Тема 4: Ораторская речь и приемы полемики (4 час.).
Материал для подготовки к практическому занятию
Подтема 4.2: Искусство спора и приемы полемики (2 час.).
Вопросы:
1. Понятие спора (общая характеристика). 2. Дискуссия как вид спора. 3. Полемика как вид спора. 4. Стратегия и тактика спора. 5. Логические аспекты спора (вопросно-ответный комплекс, аргументация, логические уловки в споре): 5.1. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора (общая характеристика). 5.2. Виды вопросов. 5.3. Критерии корректности вопросов. 5.4. Виды ответов в споре. 5.5. Аргументация как логический аспект спора. 5.6. Структура аргументации. 5.7. Виды аргументации: а) доказательство, б) опровержение: 5.7а. Доказательство как вид аргументации. 5.7б. Опровержение как вид аргументации. 5.8. Правила убедительной аргументации. 5.9. Ошибки в аргументации. 5.10. Логические уловки в споре. 6. Социально-психологические аспекты спора.
Понятие спора (общая характеристика).
Подавляющая часть наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
В действительности, в коммуникативных процессах помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в спорах.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное владение искусством спора
|
Спор – это коммуникативный процесс. В его рамках происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. Каждая из участвующих сторон стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.
Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис. Если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку. Но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, в процессе спора стороны приходят к более глубокому уяснению и своей собственной позиции, и позиции оппонента. В-третьих, в споре мы узнаем нечто новое, тем самым дополняем свой багаж знаний и расширяем кругозор.
Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:
|
• Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.
• Не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам.
• Если позиции совместимы, нужда в споре отпадает.
• Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении.
• Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций (источник начального взаимопонимания спорящих), а также известной суммы знаний о предмете спора.
• Спор предполагает следование правилам логики, этики и психологии.
• Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.
• В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т. д.
Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.
В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.