Органы местного самоуправления: понятие , виды, компетенция.




1.Структура органов МСУ - это:

выборные или иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов гос. власти.

По Конституции РФ определяется наличие органов МСУ:

 

  1. Конституция.

. Конституционные основы: ст.3.,12,15,,24,32,40,46, 97, 130-132

-правовой статус;

1) По Конституции РФ определяется наличие органов МСУ:

Статья 130 п. 2: Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 3 п. 2 Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 12: Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 24 п. 2: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 32 п. 2: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме

Статья 40: Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 46: Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд

Статья 97: Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 131 п.1: Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 132: 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

  1. ЕХ:

 

Местное самоуправление, органы- первостепенный субъект. советы или собрания, подотченные им органы

ЕХ в ст. 3 дает следующее определение МСУ:

1. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства

  1. 131-Фз ст 2.

3) в 131 федеральном законе определяется понятие органов МСУ в статье 2: органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Признаки органов МСУ:

- формируются путем избрания населением или представительным органом, либо образованный представительным органом (например, ст. 36 п.2. пп.1: Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава);

- органы МСУ наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (все определено выше в ст. 14, 15, 16)

 

4. Классификация органов МСУ:

1. А)избираемые; б) назначаемые

2. По способу принятия решений:

- единоличные

- коллегиальные

3. По характеру решения вопросов:

- органы общей компетенции

- органы специальной компетенции

4. По выполняемым функциям:

- представительные

- исполнительные

- контрольные

- иные

5. ОМСУ. Структуру органов местного самоуправления составляют

-представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

контрольно-счетный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Структура органов местного самоуправления:

 

Факторы, по которым определяется структура органов МСУ:

1)тип МО

2)численность населения

3)исторические и иные местные традиции

4)возможность социально – эколномичесокго развития МО

Варианты определения структуры органов МСУ:

1) Ст. 34. П. 5 (131 федеральный закон):

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется

1.населением на местном референдуме

1.2.(в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан)

2.представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Ст. 22 п. 8,9

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

2) На сходе граждан либо представительным органом мо (опосредованно)

Финансово – экономические основы органов МСУ:

Ст. 34 п. 9

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Анализ органов МСУ:

1) Представительный орган МО (статья 35)

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

2. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

2) Глава МО (статья 36)

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 

3) Местная Администрация (статья 37)

 

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

4) Избирательная комиссия МО (статья 39): + использован УСТАВ

1. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Из Устава Перми:

Ст. 49.1

1. Избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления города Перми.

2. Избирательная комиссия действует на постоянной основе, является юридическим лицом и имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Срок полномочий Избирательной комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий Избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления, после назначения местного референдума и до окончания кампании местного референдума, в которых участвует Избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании местного референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Думы.

Статья 49.2. Порядок формирования Избирательной комиссии

  1. Формирование Избирательной комиссии осуществляется Думой на основе предложений субъектов выдвижения, предусмотренных федеральным законом. Порядок формирования Избирательной комиссии устанавливается в соответствии с федеральным и краевым законодательством Положением об Избирательной комиссии города Перми, утверждаемым Думой.

2. Дума принимает решение о формировании Избирательной комиссии и официально публикует его не позднее чем за 60 дней до даты истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава.

3. Решение о назначении членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса принимается Думой с учетом требований к срокам проведения первого заседания Избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, установленных федеральным законом.

Статья 49.5. Полномочия Избирательной комиссии

 

Избирательная комиссия:

а) осуществляет на территории города Перми контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории города Перми реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Думы, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

в) осуществляет на территории города Перми при проведении выборов депутатов Думы, местного референдума соблюдение единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

г) обеспечивает на территории города Перми при проведении выборов депутатов Думы, местного референдума соблюдение единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

д) обеспечивает на территории города Перми при проведении выборов депутатов Думы, местных референдумов соблюдение единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

е) осуществляет на территории города Перми меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов Думы, местных референдумов, распределяет выделенные из бюджета города и(или) бюджета Пермского края средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Думы, местных референдумов, контролирует целевое использование указанных средств;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Думы, местного референдума;

(в ред. решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 90)

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) принимает решения и иные акты в пределах своей компетенции;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

5) Контрольный – орган МО (ст. 38)

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.

2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетнымкодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

ФЗ «об общих принципах контрольно-счетного органа»

Выстроена вертикаль контрольно-счетных органов, большее влияние высшее стоящие, чем МСУ

- контроль;

-экспертиза проектов;

- внешний финансовый контроль;

- расширенный список экпертизы;

- двойная форма подчиненности;

Сейчас в обязательном порядке;

 

Из Устава г. Перми:

1. Городское самоуправление в городе Перми осуществляется жителями посредством участия в местных рефе-

рендумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные

органы местного самоуправления.

2. Органами городского самоуправления являются Дума, администрация города Перми (далее - администрация

города), Контрольно-счетная палата города Перми.

3. Высшим должностным лицом города Перми является Глава города Перми - председатель Пермской городс-

кой Думы (далее - Глава города - председатель Думы).

(в ред. решения Пермской городской Думы от 21.06.2011 N 137)

4. Юридическими лицами в системе городского самоуправления являются:

4.1. В соответствии с настоящим Уставом:

1) Дума;

2) администрация города;

3) Контрольно-счетная палата города Перми.

4.2. В соответствии с положениями, утверждаемыми Думой:

1) функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления);

2) территориальные органы администрации города - администрации Дзержинского, Индустриального, Киров-

ского, Ленинского, Мотовилихинского, Орджоникидзевского, Свердловского районов и администрация поселка Новые

Ляды.

5Статья 61.1. Статус Контрольно-счетной палаты города Перми

1. Контрольно-счетная палата города Перми (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением муниципальной собственностью. Контрольно-счетная палата образуется Думой. В пределах своей компетенции Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

2. Контрольно-счетная палата действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Пермской области (края), Уставом города Перми, Положением о Контрольно-счетной палате, иными нормативными правовыми актами.

3. Контрольно-счетная палата является юридическим лицом, имеет гербовую печать и официальный бланк со своим наименованием.

Статья 61.2. Порядок формирования Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, шести аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты.

2. Председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность и освобождается от должности правовым актом Думы.

Председатель Контрольно-счетной палаты назначается сроком на 5 (пять) лет из числа кандидатов, представленных на рассмотрение в Думу. Решение о назначении председателя Контрольно-счетной палаты принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы.

Кандидатура (кандидатуры) на должность председателя Контрольно-счетной палаты вносится (вносятся) Главой города по предложению конкурсной комиссии, созданной Думой.

3. С председателем Контрольно-счетной палаты города Перми Глава города заключает срочный трудовой договор.

4. Заместитель председателя назначается на должность председателем Контрольно-счетной палаты города Перми по предварительному согласованию с Думой.

5. Структура и штатное расписание Контрольно-счетной палаты утверждаются председателем Контрольно-счетной палаты в пределах численности, установленной Думой.

Статья 61.3. Полномочия Контрольно-счетной палаты

1. Для реализации возложенных на нее задач Контрольно-счетная палата:

1) проводит контрольные мероприятия, предусмотренные Положением о Контрольно-счетной палате;

2) по результатам проведенных контрольных мероприятий составляет заключения, содержащие предложения о принятии мер по устранению выявленных нарушений и рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов бюджета города и муниципальной собственности;

3) по результатам проведенных контрольных мероприятий направляет органам местного самоуправления, руководителям проверяемых организаций представления за подписью председателя Контрольно-счетной палаты для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного городу ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. В случае выявления при проведении контрольных мероприятий хищения денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Контрольно-счетная палата передает материалы проверок и обследований в правоохранительные органы;

4) проводит по поручению Главы города, заместителей председателя Думы финансовую экспертизу и дает заключения по проектам решений и иным документам, поступающим на рассмотрение Думы и затрагивающим вопросы бюджета города и муниципальной собственности города Перми;

5) запрашивает в органах местного самоуправления, организациях независимо от форм собственности и у их должностных лиц документы, материалы и информацию, необходимые для реализации функций Контрольно-счетной палат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: