Специфика труда педагога




Высокие требования к труду педагога обусловлены не только сложностью выполняемой им деятельности, но и ее ярко выраженной спецификой. В.А. Сухомлинским в этом отношении был выдвинут главный тезис о том, что учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся, проникновение в сложный духовный мир человека. В связи с этим тезисом автор предлагает следующие специфические характеристики педагогического труда:

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

2. Человеческая природа может раскрыться в полной мере лишь тогда, когда у ребенка есть умный, умелый, мудрый воспитатель.

3. Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Воздействовать на эти сферы можно только тем же – умом, чувством, волей, убежденностью, самосознанием. Важнейшие инструменты воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.

4. Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда (и одновременно субъект педагогического процесса - прим. автора) – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера. Наш труд... возлагает на нас особую, ни с чем не сопоставимую ответственность.

Выступая в качестве специфического общественного явления, педагогическая деятельность состоит из следующих компонентов: цель деятельности; предмет педагогической деятельности; средства педагогического труда; субъект педагогического труда; его результаты. Педагогический труд как целесообразная деятельность направлен на создание условий для развития и формирования личности человека, специфика труда учителя, следовательно, на формирование подрастающего поколения. Это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим опытом предыдущих поколений, и человеком, только овладевающим им.

Специфика целевого компонента педагогической деятельности в том, что ее цель всегда является «социальным заказом». Предмет педагогического труда тоже специфичен. Это не мертвый материал природы, а активное человеческое существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий.

Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, то есть организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности. Главное заключается в том, что учащийся, его отношения выступают в труде педагога не только его предметом (объектом), но и субъектом, поскольку педагогический процесс только тогда эффективен, когда ориентирует воспитанника на самообразование и самовоспитание.

Более того, в ходе взаимодействия преобразуется не только учащийся, но и педагог, поскольку процесс обучения и воспитания развивает в нем одни качества и подавляет другие. Специфичны субъект и средства педагогического труда. Исполнитель труда (педагог) – субъект и главное средство воздействия как бы сливаются в педагогическом процессе воедино.

Основной инструмент воздействия на воспитанника – личность учителя, его знания и умения, чувства и воля, индивидуальные проявления. Другими средствами педагогического труда выступают: во-первых, капитальные средства (здание, кабинеты, оборудование т.д.); во-вторых, средства текущего применения, к которым относят: – визуальные (зрительные), в их числе оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; среди них выделяют натуральные (природа), объемные (муляжи), изобразительные (карты), символические (рисунки, иллюстрации), графические (графики, диаграммы, таблицы, схемы и т.д.); – аудиальные (слуховые), к которым относятся радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и др.; – аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кино- и видеотехника, компьютеры.

Субъектами педагогической деятельности являются учитель, родители, референтные группы учащихся, школьный и классный коллективы, коллеги, администрация школы. Специфичен и итог педагогического труда – человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Но если в материальном производстве с получением продукта труда процесс развития завершается, то продукт педагогической деятельности – человек в совокупности общественных отношений (личность) – способен к дальнейшему саморазвитию. Таким образом, воздействие педагога на личность и судьбу другого человека не завершается с окончанием последним школы, а иногда продолжается всю жизнь. Эту мысль обосновал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сто советов учителю»: «Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет» [5, 423]. Таким образом, мы приходим к выводу, что важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца – процесс взаимодействия людей. Человек и предмет педагогической деятельности, и во многом – ее орудие, и средство, и продукт. Следовательно, цели, задачи и методы обучения и воспитания в педагогической деятельности, определяемые, в конечном итоге, социальными факторами, осуществляются в форме межличностных отношений. Это диктует особые требования к человеку, избравшему профессию учителя, требует сформированности его профессионального мастерства.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается специфика роли педагога, его определяющая роль в осуществлении учебно- воспитательной деятельности.

2. Дать определение понятия педагогической деятельности и ее структуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: