ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МОНТАЖА




Типы и виды монтажа.

Монтаж (фр. " montage") — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение.

Понятие «монтаж»имеет несколько взаимосвязанных значений:

• система выразительных средств, позволяющая создать на экране образный рассказ о событии, персонаже или явлении;

• принцип и закономерности построения художественного образа (общий монтажный принцип в искусстве);

• технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое целое — программу, сюжет, клип и т.д.

Существует два типа монтажа:

  • Внутрикадровый;
  • Межкадровый.

Внутрикадровый монтаж построение единого выразитель­ного пространства-времени кадра при помощи ракурсной съемки, применения объективов разного фокусного расстояния (смена глу­бины резко изображаемого пространства — перефокусировка, смена объективов: с обычным расстоянием, приближенным к обыден­ному восприятию глубины резкости, длиннофокусного, коротко­фокусного), при помощи смены крупности плана, движения ка­меры, движения персонажей, смены светотонального и цветового решения внутри одного монтажного плана. Он организует зрелище в единое целое внутри одного кадра, так как объединяет общее впечатление от композиции кадра, действие объектов съемки и авторскую интерпретацию происходящего на экране, подчерки­вая взаимосвязь (синтез) между выразительными средствами дан­ного кадра.

При внутрикадровом монтаже внутри одного длинного кадра при помощи «выкадривания камерой» сменяются различ­ные ракурсы и крупности планов.

Межкадровый монтаж — сочетание (склейка) двух рядом сто­ящих кадров, подчиненных авторской идее, раскрытию смысла, содержанию, их взаимодействию между собой.Межкадровый мон­таж используется для создания единого монтажного решения те­левизионного или кинематографического произведения.

Устойчивые виды монтажа:

  • повествовательный (или однолинейный);
  • параллельный;
  • ассоциативно-образный и как его подвид — дистанционный.

Повествовательный монтаж — наиболее распространенный вид монта­жа — предполагает разбивку сцены, монтажного кадра на отдель­ные последовательно соединенные элементы (планы, ракурсы), объ­единенные причинно-следственными связями, развитием сюжета или его авторской трактовкой.

Как правило, повествовательный монтаж используется во всех фильмах и передачах. Этот вид монтажа особенно характерен для экранных произведений повествовательного и драматического жан­ров, где главный герой выступает носителем авторских идей, а динамика его характера в столкновении его точки зрения с точкой зрения «антиподов» и «двойников»1 становится основным конф­ликтом фильма или передачи.

(подвид повествовательного монтажа) Описательный монтаж

В основе описательного монтажа соединение монтаж­ные фразы, имеющие общее композиционно-изобразительное ре­шение кадров.

Описательный монтаж передает плавность, поступательность развития драматургического конфликта, действия, сюжета, изменяет точку зрения (передвижение камеры в пространстве, перевод фокуса, панорамы). При монтажных переходах содержание одного куска подчинено содержанию предшествующего, а переключение зрительского внимания с плана на план подчиняется законам соединения кадров по их формальным связям (по крупности, сохранению направления движения, ракурсам, свету, цвету и т.д.). Описательный монтаж сегодня на телевизионном экране можно встретить в таких передачах, как «Мир животных» (на канале «Discovery»).

С развитием научно-популярного и учебного кино появился (подвид повествовательного монтажа) тематический монтаж как особая форма повествовательного монтажа.

Он характеризуется тем, что в стоящих рядом кадрах отсутствует драматургическое развитие действия в обычном смысле, но утверждается, повторяясь в разных аспектах, одно и то же положение, одна и та же тема, мы имеем дело с тематическим монтажом.

Он применяется также в документально-хроникальных сюжетах, содержащих обобщения публицистического и научного характера.

При отсутствии звука в немом кинематографе использовался и монтаж при помощи надписей.

Более поздняя форма монтажа возникла в ходе использования особых приемов съемочной техники и существует до сегодняшнего дня — затемнение, наплывы, шторки, различные формы вытеснения, сегодня это - микширование, chromakey.

«Наплывы» мы воспринимаем как разрыв действия во времени или переход к отражению внутреннего состояния персонажа.

 

Параллельным монтажом называется такое чередование сюжетно незаконченных действий, которые происходят в разных местах, но в одно и то же время.

Однако этот тип монтажа также предполагает возможность мысленного соединения в сознании зрителя двух (или нескольких) действий вопреки временной и пространственной «разорванности» течения событий. Действия могут протекать одновременно в реальном пространстве, или одно действие протекает в реальной жизни, а параллельное — в воображении героя и т.д.

Параллельный монтаж подчеркивает драматургическую напряженность конфликтов, может концентрировать или растягивать действие во времени, усиливать воздействие при помощи двух темпо-ритмов, двух цветовых образных решений, игры крупности планов и т.д. Он используется для сопоставления драматических линий, характеров, событий, идей, а также для характеристики социальных контрастов, выявления сходства или взаимосвязи различных событий. В кино и на телевидении используются связи параллельных действий, которые часто усиливаются посредством звука, музыки, шумов, а также сочетания разных действий.

Следует различать две разновидности этого вида монтажа:

ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МОНТАЖА

- два параллельных действия в одном и том же пространстве (на первом плане и на втором, видимом отраженно в зеркале или на других зеркальных поверхностях);

- два параллельных действия, отдаленных друг от друга, но имеющих общую причину или повод для объединения этих действий (классический пример — казнь и решение о помиловании).

При использовании параллельного монтажа необходимо четко выявить действие и реакцию на это действие, причину и следствие, общую линию, объединяющую два действия.

Выстраивая эпизод с помощью параллельного монтажа, следует подвести зрителя к кульминационным моментам, которых при таком виде монтажа будет несколько.

Существуют два способа параллельного монтажа, которые используются как вместе, так и по отдельности:

1 способ:

- монтаж единичных коротких планов или построенных на ритмическом контрапункте;

2 способ:

- монтаж кадров, построенных по принципу глубинной мизансцены.

Параллельный монтаж применяется:

- когда обе понятийные линии дополняют друг друга. При этом сюжет строится на развитии обеих;

- когда развитие сюжета первой линии неизменно, а вторая варьирует реакции, вызванные событиями первой;

- когда персонажи обеих линий не знают, что происходит с другими персонажами, и только зритель располагает всей информацией;

- когда в обоих случаях на экране дается неполная информация, При этом зритель пребывает в неведении, а персонажи осведомлены обо всем.

Одной из форм параллельного монтажа является монтаж двух не связанных между собой развивающихся действий, которые не имеют общих точек соприкосновения и лишь в финале перекрещиваются (прямо или отраженно).

В телевизионной практике часто параллельный монтаж применяется при работе многокамерным методом съемки, подчеркивая множественность одномоментных действий, происходящих в разных пространствах, например, соревнования по спортивной гимнастике, прямые включения, народные празднества и т.д.

Рассмотрим еще один вид монтажа — ассоциативно-образный монтаж.

Он характеризуется тем, что

связь между кадрами носит условный, умозрительный характер. В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или вполне реальные, но изменяющие смысл происходящего, раскрывающие его внутренние связи.

Ритмическое чередование кадров в ассоциативно-образном монтаже помогает не только создать определенное эмоциональное настроение, но и добиться поэтического осмысления кадров.

При использовании этого вида монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они могут быть вызваны как предметами материального мира (например, алюминиевая кружка или фляга как напоминание о военных днях; ленты, куклы, игрушки как воспоминание о детстве; забытые фотографии, неожиданно найденные и т.д.), так и состоянием природы, созвучным душевным переживаниям героя, состоянию его внутреннего мира (лирическое настроение или дискомфорт, который передается различными оптическими искажениями, ракурсной съемкой, изменением освещения или цветового решения кадра и т.д.). Наравне с пластическими ассоциациями существуют и звуковые (шум дождя, крик, гром и т.д.). Ассоциации бывают прямые, легко узнаваемые и отраженные.

 

Ассоциативный монтаж — это всегда экспрессия, некий комментарий (авторский или от лица героя), некое образное материализованное воплощение нематериальных ощущений.

Важнейшим элементом ассоциативно-образного монтажа является метафора.

/ Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.


В экранных искусствах чаще всего используются метафоры, которые рождаются на контрастах двух изображений.

Метафора возникает только при столкновении двух кадров, а символы — внутри кадра.

Особенностью звукозрительной метафоры является не только контрапункт звука и изображения двух рядом стоящих кадров, но и конфликт между ними более высокого порядка (например, столкновение между звуком и изображением кадра А и его звуком со звуком кадра В; между звуком и изображением кадра А и повторением звука кадра А, перенесенного на изображение кадра В; между звуком и изображением кадра А и паузой (звуковой) и изображением кадра В. Особенно остро воспринимается использование реверберации и рапида. В приведенных примерах проявляется закон полифонической структуры).

Метафоричность всегда предполагает наличие лирического героя, и связана она с особенностями монтажного построения внутреннего монолога (автора или героя), а также с поэтическим прочтением материала. Отсюда происходят некоторые смещения в структуре современных произведений, построенных по принципу раскрытия сложного противоречивого мира героя, его внутренних переживаний (его поведения и состояния души, его восприятия самого себя и т.д.), жизненных позиций.

В основе современного ассоциативно-образного монтажа лежат открытия поэтического пластического кино (А. Довженко, А. Тарковского, А. Пелешяна и т.д.) и интеллектуальный монтаж С. Эйзенштейна.

В то время как обычный фильм управляет эмоциями зрителей, интеллектуальный монтаж дает возможность управлять процессом мышления. Разработка интеллектуального монтажа является лишь одним из слагаемых монтажной теории Эйзенштейна, в основе которой лежал принцип контрапункта двух рядом стоящих кадров или фрагментов (двух представлений, двух противоположностей, двух форм изобразительного материала, ритмического, тонального и т.д.). Монтажные соединения помогали режиссеру вызвать «взрыв» внутри формы, изменить строй логического повествования.

В своей ранней работе «Монтаж аттракционов» С. Эйзенштейн подчеркивал, что основой драматургического построения является «разрозненность», «законченность» каждого «аттракциона» эпизода. Резкий монтажный переход, ударные (или опорные) кадры, конфликты, контрапункт между кадрами способны перевернуть старые формы повествования, в основе которых лежат фабульное построение, плавность переходов, причинно-следственные связи.

Ассоциативно-метафорические сопоставления организуют не связанные между собой кадры, которые оказываются едиными благодаря лишь сопоставлениям, т.е. каждый эпизод по своей структуре становится завершенным, являясь обобщением, образом, даже если это сопоставление, выросшее до уровня анализа поступков героев, их внутренней сути. Благодаря этому может возникнуть обобщенный образ.

Так, например, появилось целое направление нетрадиционного кино, где на первый взгляд все поступки героев лишены всякого смысла, порой даже аморальны, по общепринятым нормам (здесь можно вспомнить такой фильм Ларса фон Триера, как «Андеграунд» или его же — «Рассекая волны»), съемка производится под «HomeVideo» (блуждающая ручная камера, смазки, резкие панорамы и т.д.), но все в целом рождает определенный образ бунта против обывательской морали, где смерть и любовь — понятия одного порядка. Таким образом, налицо аттракционы, а скрытый смысл киноленты можно понять, только сопоставляя их. Конфликт раскрывается не через действие героев, их поступки, а через символику двух рядом стоящих кадров, через образное воплощение идеи, через конфликт обыденных представлений и их развенчание.

Если в принципе монтажного построения аттракционов лежит взаимосвязь одного эпизода с другим, заложенная в основных конфликтах и в разрешении этих конфликтов, причем события вытекают одно из другого (в этом суть их сцепления), то интеллектуальный монтаж строится на принципе взаимосвязи понятий, идей.

В 1970-е годы советский режиссер А. Пелешян по-новому оценил достижения в области монтажных теорий периода 1920—1950-х годов. Опираясь на теорию Д. Вертова и открытия С. Эйзенштейна, Пелешян разработал одну из форм ассоциативно-образного и интеллектуального видов монтажа — дистанционный монтаж* (*- см. в конце лекции "Ещё о дистанционном монтаже").

В основе дистанционного монтажа лежит приём «распечатывания» кадров, то есть – повтор мгновения, который связывает разновременные моменты жизни, изображённые в фильме. Два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, не сближаются при этом, не сталкиваются, а разъединяются, т.е. между ними появляется дистанция. Выражение авторской мысли происходит не на стыке двух кадров, а осуществляется путем их взаимодействия через множество звеньев.

При этом достигается более сильное и глубокое раскрытие идейного смысла, чем при непосредственном склеивании. Повышается диапазон емкости той информации, которую способен нести фильм. Отсюда монтаж контекстов, так как опорные кадры появляются в разных контекстах, в различных смысловых конкретностях. В результате все элементы фильма, объединенные системой сложных внутренних связей и взаимодействий, приобретают иное звучание.

 

Корнель Мондруцо - венгерский актёр и режиссёр театра и кино
Смотреть фильм «Белый Бог» (дистанционный монтаж).

Отзыв+

Указать сцены (кадры), соединение которых в фильме называется дистанционным монтажом.

Контрольные вопросы:

1. Что такое повествовательный монтаж? Чем обусловлено его широкое использование?

2. Какие формы повествовательного монтажа существуют?

3. Когда применяется параллельный монтаж и каковы его особенности?

4. Какую роль в ассоциативно-образном монтаже играет метафора?

5. В чем суть дистанционного монтажа?

 

Источник:

1. Утилова Н.И. Монтаж: Учеб.пособие для студентов вузов / Н.И. Утилова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 171 с. - (Серия "Телевизионный мастер-класс"). ISBN 5-7567-0354-3

2. https://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=410937 (фрагмент о дистанционном монтаже А. Пелешяна)

3. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6&stable=1

Рекомендуемая литература:

1. Утилова Н.И. Монтаж: Учеб.пособие для студентов вузов / Н.И. Утилова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 171 с. - (Серия "Телевизионный мастер-класс"). ISBN 5-7567-0354-3

2. Историко-киноведческий журнал "Киноведческие записки" - https://www.kinozapiski.ru/

3. С. Е. Медынский. Компонуем кинокадр / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1992. — С. 194—220. — 239 с. — ISBN 5-210-00236-5.

4. Статья Надежды Заваровой "Параллельный монтаж: искусство требует жертв" - https://www.kinokadr.ru/articles/2010/09/15/parallel.shtml

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: