Лекция: Главные и второстепенные члены предложения.
План:
1. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
2. Понятие о второстепенных членах предложения.
3. Дополнение.
4. Определение.
5. Обстоятельство.
Главные члены предложения
Названия членов предложения | Что обозначает | На какие вопросы отвечает | Чем бывает выражено |
Подлежащее | Предмет, о котором говорится в предложении | кто? что? | Любой частью речи, но чаще - существительным и местоимением |
Сказуемое 1) простое 2) составное: - глагольное - именное | Действие предмета или что говорится о нѐм | Что делает? Что делает? Каков предмет? Кто он таков? Что он такое? | Глаголом Вспомогательный глагол + инфинитив Глагол-связка + именная часть (су-ществ., прилаг., ме-стоим., причаст.) |
Подлежащее может быть выражено:
1) существительным в именительном падеже: Лекция была очень интересной;
2) местоимением:
а) личным: Он всегда добивался поставленной цели;
6) отрицательным: Ничто не может помешать мне осуществить свою мечту;
в) неопределѐнным: Кто-то уже готовил доклад на эту тему;
3) количественным числительным в именительном падеже: Десять — это чѐтное число;
4) субстантивированными прилагательными и причастиями: Новое в жизни требует и новых названий. Присутствующие активно участвовали в решении проблемы;
5) неопределѐнной формой глагола: Любить природу — значит не только любоваться еѐ красотой, но и беречь еѐ;
6) синтаксически неделимыми словосочетаниями: Десять студентов отрабатывали практику в центральной городской больнице;
7) фразеологическим сочетанием: Кромешная мгла заполнила всѐ помещение.
|
Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.
Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом. (Он читает. Мыс зеленеет. Читать — это не только узнавать факты.)
В состав глагольного сказуемого могут входить глаголы со значением начала, конца или продолжения действия. (Он хочет читать. Она может выступить. Сын стал учиться в колледже.) В позиции глагольного сказуемого могут использоваться устойчивые словосочетания или соединения слов, возникающие в предложении. (Учѐба играет большую роль. Отец оказал влияние на сына. Я привык решать сам.)
Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного (Мой друг — врач. Хорошая учѐба — залог хорошей работы. Погода тѐплая. Эта книга твоя. Это занятие второе.), а также кратким прилагательным, кратким причастием. (Он внимателен. Она усидчивее, чем подруга. Материал выучен.)
Наречное сказуемое может быть выражено наречием с разными лексическими значениями. - (Учиться интересно. Город вдалеке.)
Как глагольное, так и именное и наречное сказуемое могут иметь в своѐм составе краткие прилагательные со значением долженствования, возможности, необходимости (должен, намерен, обязан, готов), например: Я намерен хорошо учиться.
В разговорной речи место сказуемого может быть замещено целым предложением. (Студенты — один лучше другого. Девушки — одна краше другой. Книга — можно пять раз читать. Хорошая репутация — это когда тебе доверяют.) В позиции сказуемого могут использоваться также сочетания двух личных форм глагола (Друзья встретились наговорились. Девочка смотрит улыбается.)
|
Второстепенные члены предложения
Члены предложения, зависящие от других членов предложения и поясняющие их в каком-либо отношении, называются второстепенными.
В зависимости от синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В основу такого деления положены прежде всего логические понятия объекта и обстоятельства, например: Вокруг великолепным белым ковром расстилалась снежная равнина — обстоятельство, выраженное наречием вокруг, поясняет сказуемое расстилалась; определение, выраженное именем прилагательным снежная, поясняет подлежащее равнина.
Названия членов предложения | Что обозначает | На какие вопросы отвечает | Чем бывает выражено |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чѐм? | Существ., местоим. и др. частями речи. |
Определение: - согласованное (т.ч.приложение) - несогласованное | Признак предмета | Какой? чей? | Прилаг., местоим. и др. част. Речи Существительным Существ., глаголом и др. част, речи |
Обстоятельства: - места - времени - цели - причины и место образа действия - условия - уступки -время -цель -причину - образ действия - условие - уступку | Признак действия: Когда? С какого времени? До какого времени? Зачем? Для чего? С какой целью? Почему? По какой причине? Как? Каким образом? При каком условии? Несмотря на что? | Где? Куда? Откуда? | Существ., наречием и др. частями речи |
|
Дополнение
Дополнение — второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для распространения или пояснения сказуемого или другого члена предложения. Дополнение (лат. — предмет) обозначает объект действия, состояния или признака, например: слушать лекцию, бояться воды, верность другу.
Дополнение может быть выражено:
а) именем существительным: Врач несѐт ответственность за жизнь (за что?) больного;
б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;
в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на три;
г) наречием: Задание надо было выполнить на сегодня;
д) неопределѐнной формой глагола: Я прошу тебя сообщить о твоем здоровье;
е) субстантивированным прилагательным: Неожиданно заговорили о былом.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога: Студенты слушают лекцию. Оно может быть выражено также существительным в родительном падеже, если: 1) действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Отрежь мне хлеба; 2) сказуемое выражает отрицание: Он не сказал самого главного.
Все остальные дополнения называются косвенными.
Оно обозначает непрямой объект, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к непереходным глаголам, существительным, прилагательным, наречиям и выражается всеми формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов: Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.
Определение
Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?
Определение всегда относится к слову с предметным значением, т. е. к существительному или слову, употребляемому в значении существительного, и выражает различные его признаки: а) качество или свойство — интересная книга, устойчивый характер; б) отношение к другому предмету, действию, месту или времени — железный столб, точильный инструмент, дорожный знак, утренний сон; в) принадлежность — его мысль; г) количество или порядок предметов — двух студентов, первый экзамен.
В зависимости от характера синтаксической связи с поясняемым словом определения делятся на два вида: согласованные и несогласованные.
Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже, например: верный друг, яркие краски, написанная повесть.
Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания, например: зал для концертов, чтение вслух.
Особым видом определения является приложение.
Приложение (лат.— приложение) — определение, выраженное именем существительным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже и числе.
Приложение относится к существительному и обозначает:
1) качество или свойство предмета, лица: На бугре берѐза — свечка в лунных перьях серебра
(С. Есенин). Дождь-ситничек зарядил надолго;
2) профессию лица, его звание, должность, национальность, социальное положение, родственные отношения: По лѐгкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера-строевика (В. Овечкин). Молодая женщина-врач беседовала с пациентом. Два мальчика-подростка оживлѐнно что-то рассказывали друг другу. На конкурсе победила девушка-россиянка;
3) названия рек, морей, озѐр, гор, городов, сѐл: Река Днепр впадает в Днепровский лиман Чѐрного моря;
4) вид родового понятия — названия растений, птиц: Травы мята, зверобой, полынь обладают лечебными свойствами;
5) названия газет, журналов, произведений, предприятий, фирм: В журнале «Медицинская сестра» часто рассказывается об интересных людях этой профессии.
Обстоятельство
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?
По значению обстоятельства делятся на обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, условия, цели, причины, уступки, условия (см. табл. 61). Грамотно и уверенно отвечали студенты-выпускники, на экзамене. Кругом расстилалась бескрайняя пустыня. Вдали мелькнул долгожданный огонѐк.
Обстоятельства могут быть выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами и без предлогов.
Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Часто занимаясь в библиотеке, я научился работать со справочной литературой. 2) Мы неоднократно проводили опыты, желая получить необходимые результаты.
Обстоятельство цели может быть выражено неопределѐнной формой глагола, например; Я пришѐл повидать тебя.
Вопросы:
1. Чем отличается предложение от словосочетания?
2. Что обозначают главные члены предложения?
3. Какими частями речи они могут быть выражены?
4. Какую роль играют в предложении второстепенные члены?
5. Насколько важно употреблять в нашей речи предложения, где есть второстепенные члены предложения?
Упражнение
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Обозначьте главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
Народная память
Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый помнит родных, друзей, свой дом, школу, светлые и горестные дни.
Каждый человек — частица своего народа. И потому есть у нас общая, народная память.
Память народная — это Куликово поле и поле Бородина. Память народная — это древний курган над Волгой, где сооружѐн мемориал героям Великой Отечественной войны. Нескончаемо идут сюда люди. Приходят волгоградцы, приезжают гости из разных краѐв страны, изо всех стран мира, чтобы пройти к вершине кургана.
Непростые чувства переживает здесь человек. Вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории помогает ощутить глубинную связь со своим народом.
Упражнение
Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И. Бунина.
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поѐт и бродит осень...
Темнеет день за днѐм, — и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых
сосен. Угрюмо бор гудит, несутся листья
вдаль... Но в шумном ропоте и песне безнадежной
Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,
Укор былой весне, и ласковый, и нежный.
Опишите свой любимый уголок природы, используя образные определения и обстоятельства.