Биология Человек 8 класс




Учебно-тематический план

N п/п Название темы Количество часов на изучение темы В том числе Формируемые компетенции (согласно стандарту образования)
Уроки Из них экскурсии/ лабораторные работы/практические работы   Контрольные работы
1. Место человека в системе органического мира     0/0/0   Называть место человека в системе органического мира, характеризовать особенности строения человека, работать с учебником и тетрадью, находить сходные и отличительные признаки, проводить сравнение и обобщения, выбирать критерии для классификации, сотрудничать с одноклассниками и учителем.
2. Эволюция человека. Расы человека     0/0/0   Сравнивать изучаемые исторические формы человека. Определять понятия рас, нации. Объяснять сущность работать с текстом параграфа и его компонентами, составлять план ответа; участвовать в групповой работе.Работать с разными источниками информации.
3. История развития знаний о строении и функциях организма человека     0/0/0   Называть вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека, составлять вопросы к тексту, разделять его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; навыки конспектирования, и логического изложения материала, выполнять творческие(проектные) работы, рассуждать и делать выводы, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
4. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм     0/2/1   Называть основные признаки организма человека, основные структурные компоненты клеток человека и их функции, ткани. Объяснять связь между строением функциями клеток тканей, органов и их систем. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Работать со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами. Проводить эксперименты и наблюдения, логически мыслить, делать выводы.
5. Координация и регуляция     0/1/1   Объяснять понятия гуморальная регуляция, рецептор, нервы, нейроны, нервные узлы, синапс, спинной и головной мозг, доли и зоны больших полушарий. Называть роль регуляторных систем, механизм действия гормонов и их роль в обменных процессах, признаки строения и функционирования органов чувств, строение эндокринного аппарата, функции эндокринных желёз, сравнивать железы внутренней и внешней эндокринной системы. меры предупреждения заболеваний, вызванные недостатком или избытком гормонов, роль нервной системы в регуляции функций организма, типы нервной системы, строение и функции частей и отделов нервной системы, роль соматической и вегетативной нервных систем, строение нейронов, тих типы, свойства и функции, рефлекторный принцип деятельности нервной системы, виды рефлексов, строение рефлекторной дуги, составные части ЦНС, расположение спинного и головного мозга, особенности их строения и функции, роль в регуляции жизнедеятельности и поведения человека, Устанавливать взаимосвязь между строение и функциями систем и органов. Знание основ ЗОЖ. Составлять схемы, таблицы, оформлять результаты наблюдений и исследований, работать со словарями. Сотрудничать в группе, владеть основами самоконтроля и самооценки.
6. Анализаторы     0/0/1   Объяснять понятия анализатор, кожно-мышечная чувствительность, обоняние, осязание, вкус. Называть составные части зрительного анализатора, особенности строение и функции глаза, его частей, органов слуха, равновесия и их анализаторов, особенности восприятия и анализа раздражений, взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью, роль зрительного, слухового и вестибулярного аппаратов в восприятии и анализе; органы кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса – их локализацию и анализаторы. Обосновывать правила гигиены органов чувств.
7. Опора и движение     0/0/6   Называть части скелета человека, химический состав, строение, формы и свойства костей, роль скелета в организме человека, основные скелетные мышцы человека, их локализацию, функции. Характеризовать внешнее и внутренне строение костей, и типы их соединений, строение мышц и мышечных волокон. Устанавливать связи между составом, строением и функциями костей, с отделов скелета. Проводить наблюдения, формулировать выводы. Находить информацию и преобразовывать её в табличные данные, схемы. Оказание первой доврачебной помощи при переломах.
8. Внутренняя среда организма     0/1/0   Называть признаки внутренней среды организма и основные её компоненты, значение и особенности строения клеток крови в связи с их функциями, строение форменных элементов крови, составляющие плазмы, сущность понятий иммунитет и их виды, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия, роль лимфы, донор, реципиент, универсальный донор, универсальный реципиент, агглютинация, агглютиногены, агглютинины, группы крови, типы резус-факторов, Объяснять сущность прививок и их значение, механизмы и значение свёртывания и переливания крови. Работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки. Раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Находить информацию, анализировать её и делать выводы.
9. Транспорт веществ     0/1/1   Называть признаки транспорта веществ в организме, различать и описывать органы кровеносной: кровеносных сосудов и сердца и лимфатических систем, функции кровеносных сосудов, сердца, суть его цикличной (фазной) работы, биологическую роль автоматии сердечной мышцы, признаки различия вен и артерий, роль нервной и гуморальной систем в регуляции работы сердца, причины движения крови в организме, особенности движения крови по венам, Объяснять понятие кровообращение, сердечный цикл, пауза, автоматия, пульс, кровяное давление, смысл медленного движения крови по капиллярам, венам. Измерять пульс и кровяное давление, оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, знать приёмы тренировки сердечной мышцы. Владеть основами исследовательской деятельности, составлять краткие конспекты.
10. Дыхание     0/0/2   Называть органы дыхания, особенность их строения и функции, признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена, биологическую сущность. Объяснять значение понятий дыхание, жизненная ёмкость лёгких, плевра, плевральная полость, роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в организме человека, процесс образования голоса и членораздельной речи, изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха(газообмен в лёгких и тканях), роль диффузии в этих процессах, механизм вдоха и выдоха, роль в этом дыхательных мышц, взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем, роль кислорода в освобождении необходимой организму энергии, его влияние на работу дыхательных мышц. Характеризовать влияние изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на работу органов дыхания и процессы газообмена в лёгких и тканях. Знать и использовать гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний, обосновывать положительное влияние физической нагрузки на тренировку дыхательных мышц, вредное воздействие курения, загрязнения воздуха. Оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом. Владеть навыками исследовательской и проектной деятельности, оформлять результаты наблюдений. Работать с научно-популярной литературой. Сравнивать различные точки зрения, грамотно отстаивать свою точку зрения.
11. Пищеварение     0/1/1   Объяснять значение понятий пища, пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение. Называть органы пищеварительной системы, состав пищи и её роль, пищевые продукты, содержащие белки, жиры, углеводы, минеральные веществ и витамины, этапы пищеварения и их особенности, строение и функции органов ротовой полости, желудка и отделов кишечника, пищеварительных желёз, зубов, слюнные железы, состав слюны, роль ферментов слюны, пищеварительных желёз, их ферментов и секретов, методы изучения деятельности слюнных желёз, пищеварения, роль исследований И.П. Павлова, механизм регуляции слюноотделения, роль глотки и пищевода, сущность и значение всасывания, роль барьерной функции печени, роль нейрогуморальной регуляции, методы их изучения, отделения пищеварительных соков, гигиенические требования к составу пищи, её приготовлению. Объяснять сущность и значение процессов питания и пищеварения. гигиенические меры и профилактики нарушения работы пищеварительной системы. Характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. Доказывать, что питательные вещества – это строительный материал и источник энергии. Знать меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний.
12. Обмен веществ и энергии. Витамины     0/0/1   Называть особенности пластического и энергетического обмена в организме человека, их взаимосвязь, особенности обмена водно-солевого, белков, жиров и углеводов и их роль, значение и группы витаминов. Выявлять признаки обмена веществ и превращения энергии. Объяснять значение понятий пластический обмен, энергетический обмен. Знать научные принципы определения норм питания и энергетические затраты людей разных профессий, соблюдение мер профилактики авитаминозов.
13. Выделение     0/0/0   Называть органы мочевыделительной системы, особенности строения и значение, строение, работа и роль нефрона в образовании мочи, отличие первичной мочи от вторичной, механизм регуляции работы почек, роль водно-солевого обмена, значение почек в поддержании постоянства состава внутренней среды, раскрывать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ, взаимосвязь между строением и функциями органов выделения и кровеносной системы. Меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
14. Покровы тела     0/0/0   Называть особенности строения кожи, её функции, роль в обмене веществ, поддержании постоянства температуры тела, взаимосвязь эпидермиса, собственно кожи, подкожной жировой клетчатки, способы терморегуляции, её рефлекторный характер. Гигиена по уходу за кожей, ногтями, волосами. Меры оказания первой доврачебной помощи при травмах кожи.
15. Размножение и развитие     0/0/0   Называть строение и функции органов половой системы, основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека, гигиенические требования, вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на здоровье потомства.
16. Высшая нервная деятельность     0/0/0   Называть особенности высшей нервной деятельности человека, значение сна, его фазы, признаки психики, характеризовать типы нервной системы. Объяснять значение понятий высшая нервная деятельность, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, рефлекторная дуга, торможение, инстинкт, навыки, потребности организма, Знать вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова в науку о психике человека, меры гигиены сна.
17. Человек и его здоровье     0/0/2   Называть приёмы рациональной организации труда и отдыха, отрицательное влияние вредных привычек. Соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний, оказывать первую доврачебную помощь.

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п № темы № урока в теме Тема урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока Домашнее задание
Тема. Место человека в системе органического мира (2 ч)
1-2   1-2 Место человека в системе органического мира 3.09-7.09   Читать п.1
Тема. Эволюция человека. Расы человека (2 ч)
      Эволюция человека 10.09-14.09   Читать п.2
      Расы человека 10.09-14.09   Читать п.3
Тема. История развития знаний о строении и функциях организма человека(2 ч)
      История развития знаний об организме человека 17.09-21.09   Читать п.4
    2. Современные гипотезы и методы изучения организма человека 17.09-21.09     Читать п.4
Тема. Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов. Организм (4 ч)
      Клеточное строение организма Л/р №1 24.09-28.09   Читать п.5
      Ткани и органы Л/р №2 24.09-28.09   Читать п.6
      Системы органов. Организм. П/р №1 01.10-05.10   Читать п.7
10.   4. Обобщающий урок Контрольная работа №1 01.10-05.10      
Тема. Координация и регуляция (10 ч)
11. 5. 1. Гуморальная регуляция 08.10-12.10   Читать п.8
12.   2. Роль гормонов 08.10-12.10   Читать п.8
13.   3. Строение и значение нервной системы 15.10-19.10   Читать п.9
14.   4. Строение и функции спинного мозга 15.10-19.10   Читать п.10
15.   5. Л/р № 3 22.10-26.10   Отчёт о л/р
16.   6. Строение и функции головного мозга 22.10-26.10   Читать п.11
17.   7. П/р № 2 05.11-9.11   Отчёт о п/р
18.   8. Полушария большого мозга. 05.11-9.11   Читать п.12
19.   9. Полушария большого мозга. 12.11-16.11   Читать п.12
20.   10. Обобщающий урок 12.11-16.11    
Тема. Анализаторы (4 ч)
21. 6. 1. Зрительный анализатор П/р №3 19.11-23.11     Читать п.13
22.   2. Анализаторы слуха и равновесия 19.11-23.11   Читать п.14
23.   3. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус 26.11-30.11     Читать п.15
24.   4. Обобщение. Контрольная работа №2 26.11-30.11      
Тема. Опора и движение (6 ч)
25-26 7. 1-2 Кости скелета   03.12-07.12   Читать п.16
      П/ р №4, №5 10.12-14.12    
    2. Строение скелета П/р №6, №7 10.12-14.12     Читать п.17
    3. Мышцы П/р №8 17.12-21.12     Читать п.18
    4. Работа мышц П/р №9 17.12-21.12     Читать п.19
      Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата 24.12-28.12      
      Обобщающий урок Контрольная работа №3 24.12-28.12      
Тема. Внутренняя среда организма (3 ч)
      Внутренняя среда организма. Кровь Л/р №4 9.01-11.01   Читать п.20
      Иммунитет. Группы крови 9.01-11.01   Читать п. 21
      Переливание крови. Тканевая совместимость 14. 01-18.01   Читать п.
Тема. Транспорт веществ (4 ч)
      Органы кровообращения 14. 01-18.01   Читать п.22
      Работа сердца 21.01-25.01   Читать п.23
      Движение крови по сосудам. Лимфообращение 21.01-25.01     Читать п.24
      П/ р №10 Л/р № 5 28.01-01.02   Отчёт о л/р
Тема. Дыхание (4 ч)
      Строение органов дыхания. Значение дыхания П/р №11 28.01-01.02     Читать п.25 Отчёт о п/р
      Газообмен в лёгких и тканях П/р №12 04.02-08.02   Читать п.26
      Регуляция дыхания 04.02-08.02   Читать п.26
      Зачёт. Контрольная работа №4 11.02-15.02      
Тема. Пищеварение (4 ч)
      Пищеварение. Питательные вещества 11.02-15.02     Читать п.27
      Пищеварение в ротовой полости Л/р № 6 18.02-22.02     Читать п.28
      Пищеварение в желудке 18.02-22.02   Читать п.29
      Пищеварение в кишечнике П/р №13 25.02-01.03     Читать п.29
Тема. Обмен веществ и энергии (3 ч)
      Пластический и энергетический обмен П/р№14 25.02-01.03     Отчёт о п/р 30
      Витамины 04.03-8.03   Читать п. 31
      Зачёт. Контрольная работа №5 04.03-8.03    
Тема. Выделение(2 ч)
      Выделение. Строение и работа почек 11.03-15.03   Читать п.32
      Заболевания почек. Их профилактика 11.03-15.03   Читать п.32
Тема. Покровы тела (2 ч)
      Строение и функции кожи 18.03-22.03   Читать п.33
      Роль кожи в терморегуляции организма 18.03-22.03     Читать п.34
Тема. Размножение и развитие (3 ч)
      Половая система человека. Оплодотворение и развитие зародыша. 01.04-05.04     Читать п.35
      Наследственные и врождённые заболевания 01.04-05.04   Читать п.36
      Развитие человека. Возрастные процессы 08.04-12.04   Читать п.37
Тема. Высшая нервная деятельность (6 ч)
  16.   Рефлекторная деятельность нервной системы 08.04-12.04     Читать п.38
      Бодрствование и сон 15.04-19.04   Читать п.38
      Мышление. Речь 15.04-19.04   Читать п.39
    4. Познавательные процессы и интеллект 22.04-26.04     Читать п.40
      Память 22.04-26.04   Читать п.41
      Эмоции и темперамент Контрольная работа №6 29.04-03.05     Читать п.42
Тема. Человек и его здоровье (9 ч)
      Здоровье и влияющие на него факторы П/р №15 29.04-03.05     Читать п.43
      Оказание первой доврачебной помощи. 06.05-10.05     Читать п. 44
      Оказание первой доврачебной помощи. 06.05-10.05   Читать п.44
      П/р №16 13.05-17.05   Отчёт о п/р
      Вредные привычки. Заболевания человека 13.05-17.05   Читать п.45,46
      Двигательная активность и здоровье человека 20.05-24.05   Читать п. 47,48
      Гигиена человека. 20.05-24.05   Читать п. 49
      Обобщающий урок Контрольная работа №7 27.05-31.05      
      Задание на лето 27.05-31.05    
               

Лабораторные работы:
Л/р №1«Строение клетки»

Л/р №2 «Микроскопическое строение тканей»

Л/р № 3 «Строение спинного мозга»

Л/р №4 «Изучение микроскопического строения крови»

Л/р № 5«Подсчёт ударов пульса и числа сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке»

Л/р № 6 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Практические работы:

П/р №1 «Распознавание органов и систем органов человека»

П/р № 2«Изучение строения головного мозга человека(по муляжам)»

П/р №3 «Изучение изменения размера зрачка»

П/ р №4 «Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости»

П/ р №5«Изучение внешнего вида отдельных костей»

П/р №6 «Роль плечевого пояса в движении руки»

П/р №7 «Функции костей предплечья в повороте кисти»

П/р №8 «Измерение массы и роста своего организма»

П/р №9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

П/ р №10«Измерение кровяного давления»

П/р №11«Определение частоты дыхания»

П/р №12«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

П/р №13«Изучение действия желудочного сока на белки»

П/р№14«Определение норм рационально питания»

П/р №15«Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье»

П/р №16«Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: