Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками, оно находит свое продолжение во внеклассной музыкальной работе. Здесь так же, как и на уроках музыки, идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами музыкального искусства. Общей особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше учащихся становятся ее участниками.
Организуя музыкальные мероприятия, следует помнить:
-все виды музыкальных мероприятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
-широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
-воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
На формирование музыкальных интересов и вкусов учащихся большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники.
Посещение музыкального мероприятия детьми — это организованное времяпрепровождение воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей детей в общении с музыкальным искусством.
Музыкальные досуговые мероприятия проводятся на концертных площадках в организациях образования и культуры различных типов:
в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей; филармония; музыкальный театр; культурно-выставочные центры и культурно-спортивные комплексы; музеи музыкальной культуры и мемориальные дома известных композиторов и деятелей культуры и искусства.
|
Основными видами музыкальных досуговых мероприятий
являются:
1)Музыкальный фестиваль (от лат.— веселый, праздничный) представляет собой комплексное мероприятие, сопровождающееся смотром лучших творческих профессиональных и самодеятельных достижений в области музыкального искусства. Это празднества, состоящие из цикла концертов или спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. В задачи музыкального фестиваля входят пропаганда различных музыкальных направлений, вовлечение в самодеятельное художественное творчество разных групп населения, в том числе молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей, развитие культурных связей между народами. Фестивали могут быть посвящены наследию одного композитора; искусству отдельной страны или области; какому-либо жанру или инструменту; старинной, классической, современной, народной или эстрадной музыке, а могут быть смешанными, с более широкой тематикой. В них могут принимать участие исполнители определенной возрастной категории (фестивали детские, студенческие и т.п.) и представители определенной профессиональной или иной среды (фестивали преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов). Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно или раз в два — четыре года) в течение нескольких дней (месяцев). Они проходят как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях. Основными событиями фестиваля являются: торжественное открытие, представление гостей, концертная программа, конкурсная программа, награждение победителей и концерт лауреатов, прессконфе-ренция или научно-практическая конференция, театрализованное представление, мастер-классы, культурно-развлекательная программа, церемония закрытия с использованием пиротехнических средств и спецэффектов. Фестивали привлекательны своей полиформатностью и значительной по охвату и разнообразию аудиторией. Детям интересно будет посетить отдельные концерты фестиваля, конкурсные выступления, поучаствовать в культурно-развлекательной программе. Особый интерес у публики разных возрастов вызывают церемония награждения и концерт лауреатов фестиваля, на котором исполняются лучшие конкурсные номера. Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры.
|
2)Музыкальный конкурс может являться как составной частью фестиваля, так и самостоятельным мероприятием. Музыкальный конкурс обычно организуется с целью поддержки и развития творческих способностей учащихся, выявления талантливой молодежи, стимулирования творческого мышления подрастающего поколения. Исполнение конкурсантов оценивает профессиональное жюри, но иногда в оценивании выступлений принимают участие и зрители. Их мнение может учитываться при распределении призовых мест или вручении специальных призов зрительских симпатий. Конкурсы, как правило, проводятся в несколько туров. Постоянные слушатели, следящие за ходом конкурса, выделяют для себя отдельных исполнителей, чьи выступления произвели на них наиболее яркое впечатление. Это создает почву для творческих обсуждений и дискуссий. Примером одного из наиболее авторитетных музыкальных конкурсов в нашей стране является Международный конкурс имени П.И.Чайковского, проходящий раз в четыре года в Москве. Лауреаты этого конкурса получают заслуженное признание во всем мире и пользуются большим успехом у публики. Их игра является эталоном современного исполнительского искусства, а посещение концертов с их участием считается престижным. Большой популярностью у молодежи пользуются также конкурсы исполнителей эстрадной песни различных уровней (международные, всероссийские, межрегиональные и др.). Посетители этих конкурсов открывают для себя новые имена талантливых исполнителей и композиторов.
|
3)Концерт (от итал. — соревнование) — это публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Можно также сказать, что это соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Концерты обычно проходят в специально оборудованных и акустически приспособленных для этого помещениях: концертных залах, филармониях, клубах, домах культуры. Концерт как форма проведения музыкального досуга обладает большой вариативностью. Среди разновидностей концерта: тематический концерт; сольный концерт исполнителя или творческого коллектива; отчетный концерт, демонстрирующий достижения за определенный период; гала-концерт (от фр. — торжество, празднество) — большой торжественный концерт и др. Кроме того, концерты обычно подразделяют на филармонические и эстрадные. К филармоническим принято относить следующие:
■ симфонические — концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т. п.;
■ камерные — концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм: сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т. п.;
■ концерты хоровых и танцевальных коллективов: хора, капеллы, ансамбля песни и танца и т. п.;
■ концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
■ концерты сольных исполнителей;
■ концерты-лекции, в ходе которых лектор-музыковед дает краткие пояснения к творчеству композитора, предлагаемым к прослушиванию произведениям.
Эстрадный концерт — это вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой аудитории. Нередко эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая музыка», т. е. легкая для восприятия, общедоступная. Жанры эстрадного концерта представлены танцевальной музыкой, популярными эстрадными песнями и джазовыми композициями. В эстрадных концертах принимают участие эстрадно-симфонические, эстрадные и джаз-оркестры; эстрадно-инструментальные, вокальные, вокально-инструментальные и вокально-танцевальные группы и ансамбли; солисты эстрады; куплетисты; исполнители народных песен.
4) Специфическим видом музыкальных мероприятий, посещаемых детьми в свободное время, могут стать музыкальные спектакли: опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, балет, рок-опера.
Опера (от итал. ореrа — сочинение) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. Ее литературно-драматической основой является либретто (словесный текст). Опера как синтетический жанр объединяет многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы и т. п.); часто в оперу вводятся балетные сцены. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). К жанровым ответвлениям оперы относятся детская опера и музыкальная сказка — игровые зрелищные спектакли, рассчитанные на детскую аудиторию дошкольного и младшего школьного возраста. Если в детской опере музыкальный компонент играет ведущую роль, то в музыкальной сказке предпочтение отдается драматическому компоненту, что заметно, например, по частому использованию диалогов.
Оперетта (от франц. operetta — букв, «маленькая опера») — один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И.Штрауса-сына, чардаш у И.Кальмана и др.). В оперетте жанры и виды вокальной и инструментальной музыки (ария, дуэт, ансамбль, хор) просты и выдержаны в песеннотанцевальном стиле. Музыкальные вокальные и хореографические номера служат в оперетте для развития действия и составляют взаимосвязанное целое.
Некоторые музыкальные спектакли соединяют черты различных видов музыкально-сценических произведений, например: музыкальная комедия, мюзикл и др. Музыкальная комедия — термин, применяемый к оперетте и некоторым другим видам музыкально-сценических произведений комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и др.). Музыка к комическим спектаклям, как правило, легко запоминается, ей свойственны легкость, остроумие, лукавство. Водевиль — вид музыкальной комедии, отличающийся незатейливым сюжетом, с песенками-куплетами и танцами, которые не являются частью сюжетной линии, а только иллюстрируют ее.
Мюзикл — музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе признаки оперы, оперетты, драматического спектакля и в музыкальном отношении опирающийся на выразительные приемы и средства современной эстрадной и бытовой музыки. Характерной чертой этого жанра стало, с одной стороны, обращение к серьезной драматургии, а с другой — использование простых для восприятия художественных (прежде всего музыкальных) средств. Неслучайно литературной основой многих мюзиклов явились произведения Шекспира, Сервантеса, Вольтера, Диккенса, Шоу.
Балет (от фр. bаllеt — танцую) — спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определенный сюжет (драматургический замысел, либретто). Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актеры передают чувства героев, их разговор между собой, суть происходящего.
Рок-опера — музыкально-драматический жанр, связанный своими корнями с мюзиклом и созданный на основе выразительных средств рок-музыки. Драматургически рок-опера строится как цепь отдельных номеров (ария, монолог, хоровая сцена, диалог и др.). Сценическое воплощение рок-оперы обычно связано с эксцентричными приемами (использованием различных трюков при исполнении на необычных музыкальных инструментах, например на пиле) и чисто эстрадными эффектами (звуковыми, светотехническими). Большую популярность приобрело осовременивание мифологических, библейских и исторических сюжетов (например, Иисус Христос трактуется как хиппи — бунтарь, бросивший вызов обществу). Манера исполнения отличается напором, а иногда и агрессией. При этом музыке рок-опер свойственны такие качества, как ясность, мелодичность; она легко запоминается. Эти особенности рок-опер являются привлекательными для молодежной аудитории.
5) Музыкально-литературная композиция — монтаж различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения детьми или взрослыми (либо совместно).
Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в единое самостоятельное произведение, с другой — выступает как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием. Драматургия музыкально-литературной композиции требует динамически развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств (свет, шумы, видеоряд), лаконичных деталей оформления, условности их решения.
6) Тематический вечер, еще один вид музыкального мероприятия который посвящается творчеству выдающегося композитора, исполнителя или деятеля культуры, раскрывающий особенности определенного стиля или жанра музыки, сопровождающийся исполнением соответствующих произведений и фрагментов из них. Такие вечера имеют названия, в которых раскрывается основная идея мероприятия, например: «Храни меня, мой талисман» (лирика А.С.Пушкина в русской вокальной музыке); «Я дожить не успел, мне допеть не успеть...» (творчество В. С. Высоцкого); «Симфония судьбы» (о Четвертой симфонии П.И.Чайковского) и др. Тематические вечера дети могут посещать в учреждениях культуры или образования.
7) С конца 1970-х гг. в нашей стране регулярно проводятся недели музыки. Их целью является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальные гостиные, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Во время недели музыки широко пропагандируются ее разные жанры: оперетта, симфония, романс и др.
8) Музыкальный лекторий — еще одна длительная форма досугового мероприятия музыкально-просветительской направленности. Примером такого мероприятия может служить серия концертов по абонементу в филармонии. Конечная цель организации музыкального лектория — воспитание знающих, компетентных любителей музыки, способных критически воспринимать музыкальные произведения, разбираться в сложных явлениях искусства. Концерты музыкального лектория имеют определенную направленность и проникнуты единой идеей, актуальной для аудитории. Они помогают слушателям осваивать опыт предшествующих поколений и своих современников; познавать глубинный смысл общечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальных образах; обрести свою индивидуальную позицию в мире культуры.
9) Посещение музеев музыкальной культуры также имеет музыкальную образовательную направленность. Его цель заключается в расширении общекультурного и музыкального кругозора, знакомстве с музыкальными инструментами, музыкальной культурой разных народов, творчеством композиторов и музыкантов-исполнителей.
Итак, музыкальные досуговые мероприятия ориентированы на удовлетворение разнообразных музыкально-эстетических потребностей детей и молодежи, являясь средствами музыкального просвещения, музыкального самообразования и творческого самоопре-деления в сфере искусства.
Домашнее задание: посмотреть по ТВ, в Интернет-ресурсах музыкальные мероприятия различных видов ориентируясь на сценарный план (концерт, фестиваль, тематический вечер и т.д) для последующего анализа.
Итог занятия. Рефлексия урока: Ребята, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. Отправь рисунок.
Практическое задание (если не сможете пройти по ссылке, выполнить в тетради)
Тест 81-18
К какому виду музыкального мероприятия относится данный вид
* Обязательно
Введите свои данные: имя, фамилию *
Мой ответ
1.Музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки. *
Мой ответ
2.Торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу. *
Мой ответ
3.Это особая законченная сценическая форма,по определенной, заранее составленной программе, в основе которой - номера, свои законы построения, свои художественные принципы и свои "условия игры". Это публичное выступление артистов *
Мой ответ
4.Вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Мой ответ
5.Музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды. *
Мой ответ
6.Представляет собой комплексное мероприятие, сопровождающееся смотром лучших творческих профессиональных и самодеятельных достижений в области музыкального искусства. *
Мой ответ
7.Организуется с целью поддержки и развития творческих способностей учащихся, выявления талантливой молодежи, стимулирования творческого мышления подрастающего поколения. *
Мой ответ
8.Различные по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных ли-литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения детьми или взрослыми (либо совместно). *
Мой ответ
Отправить