В обоих случаях допуском к теоретическому экзамену в устной форме является выполнение и защита контрольной работы, выполняемой в межсессионный период.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов), практические (8 часов) занятия, самостоятельная работа студента, включая подготовку (117 часа) и сдачу зачета и экзамена (4+9часа) по сокращенной форме обучения; лекционные (8 часов), практические (20 часов) занятия, самостоятельная работа студента, включая подготовку (103 часа) и сдачу зачета и экзамена (4+9часа) с полным сроком обучения.
Целью дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» является формирование у студентов теоретических знаний, а также выработка необходимых практических навыков в области методологии и организации разработки научных прогнозов и планов социально-экономического развития и функционирования различных сфер народного хозяйства страны и экономической системы в целом на макроуровне.
Задачи дисциплины: для достижения обозначенной цели данная дисциплина призвана решить следующие задачи:
сформировать у студентов экономическое мировоззрение;
представить студентам теоретико - методологических основы в области макроэкономического планирования и прогнозирования как особых функций управления современной национальной экономикой;
ознакомить с основными проблемами в области макроэкономического планирования и прогнозирования и возможными путями их решения;
способствовать приобретению практических навыков использования логики, принципов, системы методологических подходов и современных методов макроэкономического планирования и прогнозирования разработки прогнозов, проектов, программ и планов
|
рассмотреть процедуры и содержание прогнозирования и индикативного планирования развития комплексов, отраслей и сфер национальной экономики;
привить навыки исследования и моделирования национальной экономики на различных уровнях и в течение различных временных интервалов;
научить решать конкретные задач на макроэкономическом уровне управления национальной экономикой в рыночных условиях с учетом мирового опыта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
основные понятия, категории и инструменты экономической теории и экономических прикладных экономических дисциплин;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру направления экономической политики государства;
сущность и назначение макроэкономического планирования и прогнозирования.
возможности использования макроэкономического планирования и прогнозирования в целях государственного регулирования экономики;
состав и подходы к измерению системы плановых и прогнозных макроэкономических показателей;
принципы и подходы к разработке макроэкономических планов и прогнозов;
классификацию макроэкономических планов, программ и прогнозов;
логику построения планов и прогнозов на макроуровне;
|
методику макроэкономического планирования и прогнозирования и перспективные направления её развития;
подходы и способы планирования и прогнозирования макроэкономических объектов и величин;
подходы к анализу достижимости, точности и достоверности макроэкономических планов и прогнозов.
Уметь:
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной│
статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;
прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне;
разрабатывать планы и программы решения различных проблем социально-экономических систем;
вырабатывать прогнозы и строить прогнозные модели для объектов различной степени сложности;
организовывать и внедрять систему макроэкономического планирования и прогнозирования на практике;
совершенствовать и адаптировать под нужды конкретных объектов управления методы и подходы к разработке планов, программ и прогнозов;
анализировать действующие (принятые к исполнению) макроэкономические планы и прогнозы, осуществлять их экспертизу и верификацию;
проводить оценку экономической эффективности реализации планов и программ;
Владеть:
методологией экономического исследования;
методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
современны ми методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
программно-аппаратными комплексами для автоматизированного сбора, обработки, анализа макроэкономических данных, прогнозирования и экономико-математического моделирования;