Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность гражданской обороны. Основы государственной политики в гражданской обороне
Гражданская оборона на территории Российской Федерации проводится и организуется в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, с дополнением в августе 2004 г. Как определено в статьи I данного Закона, гражданская оборона это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Устанавливается особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне (постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 г.).
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт – Петербурга.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения превышает 1000 тыс. человек;
- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;
- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек
и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;
- численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- менее 30% населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Для непосредственного решения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, создаются силы и службы гражданской обороны.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Управление войсками гражданской обороны осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенным Президентом Российской Федерации, могут быть привлечены воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
На основании постановления Правительства Российской Федерации «О федеральных службах гражданской обороны» от 18 ноября 1999 года № 1266 созданы: федеральная медицинская служба гражданской обороны, федеральная противопожарная служба гражданской обороны; федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка; федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений; федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей. Этим же постановлением на указанные службы возложены основные задачи исходя из их функционального предназначения.
Общее руководство гражданской обороны в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Вышеперечисленные главы и руководители являются по должности начальниками гражданской обороны указанных территорий, органов и организаций.
Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:
- вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;
- принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- издавать приказы по вопросам гражданской обороны.
Управление гражданской обороной осуществляется:
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Положение о Министерстве, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 953);
Структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;
Структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, создаваемыми (назначаемыми) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороны на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. В связи с этим приказом МЧС РФ от 16 августа 2000 года № 436 утверждено примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления.
Принципы организации и задачи гражданской обороны Российской Федерации
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:
1. с момента объявления состояния войны;
2. фактического начала военных действий
3. введение Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по принципам:
1. территориально – производственному;
2. заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2. оповещение населения об опасности, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6. проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий
11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13. срочное захоронение трупов в военное время;
14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.