Хрустальный завод»
МИНСК, 2009
Мероприятия по экономии сырья и материалов
Основными топливно-энергетическими ресурсами, используемыми в производственных целях, являются природный газ и электроэнергия. Дополнительно используется также и теплоэнергия и холодная вода.
Потребность основных цехов в сырьевых материалах представлена в следующей таблице:
Таблица 1 – Расчет стоимости основного сырья, потребляемого ПРУП «Борисовский хрустальный завод» в 2008 г.
Наименование сырья | Норма расхода на тонну готовой продукции, кг | Вес готовой продукции, тонн | Потребность в сырье, тонн | Цена за 1 тонну, руб. | Стоимость потребляемого сырья, тыс. руб. | |||||
Цех №1 | ||||||||||
1 Песок кварцевый OOBC-015 | 720,168 | 747,622 | 538,413 | 95 415 | 51 373 | |||||
2 Сурик свинцовый | 326,9 | 747,622 | 244,398 | 11 500 000 | 2 810 577 | |||||
3 Мел технологический | 33,99 | 747,622 | 25,412 | 750 000 | 19 059 | |||||
4 Сода кальцинированная | 55,19 | 747,622 | 41,261 | 480 000 | 19 805 | |||||
5 Поташ 100% (сухой) | 105,27 | 747,622 | 78,702 | 1 525 049 | 120 024 | |||||
6 Селитра калиевая | 189,4 | 747,622 | 141,6 | 1 200 000 | 169 920 | |||||
7 Мышьяк | 4,83 | 747,622 | 3,611 | 2 617 000 | 9 450 | |||||
8 Никель углеродистый | 747,622 | 13,457 | 20 000 | |||||||
9 Кобальт оксид | 0,3 | 747,622 | 0,224 | 88 900 | ||||||
Итого по цеху | 3 200 497 | |||||||||
Цех №7 | ||||||||||
1 Песок кварцевый OOBC-015 | 717,59 | 735,952 | 528,112 | 93 455 | 49 355 | |||||
2 Сурик свинцовый | 326,9 | 735,952 | 240,583 | 11 500 000 | 2 766 705 | |||||
3 Мел технологический | 33,59 | 735,952 | 24,721 | 750 000 | 18 541 | |||||
4 Сода кальцинированная | 55,534 | 735,952 | 40,87 | 480 000 | 19 618 | |||||
5 Поташ 100% (сухой) | 104,012 | 735,952 | 76,548 | 1 525 049 | 116 739 | |||||
6 Селитра калиевая | 187,143 | 735,952 | 137,728 | 1 200 000 | 165 274 | |||||
7 Мышьяк | 2,98 | 735,952 | 2,193 | 2 617 000 | 5 739 | |||||
8 Никель углеродистый | 735,952 | 13,247 | 20 000 | |||||||
9 Оксид неодима | 735,952 | 219,314 | 52 400 | 11 492 | ||||||
Итого по цеху | 3 153 727 | |||||||||
Цех №4 | ||||||||||
1 Песок кварцевый OOBC-015 | 764,986 | 740,026 | 566,11 | 93 455 | 52 906 | |||||
2 Мел технологический | 166,558 | 740,026 | 123,257 | 214 166 | 26 397 | |||||
3 Сода кальцинированная | 225,146 | 740,026 | 166,614 | 480 000 | 79 975 | |||||
4 Поташ 100% (сухой) | 32,412 | 740,026 | 23,986 | 1 525 049 | 36 580 | |||||
5 Селитра натриевая | 29,125 | 740,026 | 21,553 | 615 000 | 13 255 | |||||
6 Сульфат натрия | 12,004 | 740,026 | 8,883 | 320 000 | 2 843 | |||||
7 Оксид церия | 1,012 | 740,026 | 0,749 | 49 745 000 | 37 259 | |||||
8 Селен металлический | 0,02 | 740,026 | 0,015 | 62 000 | ||||||
9 Кобальта оксид | 740,026 | 4,44 | 88 900 | |||||||
Итого по цеху | 249 610 | |||||||||
|
Для сокращения расходов предприятия на сырье представляется необходимым проведение следующих мероприятий:
– Снижение норм расхода сырьевых материалов за счет уменьшения брака. В данном направлении проведение реконструкции используемого оборудования может позволить уменьшить расход сырья на 0,5%. Для реализации данного предложения необходимым является инвестирование 104,500 млн. р.
– Совершенствование технологического процесса с целью приведения веса готовых изделий к показаниям паспортных данных. Для проведения данных мероприятий потребуется около 15,000 млн. р. Ожидаемым эффектом будет сокращение норм расхода основного сырья на 0,1–0,2%.
Для подсчета данных резервов увеличения прибыли от реализации продукции рассмотрим следующую таблицу:
Таблица 2 – Расчет резервов сокращения расходов на сырье ПРУП «Борисовский хрустальный завод» в 2008 г.
Показатель | Значение |
1 Расходы сырья и материалов, в том числе по цехам (в тыс. р.): | 6 603 834 |
1.1 цеху №1 | 3 200 497 |
1.1 цеху №7 | 3 153 727 |
1.1 цеху №4 | 249 610 |
2 Снижение норм расхода сырьевых ресурсов, % | 0,5 |
3 Сокращение расходов на сырье (стр. 1 * стр. 2 / 1000) | 33,019 |
4 Сокращение расходов на сырье за счет совершенствования технологического процесса, % | 0,15 |
5 Сокращение расходов на сырье за счет технологического процесса (стр. 1 * стр. 4 / 1000) | 9,906 |
6 Итого экономия на сырье (стр. 3 + стр. 5) | 42,925 |
|
Таким образом, сокращение норм расхода на сырье и основные материалы может увеличить прибыль предприятия на 42,925 млн. р.
Поиск более выгодных рынков сбыта
Продукция предприятия относится к товарам народного потребления, но не является предметом повседневного спроса и первой необходимости.
Спрос на хрустальную и стеклянную продукцию изменяется в Республике Беларусь и в странах СНГ посезонно: увеличивается осенью и зимой, но сокращается весной и летом. Сортовая посуда из бесцветного сырья и светотехнические рассеиватели пользуются стабильным спросом.
Для уменьшения зависимости предприятия от сезонности спроса необходим выход продукции завода на рынки экономически развитых стран, увеличение числа потенциальных покупателей.
Таблица 3 – Определение резервов увеличения прибыли за счёт изменения структуры сбыта
Рынок | Средняя цена на 1 заказ, млн. р. | Объём выручки, млн. р. | Доля рынка, % | Возможное изменение доли рынка, % | Изменение средней цена реализации, млн. р. | Возможный VРП | Итого резерв | |||||||
Регион | Количество заказов | |||||||||||||
Республика Беларусь | 70,1 | 1 753 | 6,34 | 5,36 | -0,687 | -250,748 | ||||||||
Россия | 81,6 | 1 632 | 5,90 | 6,22 | 0,261 | 95,309 | ||||||||
Прочие страны СНГ | 74,1 | 23 045 | 83,36 | 79,02 | -3,216 | -1 173,818 | ||||||||
Рынки дальнего зарубежья | 135,2 | 1 217 | 4,40 | 9,40 | 6,760 | 2 467,400 | ||||||||
Итого | 27 646 | 100,00 | 100,00 | 1 138,143 | ||||||||||
|
Главным направлением политики предприятия в рамках сбытовой стратегии станет переориентация сбыта на увеличение доли экспорта в страны дальнего зарубежья в общем объёме реализованной продукции, главным образом путем роста сбыта на рынке Германии (планируется увеличить долю рынка с 4,4% до 9,4% = 5,00 п.п.), а также на рынке Российской Федерации (с 5,9% до 6,22%).
Такое изменение структуры рынков сбыта позволит предприятию поднять средний уровень цен на свою продукцию, а значит и определит сумму резерва увеличения прибыли в размере 1 138,143 млн. р.
Для реализации поставленных задач потребуется существенно увеличить затраты на рекламу, на участие в выставках, на продвижение готовой продукции на новые рынки сбыта.
Подсчитаем увеличение расходов для осуществления мероприятий по увеличению доли сбыта продукции на рынках дальнего зарубежья:
Таблица 4 – Планируемые расходы на увеличение сбыта продукции на рынках дальнего зарубежья
Показатель | Значение, млн. р. |
1 Расходы на рекламу | |
2 Транспортные расходы | |
3 Командировочные расходы | |
4 Представительские расходы | |
Всего |
Всего расходы по осуществлению предлагаемых мероприятий составят 695 млн. рублей, а увеличение прибыли может составить: 1 138,143 – 695 = 443,143 млн. р.
Одновременно с отмеченным, в ходе проведения анализа было установлено, что в 2008 году наблюдалось сокращение количества произведенной и реализованной продукции предприятия (с 7 809 до 7 464,6 тыс. единиц или на 4,41%), что повлекло сокращение прибыли от реализации на 24,4 млн. р. Потому, очевидно, увеличение объема реализуемой продукции, даже без изменения структуры реализации по рынкам сбыта, позволит увеличить прибыль предприятия.
Подсчитаем резерв увеличения реализации продукции предприятия основываясь на том предположении, что проводимые мероприятия, затраты по которым указаны в таблице 3.4 не только позволят изменить структуру реализации продукции, но и приведут к увеличению объемов продаж (в количественном измерении) до уровня отмеченного сокращения выпуска в 2007 году. Для этого используем следующую формулу:
, (1)
где – резерв увеличения прибыли от реализации продукции, за счет увеличения количества произведенной и реализованной продукции;
– возможная величина прибыли от реализации, после увеличения количества производимой и реализуемой продукции;
– фактическая прибыль от реализации предприятия (за 2008 год);
– планируемое выполнение плана по увеличению производства и реализации продукции предприятия.
Расчет резервов увеличения прибыли за счет количества продукции проведем в таблице 5:
Таблица 5 – Подсчет резервов увеличения объемов прибыли от реализации за счет увеличения количества производимой и реализуемой продукции
Показатель | Значение, млн. р. |
1 Прибыль от реализации продукции фактическая (за 2008 год) | 1 290,0 |
2 Выпуск продукции в 2007 году, тыс. ед. | 7 809,0 |
3 Выпуск продукции в 2008 году, тыс. ед. | 7 464,6 |
4 Сокращения выпуска продукции в 2008 году (стр. 3 – стр. 2) | -344,4 |
5 Резерв увеличения выпуска в 2009 году | 344,4 |
6 Прогнозируемое количество реализуемой продукции в 2009 году (стр. 3 + стр. 5) | 7 809,0 |
7 Показатель выполнения плана по реализации продукции на 2009 год (стр. 6 / стр. 3) | 1,046138 |
8 Резерв увеличения прибыли от реализации (стр. 1 * стр. 7 – стр. 1) | 59,518 |
Всего, таким образом, интенсификация усилий по сбыту продукции за счет рекламы, участия в выставках, может привести к увеличению прибыли от реализации на 59,518 млн. р., если проводимые мероприятия позволят увеличить количество реализуемой продукции, хотя бы до уровня 2007 года.