Образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»




 

Татьяна Дмитриевна Ларина (в замужестве княгиня N) – главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.

 

Имя «Татьяна», выбранное поэтом для своей героини, позже стало чрезвычайно популярным, во многом, и благодаря этой книге. Однако в начале XIX века оно считалось «простонародным», старомодным, и Пушкин даже специально оговаривает:

 

«Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим».

 

Сначала, как свидетельствуют черновики, он думал назвать ее «Наташа».

 

Внешность. Поэт противопоставляет темноволосую Татьяну прекрасной златокудрой и румяной Ольге:

«никто б ее назвать прекрасной не мог».

Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью, имеет «бледный цвет и вид унылой».

Когда она приезжает в Москву, местные барышни находят её

 

«… что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем, очень недурной»,

 

при появлении в театре

 

«… не обратились на нее

Ни дам ревнивые лорнеты,

Ни трубки модных знатоков».

 

Характер и манеры: в начале книги нам представлена застенчивая барышня-подросток. Она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива », не умеет ласкаться к родителям, «и часто целый день одна / сидела молча у окна », задумчива.

Мотив необщительных детей был распространен в романтической литературе.

По описанию Ленского, она «грустна и молчалива, как Светлана » (персонаж баллады Жуковского).

Позже Пушкин упоминает «ее рассеянную лень » (7, XLIV).

По прошествии нескольких лет, замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется:

«Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех (…)

Всё тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Ducommeilfaut…» (8, XIV).

 

«Никто б не мог её прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar …» (8, XV).

 

Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы.

 

Занятия. Барышня Татьяна не занимается традиционными девичьими занятиями – не вышивает, не играет в куклы, не играет со сверстницами в горелки и подвижные игры, зато любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны.

 

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы» (5, V).

 

Возможно, отличается бессонницей, поскольку встает ещё затемно и встречает восход. «Предупреждать зари восход », как это делала Татьяна, было поведением романтическим. Неоднократно упоминается ее любовь сидеть молча у окна.

Как отмечает Набоков, «селеноподобная душа Татьяны постоянно обращена к романтической уединенности, окно становится символом тоски и одиночества».

 

Книги. Её главное занятие – чтение:

 

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо» (2, XXIX).

 

В круг её чтения входят книги Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» и «Кларисса», Руссо «Новая Элоиза», Софи Мари Коттен «Матильда», Юлия Крюденер «Валери, или Письма Гюстава де Линара к Эрнесту де-Г», мадам де Сталь «Дельфина», Гете «Страдания юного Вертера».

По мнению комментаторов, это характеризует иронично-критическое отношение Пушкина к чтению провинциальных барышень. Это книги добайроновского периода, особенно сентиментальные эпистолярные романы XVIII века.

Набоков, анализируя любимые романы Татьяны, отмечает, что их героини остаются такими же верными своим мужьям, как позже Татьяна своему.

Он также обращает внимание на «чувство едва ли не патологического уважения и своеобразную экзальтированную сыновнюю любовь, которую испытывают юные герои этих произведений к зрелым и необщительным супругам молодых героинь».

Также она читает сонник Мартына Задеки.

Книги оказывают сильное влияние на ее поведение. Юрий Лотман пишет: «Текст письма Татьяны представляет собой цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы (…) Ее собственная личность – жизненный эквивалент условной романтической героини, в качестве которой она сама себя воспринимает».

 

Язык. Ларина, как представительница дворянского сословия, плохо говорит по-русски, переписку ведет на французском языке.

 

«Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своем родном» (III, XXVI).

 

Тем не менее, по выражению Пушкина – «Татьяна (русская душою)». Но почему?

 

Возраст. Сколько точно лет Татьяне – в романе не названо. В первый раз её возраст упоминается словом «отроковица» (3, XII). Есть версия, что момент первого появления в романе Татьяне 13 лет, поскольку в романе есть строки

 

«Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет

У девочки в тринадцать лет!» (4, VIII),

 

не имеющие точной привязки к конкретному лицу.

 

Но традиционно принято считать, что она была старше. Юрий Лотман в комментариях к книге пишет, что вероятно она родилась в 1803 году, так как роман начинается в 1819 году, а летом 1820-го ей было 17 лет. Это явствует из письма автора Вяземскому 29 ноября 1824 г. в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!».

 

По версии Баевского, она старше: во-первых, поскольку стремительный увоз ее на ярмарку невест сигнализирует о том, что Татьяна уже выходит из брачного возраста, а во-вторых, поскольку она бы не сумела занять такое видное место в свете и вызвать преклонение других дам, если бы была всего 20-летней (и особенно 17-летней, в случае 1-й версии).

 

Социальное положение. Ларина – провинциальная барышня, её покойный отец – бригадный генерал (бригадир).

Ларины жили в господском доме, состоящем, по меньшей мере, из 20 комнат, имели обширные земельные угодья, парк, цветник, огород, конюшни, скотный двор, поля и т. д. Вероятно, им принадлежало около 350 десятин (400 гектар) земли, что считалось небольшим поместьем для этой области, и около 200 крепостных крестьян, не считая женщин и младенцев. От деревеньки ехать до Москвы – семь суток «на своих», не на почтовых.

 

Муж — «важный генерал» («толстый этот генерал», «холоднокровный генерал»), князь N, друг и родственник Онегина, «в сраженьях изувечен» и его за то «ласкает двор».

К моменту возвращения Онегина генерал с Татьяной женаты около двух лет и живут на набережной Невы, где обычно располагаются дворцы высшей аристократии.

Расхожее представление, в том числе у Достоевского, что он был «старик». Однако «если в черновике строфы LIV главы 7-й и в полубеловике муж Татьяны – „[толстый] старый генерал“, то в болдинском варианте бывшей 9-й (ныне последней) главы романа Пушкин его омолодил, сделав почти ровесником Онегина и единомышленником его во „мненьях“:

С Онегиным он вспоминает [Затеи, мненья прежних лет] [Друзей, красавиц прежних лет] Они смеются…“».

 

Очевидно, это достаточно молодой или среднего возраста мужчина, участник (судя по ранениям) войны 1812 года.

 

Впервые Татьяна появляется во 2-й главе (XXIV). (В предисловии к отдельному изданию первой главы Пушкин указывает, что начало событий романа совпадает с концом 1819 года). Её младшая сестра Ольга – предмет страсти онегинского соседа Владимира Ленского, через которого в дом Лариных попадает Онегин. На обратном пути из поместья оба приятеля обсуждают сестер (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат Онегина в женихи Татьяне. «Пора пришла, она влюбилась».

Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина их героем и пишет ему любовное признание «Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).

5 месяцев спустя, в Татьянин день, на именины Лариной, Евгений и Владимир приезжают к ним в гости, причем до свадьбы с Ольгой остается всего пару недель.

Накануне на святках (25 декабря – 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским родней и другом».

На именинах Онегин, разозленный тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечет за собой вызов на дуэль (5, XLV).

После убийства Ленского, отъезда Онегина, а затем и свадьбы Ольги с уланом, скучающая Татьяна забредает в опустевшее поместье Онегина (6, XV). Там она начинает читать его книги, в частности, Байрона, и её посещает ужасающая мысль о предмете своей страсти – «Уж не пародия ли он? Москвич в Гарольдовом плаще…» (6, XXIV).

Мельком упоминается, что она отказала искателям своей руки – Буйнову, Ивану Петушкову, гусару Пыхтину.

Примерно год спустя после дуэли, зимой, мать-старушка везет Татьяну в Москву на ярмарку невест. Они останавливаются у кузины Алины в Харитоньевском переулке (бывший адрес самого Пушкина). На балу её замечает «какой-то важный генерал» (7, LIV), который берет её в жены.

 

Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и родней Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»). Затем он засыпает её кучей писем, на которые все нет ответа. При встрече в свете она сурова и окружена крещенским холодом, на лице лишь след гнева. Это происходит зимой, Онегин надолго запирается в своей квартире, а когда наступает март, нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна», говорит она. Татьяна удаляется, Онегин застывает в одиночестве и слышит звон шпор входящего мужа.

 

Критики о Татьяне:

 

Белинский пишет: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур.»

 

Достоевский: «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в „Дворянском гнезде“ Тургенева…»

 

Дмитрий Писарев относится к ней критически и выставляет практически деревенской дурочкой. «Ее болезненно развитое воображение постоянно создает ей поддельные чувства, поддельные потребности, поддельные обязанности, целую искусственную программу жизни, и она выполняет эту искусственную программу с тем поразительным упорством, которым обыкновенно отличаются люди одержимые какой-нибудь мономанией. (…) Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы ее ума и ее воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твердостью своего характера. (…) Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло, но по отношению к своему предмету это чувство точь-в-точь такое, каким оно должно быть; Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая сидит под стеклянным колпаком и обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома»

 

Евгений Онегин – молодой человек с очень сложным и противоречивым характером. Несмотря на то, что в течение всего произведения автор говорит о нем в ироническом тоне, это герой не отрицательный. Но и не положительный. Поэт не скрывает недостатков Евгения, но и не оправдывает их. Однако всем содержанием романа автор дает нам понять, что повлияло на формирование такого сложного характера, раскрывает социальные причины противоречивости и трагичности образа своего героя.

 

Воспитание, полученное юным Онегиным от наемных мадам и мосье, было самым губительным. Гувернантки и гувернеры ничему серьезному не учили мальчика, а лишь слегка бранили за шалости. В результате Евгений вырос эгоистичным человеком, способным обидеть, причинить боль, порой даже не замечая этого. Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: " Труд упорный ему был тошен ". Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, "чтоб только время проводить". К любви Онегин тоже относится притворно, в духе усвоенных светских "истин", стремясь лишь обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

 

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

 

Таким встречаем мы Евгения Онегина на первых страницах романа. С другой стороны, мы видим, что он достаточно умен, благороден и тактичен:

 

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

 

Он сумел сразу оценить Татьяну Ларину, богатство и поэтичность ее души. Это говорит о том, что Онегин – тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения:

 

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

 

О незаурядном уме героя говорит и тот факт, что он сознает себя лишним человеком в никчемном великосветском обществе. Ему

 

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей...

 

Несмотря на скудость полученного образования, Онегин старается углублять свои знания. Он читает весьма серьезную литературу и не уступает в споре Ленскому, получившему престижное высшее образование. Именно дружба с Ленским открывает заложенные в глубине души Евгения доброжелательность и чуткость, способствует проявлению его лучших качеств.

 

И все же положительные задатки героя постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. Эгоистические стороны его характера часто берут верх над добротой и состраданием. Так, получив письмо Татьяны и решив сразу ей все объяснить, чтобы не оставлять в ее душе напрасных надежд, он, однако, не может удержаться от привычного "кокетства":

 

Я вас люблю любовью брата –

И, может быть, еще нежней.

 

Этот намек оказывает противоположное действие, вселяет надежду в сердце девушки. Подобным образом ведет он себя и позже, на дне рождения Татьяны. Видя, какое сильное впечатление произвело на девушку его появление и то, что она не в силах скрыть своего волнения,

 

Он молча поклонился ей;

Но как-то взор его очей

Был чудно нежен.

 

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

 

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

 

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу романа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но "другому отдана" и будет верна своему мужу.

 

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего романа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма.

Конечно, Евгений Онегин – эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье – это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: