровольным и обязатель­ным.
Экологическая экспертиза — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, которая базиру­ется на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке передпроектних, проектных и других материалов и объектов, реализация или действие которых могут отрицательно влиять или влияют на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направленная на подготовку выводов о соответствии за­планированной или осуществляемой деятельности нормам и требо­ваниям экологического законодательства, обеспечение экологиче­ской безопасности.

В соответствии с Законом Украины «Об экологической экспер­тизе» (45/95-ВР) ее целью является предотвращение отрицатель­ного влияния антропогенной деятельности на состояние окружаю­щей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени

экологической безопасности хозяйственной деятельности и эколо­гической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Объектами экологической экспертизы являются проекты зако­нодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к: нарушению экологических нормативов; отрица­тельному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей. Экологической экспертизе под­лежат экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, действующие объекты и комплек­сы, которые имеют значительное отрицательное влияние на состо­яние окружающей среды и здоровье людей.. Выводы государ­ственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения.
Выводы общественной и другой экологической экспертизы име­ют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений относительно дальнейшей реализации объекта экологи­ческой экспертизы.

4.3. Стабилизационные функции экологического управления

Экологическое информирование о состоянии окружающей при­родной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение доступа к имеющимся открытым, полным и досто- верным сведениям о событиях, явлениях, предметах, фактах, про­цессах в сфере использования, воспроизводства природных ресур­сов, природных комплексов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.
Экологическое информирование подразделяется на срочное (опе­ративное), периодическое, комплексное, отраслевое, территориаль­ное (региональное), в зависимости от его целевой направленности и эколого-социальной важности.

Различают экологическое информирование:
об уровне загрязнения, в т.ч. радиоактивного, почвы, атмо­сферного воздуха, поверхностных вод суши и морских вод, подзем­ных вод, продуктов животноводства и растениеводства;
о состоянии экологически опасных промышленных предпри­ятий и производствах;
о применении химических, биологических средств защиты сельскохозяйственных культур и мероприятиях по предотвращению загрязнения окружающей природной среды средствами химиза­ции;
об уровне техногенных изменений геологической среды;
об объемах бытовых отходов, занятых ими площадей земель и размеры подтопленных городских территорий;
о выполнении задач по строительству и вводу в действие при­родоохранных объектов, осуществлению природоохранных меро­приятий;
о соблюдении требований экологической (радиационной) безопасности на атомных электростанциях;о результатах контроля за охраной и использованием земель­ных, водных и лесных ресурсов, состоянием атмосферного воздуха, соблюдение экологических стандартов;
— о другой статистической экологической информации.

Стандартизация и нормирование в сфере охраны окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение единых требований, правил, норм, мерил относи-
тельно использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.
Экологические стандарты представляют собой совокупность научно обоснованных, юридически значимых нормативно-техни­ческих документов, которые содержат экологические требования, правила и нормы, утвержденные государственными органами и обязательные для выполнения субъектами экологического законо­дательства. Основной целью экологических стандартов является:
определение понятий и сроков, которые используются в эко­логической деятельности;
режима использования и воспроизводства природных ресур­сов, охраны окружающей реды;
методов контроля за состоянием окружающей природной среды;
мероприятий по предотвращению отрицательного влияния загрязнения природной среды на здоровье людей;
других вопросов, связанных с охраной и использованием при­родных ресурсов.


Экологические нормативы представляют собой совокупность предельно допустимых концентраций возможного физического, биологического, радиационного и иного антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды, которые не вызывают существенных изменений его качества и ухудшения здоровья людей, а также показателей использования природных ресурсов, которые устанавливаются уполномоченными органами государства относи­тельно видов деятельности юридических и физических лиц.

Систему экологических нормативов составляют:
нормативы экологической безопасности;
предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую при­родную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредно­го влияния физических и биологических факторов;
нормативы использования природных ресурсов и другие эко­логические нормативы.


К нормативам экологической безопасности относятся: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и иного влияния на окружаю­щую природную среду; предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания.

Нормативы экологической безопасности должны отвечать тре­бованиям охраны окружающей природной среды и здоровью лю­дей.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде и уровни вредного физи­ческого влияния на него должны быть едиными для всей территории. В отдельных случаях для курортных, лечебно-оздоро- вительных, рекреационных и других отдельных территорий допу­скаются более суровые нормативы предельно допустимых концен­траций загрязняющих веществ и другого вредного влияния на ок­ружающую природную среду.

Экологическое лицензирование. Под экологическим лицензированием необходимо понимать деятельность уполномоченных на то государственных органов ис­полнительной власти и местного самоуправления, связанную с вы­дачей официальных документов (экологических лицензий) на осуществление природопользования и охраны окружающей при­родной среды.

Экологические лицензии являются разновидностями разреше­ний на использование природных ресурсов. В соответствии с действующим экологическим законодатель­ством, экологическому лицензированию подлежат: деятельность по использованию недр (геологическое изучение недр, добыча по­лезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. сооружений для подземного хранения нефти, газа, иных веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, рекреационно-оздорови-тельное значение); по использованию источников минеральных вод; обращению с опасными для окружающей природной среды отхода­ми; по осуществлению отдельных видов пользования объектами животного мира.

Так как лицензирование является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов

и охраны окружающей природной среды, при определении содер­жания лицензии необходимо обеспечивать соблюдение в процессе природопользования всех требований, предусмотренных действую­щим экологическим законодательством.

Лицензии выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: