Девиантное (асоциальное) поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление.
Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – всё это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
|
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
· врожденные;
· наследственные;
· приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.
Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
|
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
|
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической
напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и
психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
·скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
·потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
·чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
·эмоциональное отвержение;
·гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина
педагогического характера –
злоупотребление запретами.
Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенкавполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.