Кафедра автомобильного транспорта.
Белокузов О.В.
Методические указания
для выполнения практических работ
по дисциплине – «Эксплуатационные свойства автотранспортных средств»
Для студентов специальности:
7.100 403 "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте».
Мариуполь
2009 г.
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Эксплуатационные свойства автотранспортных средств»для студентов специальности: 7.100 403 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте.»
/ Белокузов О.В.– Мариуполь 2009. –28 с.; ил.
Методические указания к практическим работам по дисциплине – Эксплуатационные свойства автотранспортных средств содержат порядок выполнения и методику организации и проведения практических работ. Они могут быть использованы при формировании расчетно-практической части учебного курса «Эксплуатационные свойства автотранспортных средств», чтении лекций, консультаций, организации самостоятельной работы студентов. Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
Рецензенты:
Составил:
преподаватель кафедры
Автомобильного транспорта Белокузов О. В.
Ответственный за выпуск:
Утверждено на заседании кафедры автомобильного транспорта
Протокол №_____ от «__»____________ 200 г.
Рекомендовано методической комиссией факультета
Протокол №_____ от «__»____________ 200 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Скоростная характеристика двигателя.
Цель работы:Получение представления о характеристиках двигателя, методике расчета внешней скоростной характеристики двигателя и оценке конструктивных особенностей автомобиля.
|
Порядок выполнения работы:
Методика расчета внешней скоростной характеристики двигателя.
Скоростная характеристика двигателя - это зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения при установившемся режиме работы. Скоростную характеристику, полученную при полной подаче топлива, называет внешней скоростной характеристикой двигателя.
С помощью скоростных характеристик можно оценить соответствие типа двигателя условиям его применения на автомобильных транспортных средствах, преимущества и недостатки того или иного типа двигателя. Скоростные характеристики получают стендовыми испытаниями по стандартным методикам, различным в разных странах. При стендовых испытаниях отключают часть оборудования двигателя, регламентированы также атмосферные условия (атмосферное давление и температура воздуха).
Важнейшими параметрами скоростной характеристики являются: максимальная эффективная мощность Nmax; максимальный эффективный момент Mmax; эффективный момент при максимальной эффективной мощности MN; минимальная частота вращения коленчатого вала, при которой двигатель работает устойчиво nmin; частота вращения коленчатого вала при максимальном моменте nM; частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности nN; максимальная частота вращения коленчатого вала nmax; коэффициент приспосабляемости по моменту КМ и коэффициент приспосабляемости по частоте Kn.
Эффективная мощность двигателя может быть представлена выражением:
|
кВт (1.1.)
где N max – максимальная мощность двигателя (кВт);
a,b,c – постоянные эмпирические коэффициенты для конкретного двигателя;
nN – частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, об/мин
ne – текущее (изменяющееся) значение оборотов коленчатого вала, об/мин.
Эффективный крутящий момент двигателя:
Нм (1.2.)
где МN – эффективный крутящий момент при максимальной мощности двигателя, Нм.
Эффективный крутящий момент при максимальной мощности двигателя может быть определен из выражения:
Нм (1.3)
Способность двигателя автоматически приспосабливаться к изменению нагрузки и диапазона устойчивой работы характеризуется следующими коэффициентами:
Коэффициент приспособляемости по моменту.
(1.4.)
где M max – максимальный крутящий момент, развиваемый двигателем;
M N – крутящий момент, соответствующий максимальной мощности.
Коэффициент приспособляемости по частоте.
(1.5.)
где , - частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности и максимальном крутящем моменте соответственно.
Значения , , и необходимо взять из таблицы задания на практическую работу.
Предварительно определив значения коэффициентов по формулам (1.4) и (1.5) рассчитывают величину коэффициентов по формулам (1.6), (1.7) и (1.8) соответственно.
, (1.6)
, (1.7)
, (1.8)
Топливная экономичность двигателя характеризуется удельным эффективным расхода топлива , зависящим от частоты вращения коленчатого вала и от мощности двигателя. Кривую, характеризующую изменение , наносят на график скоростной характеристики и отмечают на ней минимальный удельный эффективный расход топлива и соответствующие ему обороты коленчатого вала .
|
, г/кВтч (1.9)
где – минимальный удельный эффективный расход топлива (для карбюраторных двигателей , для дизельных );
- эмпирические коэффициенты, зависящие от типа двигателя, значения которых представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Значения эмпирических коэффициентов
Тип двигателя | |||
Карбюраторный | 1,25 | 1,25 | 1,04 |
Дизельный | 1,13 | 1,13 | 0,73 |