Современное состояние инклюзивного образования в России. Основные идеи, модели, формы.




В основу концепции инклюзивного образования была положена идея о равных правах на образование всех детей вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, провозглашенная в таких основополагающих документах, как Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.); Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969 г.); Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990 г.); Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (г. Саламанка 1994 г.) и др.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на региональных положениях, утвержденных департаментом образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации.

Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели:

1) полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;

2) частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам.

3) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении.

Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами осуществляет общеобразовательное учреждение.

Институт коррекционной педагогики РАО предусматривает: раннее вмешательство, обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка, подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна ребенку, при этом она не должна мешать никому из участников образовательного процесса.

На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений: «Детский сад – Центр – Школа». Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум.

Интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом.

Определение модели интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии:

1. Комбинированное. Ребенок с отклонениями в развитии способен обучаться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны дефектолога, логопеда, психолога.

2. Временное. Обучающиеся в специальных группах и учащиеся обычных групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.

3. Частичное. Обучающиеся с отклонениями в развитии неспособны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладеть образовательной программой; часть дня они проводят в спецгруппах, а часть дня в обычных группах.

4. Полное. 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы; эти дети по уровню психофизического речевого развития более или менее соответствует возрастной норме и психически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: