Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
Я хочу покаяться, но...
Перевод Кулиева Э. Р.
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Милостивому, Принимающему покаяние, Наставляющему на прямой путь, Прощающему грехи и Суровому в наказании! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Царя, Дарующего, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит его Аллах и ниспошлёт мир ему, его роду и сподвижникам.
Я прочёл этот труд, посвящённый покаянию и нашёл его ценным и полезным. Автор разъяснил в ней условия покаяния, доказательства этого, состояния кающихся и многие грехи, которые обязывают человека принести покаяние. Поэтому мы советуем всем, кто совершает грехи, а также всем нам действовать, руководствуясь этими знаниями, спешить принести искреннее покаяние, готовиться к тому, что Всевышний Господь принимает покаяния Своих рабов и прощает грехи, надеяться на милость Господа, верить в то, что Всевышний Аллах наставляет на благие деяния и помогает связать жизнь раба с его Господом, оставить неповиновение Ему и отдалиться от грешников.
Да наставит нас Аллах на полное благо, вознаградит нашего брата, автора этой книги, и поможет мусульманам извлечь из неё пользу! Да благословит Аллах и ниспошлёт мир Мухаммаду, его роду и его сподвижникам!
? Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин
11.07.1410 г. х.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи. Кого Аллах наставит на прямой путь того никто не введёт в заблуждение, а кого Аллах собьёт, того никто не поведёт прямо. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и посланник. А затем...»[1]
|
Всевышний Аллах повелел всем верующим приносить покаяние и сказал:
«Кайтесь пред Аллахом, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (ан-Нур 24:31).
Рабы Аллаха делятся на кающихся и несправедливых, и нет помимо этих двух третьей группы. Аллах, Велик Он и Могуч, сказал:
«А кто не кается, те — несправедливые» (аль-Худжурат 49:11).
В наше время многие люди удалились от религии Аллаха, среди них распространились неповиновение Аллаху и безнравственность, и не осталось никого, кто бы не был испачкан дурным поступком, кроме тех, кого сохранил Аллах.
Но Аллах не желает, чтобы погас свет Его религии, Он пробуждает многих от беспечности и сна, и они осознают свои упущения в исполнении обязанностей пред Аллахом, каются в собственной халатности и неповиновении и обращаются к светочу покаяния. Иные же продолжают питать отвращение к тяжкой жизни, полной лишений, и блуждают в поисках выхода из тьмы к свету.
Однако некоторая группа из этого «шествия» встречает на своем пути препятствия, полагая, что они мешают принести покаяние. Этими препятствиями являются искушения души и окружающая действительность.
В связи с этим я написал эту статью, надеясь, что она разъяснит неясности и развеет сомнения, объяснит постановления Всевышнего и разрушит замыслы шайтана.[2]
Эта статья состоит из введения об опасности пренебрежения грехами, в котором раскрывается смысл условий покаяния, за ним следуют советы по исцелению души, фетвы[3] для кающихся, подкреплённые доказательствами из Священного Корана и Сунны, высказывания ученых и заключение.
|
Я прошу Аллаха, чтобы я и мои братья-мусульмане смогли извлечь пользу из этой статьи, и довольствуюсь их праведными молитвами и искренними наставлениями. Да примет Аллах наши покаяния!
? Мухаммад Салех аль-Мунаджжид
ВВЕДЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ГРЕХАМИ
Узнай, да смилостивится Аллах надо мной и тобой, что Аллах, Велик Он и Могуч, повелел Своим рабам обязательно искренне каяться пред Ним. Всевышний Аллах сказал:
«О вы, которые уверовали! Кайтесь пред Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66:8).
Аллах даровал нам отсрочку для покаяния, прежде чем благородные ангелы записывают наши грехи. Посланник Аллаха сказал: «Обладатель левой книги[4] поднимает своё перо от (книги — Прим. пер.) согрешившего раба-мусульманина на шесть часов, и если он покаялся и попросил прощения, то он отбрасывает этот грех, а иначе — записывает одно плохое деяние».[5]
Беда многих людей сегодня состоит в том, что они не боятся могущества Аллаха и грешат днем и ночью. Среди них есть такие, кто поражен умалением грехов. Ты видишь, что один из них в душе презирает мелкие грехи и говорит: «Чем может навредить взгляд и рукопожатие с чужой женщиной!?» Они развлекаются, рассматривая запрещенные картины в журналах, а некоторые из них, когда узнают о запрете на это, пренебрежительно спрашивают, какова величина этого греха? Велик он или мал? И когда ты узнал об этих фактах, имеющих место сегодня, сравни их со следующими текстами из «ас-Сахиха» имама аль-Бухари, да смилостивиться над ним Аллах:
|
1) Анас сказал: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха мы считали их смертными грехами».
2) Ибн Мас‘уд сказал: «Верующий смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадёт на него. Распутник же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом», — и он провёл рукой, будто бы отгоняя муху.
Смогут ли они оценить опасность этого после того, как прочитают хадис посланника Аллаха: «Берегитесь маленьких грехов. Поистине, маленькие грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришёл с куском дерева, затем другой пришёл с куском дерева, пока они не собрали дрова на костёр, на котором приготовили себе еду. Поистине, маленькие грехи, когда они скапливаются в большом количестве, губят раба». В другой ривайе сказано: «Берегитесь маленьких грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека».[6]
Учёные считают, что малые грехи сочетаются с отсутствием стыда, безразличием и отсутствием страха перед Аллахом. Вместе с этим раб пренебрежительно смотрит и на великие грехи, которые следуют за малыми, и ставит их на одну ступень. Поэтому нет малых грехов, если раб упорствует в них, и нет великих грехов, если раб просит прощения.
Мы говорим каждому, кто находится в таком положении: смотри не на незначительность греха, а на того, перед кем его совершаешь.
Из этого извлекут пользу искренние и верные рабы Аллаха, которые осознают свои грехи и упущения, не погрязли в обольщении и не упорствуют в своей несправедливости. Они уверовали в слова Всевышнего:
«Возвести рабам Моим, что Я — Прощающий, Милостивый» (аль-Хиджр 15:49),
— как и уверовали в Его слова:
«И что наказание Моё — наказание мучительное!» (аль-Хиджр 15:50).