Понятие педагогической деятельности и ее структура




Лекция № 1: Специфика профессиональной педагогической деятельности

План:

1. Педагог – центральная фигура образовательной организации, его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.

2. Понятие педагогической деятельности и ее структура.

3. Специфика труда педагога.

 

Литература:

1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. – 183 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

4. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы. – М.: Прометей, 1991. – 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. – Т.2. – Киев: Рад. школа. – 535 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.

7. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – Л.: Просвещение, 1967. – 147 с.

 

Педагог – центральная фигура в образовательной организации, его определяющая роль в осуществлении учебно- воспитательной деятельности

 

Большие социально-экономические преобразования, происходящие на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников. Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни принадлежит педагогу. Сегодня общество выдвигает принципиально новые требования к личности и деятельности педагога, требует сформированности его профессионального мастерства. Ведь именно педагог реализует цели и задачи обучения и воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, художественно-эстетическую и спортивно- оздоровительную деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики, есть высказывания о ней многих выдающихся педагогов прошлого и современности. Так, Я.А. Коменский утверждал в «Великой дидактике»: «Учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, – вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни».

Однако нельзя не констатировать тот факт, что по ряду многих причин в современных учебных заведениях явно недостаточно педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне. Более того, намечается некоторая тенденция к снижению уровня профессионального роста учителей. Это связано как с многочисленными сложностями социально-экономической жизни нашей республики, так и с существенными недостатками процесса подготовки учителя-

Учитель – центральная фигура в школе, его определяющая роль в осуществлении учебно- воспитательной деятельности. Однако общественное положение, профессиональный престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого: от его жизненной позиции, человеческих свойств и качеств, эрудиции и качества выполняемой им педагогической деятельности, которая является далеко не простой. Ведь работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. В этом плане перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Поэтому от учителя, призванного профессионально осуществлять педагогический процесс в школе, требуется не только глубокое и всестороннее знание теоретических положений педагогики, но и большая практическая подготовка, гибкость педагогического мышления, умение творчески решать задачи учебно-воспитательной деятельности, что в конечном итоге и определяет уровень его профессионализма.

 

Понятие педагогической деятельности и ее структура

Б.Т. Лихачев определяет ее следующим образом: «Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями». Он соотносит понятия «воспитание» и «педагогическая деятельность», подчеркивая, что педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания.

Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в воспитательном процессе и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, зачастую Понятие педагогической деятельности и ее структура 6 действуют и поступают вопреки педагогическим целям. Воспитание и педагогическая деятельность находятся в единстве и одновременно противоположны. Воспитание – объективно закономерный исторический процесс, педагогическая же деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в его рамках и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречия с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Этим она вооружает педагогическую деятельность необходимыми достоверными знаниями, обусловливает ее эффективность, способствует разрешению возникающих противоречий между педагогической деятельностью и прогрессивными общественными явлениям.

Б.Т. Лихачев определяет следующие положения, в которых выражается общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях:

1. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

2. Воспитание – категория более широкая, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с ней в единстве, воспитание может вступать с педагогической деятельностью в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

3. Назначение воспитания – удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей. Цель педагогической деятельности – охват педагогическим влиянием всей детской жизни, формирование личностных качеств растущего человека.

4. В воспитании средствами воздействия на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая же деятельность преодолевает известную стихийность в личностном формировании ребенка, так как она специально организована, в ней тщательно отбираются виды и средства деятельности детей для достижения запланированных целей.

5. В воспитании принимают участие все: взрослые и дети, природа и среда, вещи и явления. Педагогическую деятельность осуществляют специально подготовленные педагоги, которые призваны реализовать общественные идеалы, организовать влияние общества и природы, среды, в которой находится ребенок.

6. По мере совершенствования общества происходит сближение воспитания и педагогической деятельности. Круг ее сознательных участников расширяется (появление социальных педагогов, наставников производства, педагогически образованных родителей; общественных организаций, взрослых и детских, осуществляющих воспитательную функцию).

Таким образом, педагогическая деятельность – это самостоятельное общественное явление, одна из важнейших функций общества. Она сложна по своему составу, многогранна. Структуру педагогической деятельности изучали Ф.М. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. Исследования А.И. Щербаковым педагогической деятельности как сложной динамической системы, имеющей свою специфическую структуру, позволили ему выделить основные ее элементы: – конструктивный, – организаторский, – коммуникативный, – информационный, – развивающий, – ориентационный, – мобилизационный, – исследовательский или гностический.

Обстоятельно характеризует структуру педагогической деятельности И.Ф. Харламов. Он подчеркивает, что для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков.

На основании психолого-педагогических исследований он выделяет следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности:

1. Диагностическая деятельность (связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости).

2. Ориентационно-прогностическая деятельность (выражается в умении учителя определять линию учебно-воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы учителя, прогнозировать ее результаты).

3. Конструктивно-проектировочная деятельность (органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью: если учитель прогнозирует тот или иной результат в своей работе, ему необходимо уметь конструировать, проектировать ее содержание, спланировать конкретную учебную и воспитательную деятельность).

4. Организаторская деятельность (связана с вовлечением учащихся в намеченную учебно-воспитательную работу и стимулированием их активности в ней).

5. Информационно-объяснительная деятельность (выполняя этот вид деятельности, учитель выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как важнейший, однако не единственный, источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. От того, как сам педагог владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами.

6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность (связана с тем влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личностное обаяние, нравственная культура, умение организовать истинно педагогическое общение с учащимися, побуждать их своим положительным примером к активной разнообразной деятельности по овладению общественным опытом. Этот вид деятельности основывается на любви к детям, душевном отношении к ним, на гуманистической направленности личности педагога).

7. Аналитико-оценочная деятельность (проявляется в умении учителя анализировать ход обучения и воспитания, выявлять в них положительные стороны, видеть свои и чужие просчеты и недостатки в организации работы с детьми, сравнивать достигаемые результаты деятельности по обучению и воспитанию школьников, сопоставлять их с результатами работы коллег. Этот вид педагогической деятельности способствует поискам путей усовершенствования учебно-воспитательной работы учителя и его профессиональному росту).

8. Исследовательско-творческая деятельность (сущность данного компонента в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя определенного творчества, ведь педагогические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации и положения, которые необходимо адаптировать в конкретных педагогических условиях.

Такова структура педагогической деятельности, сущность и система умений и навыков учителя, овладение которыми лежит в основе становления и развития его профессионального мастерства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: