Текстиль эластичный материал, состоящий из искусственных или натуральных волокон. Текстилем называются любые переплетенные волокна. Текстилем называют ткани, изготовленные из мягких волокон на ткацком станке. Само слово текстиль произошло от латинского textere, что означает переплетать, плести. Хотя помимо ткачества существуют и другие, менее распространенные способы: плетение, вязание, валяние.
Художественный текстиль включает произведения, созданные в различных текстильных техниках, имеющих множество разновидностей и отличающихся многообразием приёмов исполнения.
Текстильное искусство многогранно. Оно состоит не только из создания тканей посредством вязания, ткачества и кружевоплетения, но и из декорирования их посредством росписи, вышивки, аппликации, набойки. Причём данный вид искусства не фокусируется только на народных произведениях и народных промыслах, но и на изделиях текстильной промышленности и авторских дизайнерских работах.
Художественный текстиль – одинизвидовдекоративно-прикладногоискусства, связансхудожественнойобработкойнити, волокна. Кнемуотносятсятакиевидыремеселирукоделиякакткачество, плетение, вышивка, кружевоплетение, ковроделие,идр. Текстильявляетсяоднимизсамыхдревнейшихираспространенныхремесел, неотъемлемойчастьюмировойистории, безегоизученияи пониманияневозможнопредставитьобщуюкартинудекоративно-прикладногоискусства. Насовременномэтапезанятияхудожественнымтекстилемнеимеютэкономическойнеобходимостидлянасыщениярынкаутилитарнымипредметами. Сейчаспрощеидешевлекупитьаналогичныйпредмет, норучноетекстильноетворчествосегодняширокораспространенонетольковпрофессиональнойхудожественнойсреде, ноисредилюбителей. Однако, несмотрянапостоянныйнаучныйинтерескисториитекстиля, этасфераискусстваещенеполностьюизучена.
|
Особенностьюсеверорусскихнародныхтканейявляетсяихузорчатость, тщательнаяграфическаяпроработкасамогоузора, иногдаоченьсложнозаплетенного, ноотделкавтакомвариантешлаисключительнопокраю, темсамымподчеркиваябелизнуикрасотуосновнойчасти. Сдержанколоритсеверныхтканей: онстроитсянаклассическистрогомсочетаниикрасногосбелым, гдебелыйколичественнопреобладает. Гармоничноесочетаниебелогоикрасногоцветапридавалоузорчатойтканинежнуюизысканность.
УзорныетканиЮжныхрегионовРоссииотличалисьособойплотностьюипестротойкрасок. Вдополнениекузорутканиприсоединяютвышивкуиразнуюотделку, отчегополотностановилосьрельефным. ТканиСеверныхиЮжныхрегионовразличались междусобойбольшойконтрастностью. ЕслинаСевере отделывалиразличнымиузорамиицветанаполотнесветилисьмягкостью, тонаЮгеузорныетканиотличаютсясвоейцветистостьюияркостью. Ихотявчерноземныхрусскихобластяхвстречаютсяполотенцаискатертиспышнымузором, большеераспространениеполучилиткани, предназначенныедляженскойодежды. Ткани Воронежскойобластиценилисьсвоейнарядностьюивысокимкачеством полотна, с сине-чернымиполямивтонкуюцветнуюклетку, богатоотделывалисьвышивкой, лентамиитканнымузоромпоподолуивместахпрошиваполотен. Вцветовойгаммеиспользовалисьхорошосочетающиесясчерным, оченьсочныеиглубокиецвета: золотисто-желтый, фиолетово-красный, изумрудно-травянисто-зеленыйиярко-красный.
|
ТКА́ЧЕСТВО — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. Ткань образуется из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Система нитей, идущих вдоль ткани, называется основой, а система нитей, идущих поперек ткани, - утком. Соответственно нити называются основными и уточными. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом
К текстильным техникам, характерным для работы только на горизонтальном ткацком станке, относятся выборное, переборное, ажурное и ремизное ткачество.
В ткачестве на горизонтальных ткацких станках наиболее распространенной и производительной техникой является ремизное (многоремизное) ткачество. Примеры тканей, выполненных в технике ремизного ткачества встречались на Младшей Волосовской стоянке конца 2 тысячелетия до н.э., славянских погребениях X – XI вв., их можно видеть в одеждах святых на иконах XIV – XV вв. новгородского и галицкого письма. Простейшим видом ремизного ткачества являлась пестроткань или «пестрядь» – рисунки в клетку или полоску. Согласно исследованиям Н.С. Королевой и Л.А. Кожевниковой «многие ее образцы отличаются высокими художественными достоинствами, прекрасным гармоничным колоритом, уравновешенностью пропорций, удачно найденным масштабом рисунков по отношению к пропорциям человеческой фигуры».
|
Традиционные техники ткачества, в особенности закладное, браное и ремизное, получили широкое распространение и развитие. Комбинируя нити основы и утка, используя несложные приспособления (дощечки, прутики и т.д.), человек создавал орнамент, совершенствуя как технологические, так и эстетические навыки.
Ручное ткачество, появившееся в эпоху неолита, являлось одним из основных видов деятельности человека. В результате изучения различных видов плетения, «полутканья» и «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению «развитого тканья» на вертикальных и горизонтальных ткацких станках, а также выявить многочисленные точки соприкосновения в текстильных традициях разных народов.
НАБОЙКА. В XVIII - XIX в.в. продолжает существовать искусство русской набойки. Она была способом изготовления узорчатой ткани, заменявшим сравнительно более трудоемкую вышивку и ручное ткачество. Набойку масляной краской по холсту производили крестьяне центральных областей России и Севера. Лучшие в художественном отношении набойки XIX в. делались в северных губерниях: Архангельской, Вологодской, Олонецкой.
Крестьяне-кустари вырабатывают традиционную набойку, печатая ее масляной краской по холсту с крупных деревянных досок. Разнообразие узоров крестьянских набоек велико: птицы, травы, звезды, уточки, кони, причудливые цветы-розетки, сюжетные сцены, изображающие охотника с собакой, чаепитие у самовара. В набойках XIX в. встречаются лубочные изображения птицы Сирин, сказочные павлины, птицы, клюющие ягоды.
В середине XVIII в. в России начинают производить ситцы, полуситцы и хлопчатобумажную ткань. Но в крестьянском быту по-прежнему встречаются узорные холщовые набойки, из которых шьют сарафаны, мужские брюки, юбки, делают скатерти, занавески.
В технологии набоек преобладают кубовое крашение, а также вытравки, обычно с дополнительной набивкой узоров штампиком масляной краски.
К концу XIX в. среди кубовых набоек выделяются местные разновидности, связанные с деятельностью различных кустарных мастерских в Костроме, Нижегородской, Калужской и Тверской губерниях.
КРУЖЕВО. Кружевоплетение было известно на Руси издавна, еще, когда кружева изготовлялись из металлических ниток (кольчуги). С конца XVII в. в моду вошли кружева из льняных и шелковых ниток. В различных районах формировались свои художественные особенности кружевного орнамента и технические приемы его выполнения. Кружево представляет собой узорное плетение с помощью коклюшек.
Крестьянское кружево имело несложные геометрические узоры, плелось из домашней льняной нити. Оно украшало женские и мужские рубахи, сарафаны, головные покрывала, полотенца.
Растительные узоры преобладают в орнаменте наравне с геометрическими фигурами и изображениями животных. Самый распространенный узор - цветочные ветви. В народных кружевах встречаются мотивы деревьев возле которых животные, а на ветках птицы. К числу фантастических образов относятся крылатые львы, птица Сирин, двуглавый орел. Из реальных животных, чаще всего изображаются конь, олень и верблюд. Они вплетаются в общую композицию с птицами и деревьями. Мотивы птиц используются чаще, чем животных.
К числу мест, где создавались произведения из кружева, относятся города Галич, Ростов Великий, Белозерск, Вологда, Торжок, Калязин. Рязань, Михайлов, Балахна, Орел, Елец, Мценск.
В XVIII в. кружевоплетение только начинает оформляться в ремесло. В первой половине XIX в. кружево производилось в России уже в значительных объемах и в помещичьих мастерских, и в крестьянской среде. С образованием мануфактуры в первой четверти XIX в. производство кружева принимает форму промысла, изготовления на сбыт.
Кружева XIX в. имеют композиционные и технические особенности. Входит в употребление сетчатое плетение. В дальнейшем разрабатывается и сетчатый фон. К числу узоров относится «канфарный» в виде сетчаткой клетки и «гречишка» из шестиугольников неправильной формы, расположенных в шашечном порядке. Эти элементы напоминали зерна гречихи, откуда и название решетки, которая является выдумкой елецких мастериц.
КОВРЫ. Ковроткачество в России как вид узорочного ткачества известно давно, но как отрасль декоративного искусства оно сформировалось на рубеже XVIII и XIX столетий.
Начало фабричному производству ковров положено еще в 1717 г.: по указу Петра I была учреждена императорская шпалерная мануфактура в Петербурге. Деятельность мануфактуры очень долго оказывала влияние на многочисленные ковровые фабрики и мастерские в помещичьих усадьбах и городах начала XIX в.
Рисунки крестьянских паласных ковров разнообразны: геометрические — из ромбов, квадратов, треугольников, травки и цветов, несложных фигур мужчин и женщин, коней, а также изображения различной утвари - самоваров, чайников, чашек. В этих узорах находили отражение характерные тенденции развития народного творчества XIX в., подсказанные лубочными картинками, печатными изданиями и гравюрами, отражавшими крестьянский быт.
Отмена крепостного права способствовала расцвету ковроткачества. В этот период складывается новый тип народного ковра с крупным цветочным узором на черном фоне. Этот тип ковра дожил до наших дней. Больше всего народные мастера любили изображать розы и маки.
С середины 80-х гг. XIX в. ковровые промыслы испытывают влияние дешевых фабричных изделий. Лишь в крестьянских коврах продолжали варьироваться традиционные народные цветочные и геометрические рисунки.
В некоторых районах Центральной полосы и в Сибири особой известностью пользовались курские ковры. Нарядный цветочный ковер прочно входил в быт крестьян и пользовался большим спросом не только на местном рынке.
РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО. Способ изготовления тканей изо льна, конопли и овечьей шерсти известен на Руси очень давно. В XVI — XVII в. браная техника широко применялась в ткацких слободах Московского государства. Вплоть до середины XIX в. ручное ткачество в крестьянском быту играло главную роль в производстве тканей. Несмотря на появление во второй половине XIX в. текстильных фабрик, оборудованных механическими прядильными и ткацкими машинами, в деревне оно существовало еще долго.
Повсеместно были распространены полотенца с концами, украшенными браным узором, женские рубахи и передники, клетчатые скатерти, покрывала, подстилки, пестрядь, из которой шились предметы одежды - юбки, предметы бытового убранства - занавески, подзоры и т. д.
В средней полосе и южных районах встречался браный узор, выполненный утками разного цвета (Смоленская, Калужская, Воронежская, Тульская, Орловская, Московская и другие губернии) (темно-красного цвета, оранжевого с желтым).
Второй вид изделий народного узорного ткачества - скатерти и покрывала многоремизной заправки, узор которых образуется благодаря сочетанию в ткани двух или нескольких переплетений.
Многоремизное ткачество ставит довольно жесткие ограничения для творческой фантазии мастера-ткача. Геометрические узоры имеют строго определенную комбинацию (клетки, мелкие шашки, рисунки «в елочку»).
Третий вид изделий народного узорного ткачества - пестротканые, полосатые и клетчатые ткани. Это пестрядь, или серпянка, которая шла на изготовление предметов женской, мужской, детской одежды, предметов домашнего убранства -- наволочек, занавесок, подстилок и т. д.
Простота производства этих тканей, их практичность, способность хорошо сочетаться с ручной набойкой и отбеленным крестьянским холстом обеспечивали широкое их применение в крестьянском быту.
Особую группу среди полосатых и клетчатых составляли ткани для поневы, которые изготавливались из дорогой шерстяной пряжи. Узорные ткани, выполненные паласной или закладной техникой ткачества, подобно клетчатой ткани для понев - яркое, самобытное явление. Они производились в Новгородской, Псковской, Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Вятской губерниях, но главным образом в юго-восточных районах и средней полосе России.
Паласная техника узорного ткачества по принципу образования узора ничем не отличается от паласного ковроткачества. Одним из центров этой техники был город Сапожок Рязанской губернии вместе с окрестными селами. Узоры паласной техники называют «ветряками», их геометрические узоры напоминают крылья мельниц.
Во второй половине XIX в. в России появились жаккардовые деревянные машины. Изобрел приспособление французский ткач и изобретатель Жозеф Мари Жаккард.
ВЫШИВКА. В XVIII в. вышивка являлась одним из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства. Она отличалась многообразием узоров и технических приемов. Вышивка широко применялась во внутреннем убранстве жилища и для украшения различных предметов одежды, церковного облачения и покровов. Техника выполнения вышивки неразрывно связана в народном искусстве со строем и орнаментом.
«Вышивку по целой ткани в отличие от прозрачной вышивки (строчки) называют глухой. Она бывает двух основных видов: счетное шитье, и свободная вышивка по произвольному контуру».
«Глухие швы- односторонние и двусторонние. Делятся на счетные, т.е. построенные по счету нитей ткани и зависящие от ее структуры (счетная гладь, косая стежка, набор, шашка, крест, набор, двусторонний шов), и свободно расположенные на ее поверхности, чаще – по предварительно нанесенному рисунку (верхошов, тамбур, шитье золотом)».
Одним из древнейших швов в народной вышивке является «роспись» (двусторонний шов, полукрест).
Развивается золотое шитье, которым щедро украшали одежду, обувь, предметы бытового и культового назначения. Шитье выполняется позолоченными и серебряными нитями на коже, замше, бархате и шелке. В народной одежде оно применялось в праздничных головных уборах и телогреях.
Наряду с золотым шитьем и в сочетании с ним имело распространение шитье жемчугом. Позже, в XIX в. в золотошвейном искусстве начинают применять «кованый шов», когда золотые нити перемежаются только по краям той или иной фигуры. Золотошвейным мастерством занимаются преимущественно в монастырях, но в Торжке, Арзамасе, Городце оно приобретает промысловое значение и распространяется среди широких кругов населения.
Здесь применяются очень сложные приемы шитья, такие как кованый и литой шов. Для высокого рельефа узора под настил клали картон или бересту. Особенностью расцветки этого шитья является контрастное сочетание темного фона (по большей части красного или черного) с золотом и серебром.
В XVIII в. появляются строченые работы. Вырабатываются три вида русской строчки: 1) строчкой перевитью ( она делалась на ткани, предварительно превращенной в сетку путем выдергивания на ней нитей основы и утка); 2) строчка по плетеной сетке; 3) строчка по письму.
В это время получает развитие вышивка в цепочку или тамбурином белой бумажной ниткой по белой тонкой ткани. Так вышивалось постельное белье, декоративные полотенца, подолы и полы легких платьев.
Шитье в гладь, достигшее ранее большого совершенства, в XVIII в. продолжает оставаться достоянием привилегированных классов.
В изделиях встречается вышивка набором, онаблизка к браному ткачеству.
В тамбовских вышивках встречается трудоемкий шов - двусторонний крест. В каргопольских вышивках повторяется мотив богини-матери с деревом жизни в центре. В руках мать-богиня нередко держит птиц - вестников весны. Встречаются изображения всадников и павы. Северные вышивальщицы особенно любили мотив сказочного для них зверя барса и орла. В конце века появляются узоры, заимствованные с лубочных картинок. В поселке Мстёра возникает вышивка «белой гладью».
Вологодские подзоры выполнялись двумя видами вышивки: «строчевой», когда вся поверхность превращалась в ажурную сетку, и «вологодским швом по письму», когда в вышивках ажурным делается только фон.
В середине XIX в. тамбурная вышивка применялась крестьянами Вологодской, Олонецкой, Ярославской, Новгородской губерний для украшения одежды и полотенец. В орнаменте, выполненном красными нитками по холсту или белыми по кумачу, преобладают растительные орнаменты.
Русская вышивка очень своеобразна, отличается богатством применяемой техники, национальным характером узоров. В цветовом решении, в изобразительном орнаменте сказывался национальный русский стиль. Народная вышивка этого времени оказала большое воздействие на смежные области декоративно-прикладного искусства.