Тема: Виды музыкальных мероприятий




Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеклассной музыкальной работе. Здесь так же, как и на уроках музыки, идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами музыкального искусства. Общей особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ре­бят, тем больше учащихся становятся ее участниками.

Организуя музыкальные мероприятия, следует помнить:

-все виды музыкальных мероприятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

-широкое использование различных методов должно способствовать про­буждению художественных интересов, развитию художественного вообра­жения, музыкальных, творческих способностей школьников;

-воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

На формирование музыкальных интересов и вкусов учащихся большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники.

Посещение музыкального мероприятия детьми — это организованное времяпрепровождение воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей детей в общении с музыкальным искусством.

Музыкальные досуговые мероприятия проводятся на концертных площадках в организациях образования и культуры различных типов:

в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей; филармония; музыкальный театр; культурно-выставочные центры и культурно-спортивные комплексы; музеи музыкальной культуры и мемориальные дома известных композиторов и деятелей культуры и искусства.

 

Основными видами музыкальных досуговых мероприятий

яв­ляются:

1)Музыкальный фестиваль (от лат.— веселый, празд­ничный) представляет собой комплексное мероприятие, сопрово­ждающееся смотром лучших творческих профессиональных и са­модеятельных достижений в области музыкального искусства. Это празднества, состоящие из цикла концертов или спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходя­щие в особо торжественной обстановке. В задачи музыкального фестиваля входят пропаганда различных музыкальных направлений, вовлечение в самодеятельное художественное творчество разных групп населения, в том числе молодежи, отбор талантли­вых молодых исполнителей, развитие культурных связей между народами. Фестивали могут быть посвящены наследию одного композитора; искусству отдельной страны или области; какому-либо жанру или инструменту; старинной, классической, совре­менной, народной или эстрадной музыке, а могут быть смешан­ными, с более широкой тематикой. В них могут принимать уча­стие исполнители определенной возрастной категории (фестива­ли детские, студенческие и т.п.) и представители определенной профессиональной или иной среды (фестивали преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов). Музыкальные фести­вали проводятся регулярно (ежегодно или раз в два — четыре года) в течение нескольких дней (месяцев). Они проходят как на откры­том воздухе, так и в закрытых помещениях. Основными событиями фестиваля являются: торжественное от­крытие, представление гостей, концертная программа, конкурс­ная программа, награждение победителей и концерт лауреатов, прессконфе-ренция или научно-практическая конференция, театрализованное представление, мастер-классы, культурно-развлекательная программа, церемония закрытия с использова­нием пиротехнических средств и спецэффектов. Фестивали при­влекательны своей полиформатностью и значительной по охвату и разнообразию аудиторией. Детям интересно будет посетить от­дельные концерты фестиваля, конкурсные выступления, поуча­ствовать в культурно-развлекательной программе. Особый инте­рес у публики разных возрастов вызывают церемония награжде­ния и концерт лауреатов фестиваля, на котором исполняются луч­шие конкурсные номера. Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступ­ными для различных групп аудитории, чем традиционные концер­ты в учреждениях культуры.

 

2)Музыкальный конкурс может являться как составной частью фестиваля, так и самостоятельным мероприятием. Музыкаль­ный конкурс обычно организуется с целью поддержки и разви­тия творческих способностей учащихся, выявления талантливой молодежи, стимулирования творческого мышления подрастаю­щего поколения. Исполнение конкурсантов оценивает профес­сиональное жюри, но иногда в оценивании выступлений при­нимают участие и зрители. Их мнение может учитываться при распределении призовых мест или вручении специальных при­зов зрительских симпатий. Конкурсы, как правило, проводятся в несколько туров. Постоянные слушатели, следящие за ходом конкурса, выделяют для себя отдельных исполнителей, чьи вы­ступления произвели на них наиболее яркое впечатление. Это создает почву для творческих обсуждений и дискуссий. Приме­ром одного из наиболее авторитетных музыкальных конкурсов в нашей стране является Международный конкурс имени П.И.Чай­ковского, проходящий раз в четыре года в Москве. Лауреаты этого конкурса получают заслуженное признание во всем мире и пользуются большим успехом у публики. Их игра является эталоном современного исполнительского искусства, а посеще­ние концертов с их участием считается престижным. Большой популярностью у молодежи пользуются также конкурсы испол­нителей эстрадной песни различных уровней (международные, всероссийские, межрегиональные и др.). Посетители этих кон­курсов открывают для себя новые имена талантливых исполни­телей и композиторов.

3)Концерт (от итал. — соревнование) — это публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Можно также сказать, что это соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Кон­церты обычно проходят в специально оборудованных и акустиче­ски приспособленных для этого помещениях: концертных залах, филармониях, клубах, домах культуры. Концерт как форма прове­дения музыкального досуга обладает большой вариативностью. Среди разновидностей концерта: тематический концерт; сольный концерт исполнителя или творческого коллектива; отчетный кон­церт, демонстрирующий достижения за определенный период; гала-концерт (от фр. — торжество, празднество) — большой торжественный концерт и др. Кроме того, концерты обычно под­разделяют на филармонические и эстрадные. К филармоническим принято относить следующие:

■ симфонические — концерты симфонических оркестров, ис­полняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т. п.;

■ камерные — концерты камерных оркестров или ансамблей, ис­полняющих музыкальные произведения малых форм: сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т. п.;

■ концерты хоровых и танцевальных коллективов: хора, капеллы, ансамбля песни и танца и т. п.;

■ концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народ­ных инструментов;

■ концерты сольных исполнителей;

■ концерты-лекции, в ходе которых лектор-музыковед дает крат­кие пояснения к творчеству композитора, предлагаемым к про­слушиванию произведениям.

Эстрадный концерт — это вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой аудитории. Нередко эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», т. е. легкая для восприятия, общедоступная. Жанры эстрад­ного концерта представлены танцевальной музыкой, популярными эстрадными песнями и джазовыми композициями. В эстрадных концертах принимают участие эстрадно-симфонические, эстрадные и джаз-оркестры; эстрадно-инструментальные, вокальные, вокально-инструментальные и вокально-танцевальные группы и ансамбли; солисты эстрады; куплетисты; исполнители народных песен.

4) Специфическим видом музыкальных мероприятий, посещае­мых детьми в свободное время, могут стать музыкальные спек­такли: опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, балет, рок-опера.

Опера (от итал. ореrа — сочинение) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. Ее литературно-драма­тической основой является либретто (словесный текст). Опера как синтетический жанр объединяет многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы и т. п.); часто в оперу вводятся балетные сце­ны. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, пес­ня). К жанровым ответвлениям оперы относятся детская опе­ра и музыкальная сказка — игровые зрелищные спек­такли, рассчитанные на детскую аудиторию дошкольного и млад­шего школьного возраста. Если в детской опере музыкальный ком­понент играет ведущую роль, то в музыкальной сказке предпочте­ние отдается драматическому компоненту, что заметно, например, по частому использованию диалогов.

Оперетта (от франц. operetta — букв, «маленькая опера») — один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и ин­струментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И.Штрауса-сына, чардаш у И.Кальмана и др.). В оперетте жанры и виды вокальной и инструментальной музыки (ария, дуэт, ансамбль, хор) просты и выдержаны в песеннотанцевальном стиле. Музыкальные вокальные и хореографиче­ские номера служат в оперетте для развития действия и составля­ют взаимосвязанное целое.

Некоторые музыкальные спектакли соединяют черты различ­ных видов музыкально-сценических произведений, например: му­зыкальная комедия, мюзикл и др. Музыкальная комедия — термин, применяемый к оперетте и некоторым другим видам музыкально-сценических произведений комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и др.). Музыка к комическим спектаклям, как правило, легко запоминается, ей свойственны легкость, остроумие, лукавство. Водевиль — вид музыкальной комедии, отличаю­щийся незатейливым сюжетом, с песенками-куплетами и танцами, которые не являются частью сюжетной линии, а только иллюстри­руют ее.

Мюзикл — музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе признаки оперы, оперетты, драматического спектакля и в музы­кальном отношении опирающийся на выразительные приемы и средства современной эстрадной и бытовой музыки. Характерной чертой этого жанра стало, с одной стороны, обращение к серьез­ной драматургии, а с другой — использование простых для вос­приятия художественных (прежде всего музыкальных) средств. Неслучайно литературной основой многих мюзиклов явились про­изведения Шекспира, Сервантеса, Вольтера, Диккенса, Шоу.

Балет (от фр. bаllеt — танцую) — спектакль, содержание кото­рого воплощается в музыкально-хореографических образах. В ос­нове классического балетного спектакля лежит определенный сю­жет (драматургический замысел, либретто). Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный та­нец. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актеры передают чувства героев, их разговор между собой, суть происходящего.

Рок-опера — музыкально-драматический жанр, связанный сво­ими корнями с мюзиклом и созданный на основе выразительных средств рок-музыки. Драматургически рок-опера строится как цепь отдельных номеров (ария, монолог, хоровая сцена, диалог и др.). Сценическое воплощение рок-оперы обычно связано с экс­центричными приемами (использованием различных трюков при исполнении на необычных музыкальных инструментах, например на пиле) и чисто эстрадными эффектами (звуковыми, светотехни­ческими). Большую популярность приобрело осовременивание мифологических, библейских и исторических сюжетов (напри­мер, Иисус Христос трактуется как хиппи — бунтарь, бросивший вызов обществу). Манера исполнения отличается напором, а ино­гда и агрессией. При этом музыке рок-опер свойственны такие ка­чества, как ясность, мелодичность; она легко запоминается. Эти особенности рок-опер являются привлекательными для молодеж­ной аудитории.

5) Музыкально-литературная композиция — монтаж различ­ных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных ли­тературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения детьми или взрослыми (либо совместно).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные ху­дожественные тексты в единое самостоятельное произведение, с другой — выступает как равный компонент с заранее предусмо­тренным эмоциональным воздействием. Драматургия музыкаль­но-литературной композиции требует динамически развивающе­гося действия, что достигается за счет резкой, порой неожидан­ной смены ритмов, использования технических средств (свет, шумы, видеоряд), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

6) Тема­тический вечер, еще один вид музыкального мероприятия который посвящается творчеству выдающегося компо­зитора, исполнителя или деятеля культуры, раскрывающий осо­бенности определенного стиля или жанра музыки, сопровождаю­щийся исполнением соответствующих произведений и фрагмен­тов из них. Такие вечера имеют названия, в которых раскрывается основная идея мероприятия, например: «Храни меня, мой талис­ман» (лирика А.С.Пушкина в русской вокальной музыке); «Я до­жить не успел, мне допеть не успеть...» (творчество В. С. Высоцкого); «Симфония судьбы» (о Четвертой симфонии П.И.Чайковского) и др. Тематические вечера дети могут посещать в учреждениях культуры или образования.

7) С конца 1970-х гг. в нашей стране регулярно проводятся недели музыки. Их целью является пропаганда классической и современ­ной музыки. В программу недели могут входить: музыкальные го­стиные, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Во время недели музыки широко пропаганди­руются ее разные жанры: оперетта, симфония, романс и др.

8) Музыкальный лекторий — еще одна длительная форма досугового мероприятия музыкально-просветительской направленно­сти. Примером такого мероприятия может служить серия концер­тов по абонементу в филармонии. Конечная цель организации му­зыкального лектория — воспитание знающих, компетентных лю­бителей музыки, способных критически воспринимать музыкальные произведения, разбираться в сложных явлениях искусства. Концерты музыкального лектория имеют определенную направ­ленность и проникнуты единой идеей, актуальной для аудитории. Они помогают слушателям осваивать опыт предшествующих по­колений и своих современников; познавать глубинный смысл об­щечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальных образах; обрести свою индивидуальную позицию в мире культуры.

9) Посещение музеев музыкальной культуры также имеет музы­кальную образовательную направленность. Его цель заключается в расширении общекультурного и музыкального кругозора, зна­комстве с музыкальными инструментами, музыкальной культурой разных народов, творчеством композиторов и музыкантов-исполнителей.

 

Итак, музыкальные досуговые мероприятия ориентированы на удовлетворение разнообразных музыкально-эстетических потреб­ностей детей и молодежи, являясь средствами музыкального про­свещения, музыкального самообразования и творческого само­опре-деления в сфере искусства.

Домашнее задание: посмотреть по ТВ, в Интернет-ресурсах музыкальные мероприятия различных видов ориентируясь на сценарный план (концерт, фестиваль, тематический вечер и т.д) для последующего анализа.

 

Итог занятия. Рефлексия урока: Ребята, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. Отправь рисунок.

 

 

Практическое задание (если не сможете пройти по ссылке, выполнить в тетради)

 

Тест 81-18

К какому виду музыкального мероприятия относится данный вид

* Обязательно

Введите свои данные: имя, фамилию *

 

Мой ответ

1.Музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки. *

 

Мой ответ

2.Торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу. *

 

Мой ответ

3.Это особая законченная сценическая форма,по определенной, заранее составленной программе, в основе которой - номера, свои законы построения, свои художественные принципы и свои "условия игры". Это публичное выступление артистов *

 

Мой ответ

4.Вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

 

Мой ответ

5.Музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды. *

 

Мой ответ

6.Представляет собой комплексное мероприятие, сопровождающееся смотром лучших творческих профессиональных и самодеятельных достижений в области музыкального искусства. *

 

Мой ответ

7.Организуется с целью поддержки и развития творческих способностей учащихся, выявления талантливой молодежи, стимулирования творческого мышления подрастающего поколения. *

 

Мой ответ

8.Различные по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных ли-литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения детьми или взрослыми (либо совместно). *

 

Мой ответ

Отправить

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: