Факторы производства. Факторные доходы.




Экономика и экономическая наука.

Понятие «экономика» мы часто связываем с бережливостью, хозяйственностью, домовитостью, рачительным использованием денежных средств. Это слово состоит из двух древнегреческих корней — «ойкос» (дом) и «номос» (знание). Таким образом первоначально экономикой называлась наука об управлении домашним хозяйством.

В основном экономику рассматривают в двух аспектах:

1. Хозяйственная система, т.е. комплекс экономических процессов, объектов и субъектов, обеспечивающий связь между производителем и потребителем в рамках и материальной, и нематериальной сферы.

2.Наука о закономерностях экономических процессов и о рациональном использовании человеком ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей.

Главные вопросы экономики:

1.Что производить?

2. Как?

3.Для кого?

 

Экономика как хозяйственная система

Экономика построена на экономической деятельности. Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества.

Экономическая деятельность делится в свою очередь на четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

1.Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Благо существует в виде товара, т.е. такого продукта производства, главная цель создания которого – продажа на рынке. Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Благо также существует в виде услуги - продукта полезной деятельности специальных организаций или конкретных индивидов.

Производство делится на:

· Материальное. Результат производства – материальные блага и услуги.

· Нематериальное. Результат производства – нематериальные блага и услуги.

Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Факторыпроизвод­ства – ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг.

Фактор производства Доход с фактора производства
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ). Зарплата
Земля (все виды при­родных ресурсов) Рента
Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства производства; 2) финансовый (денежный) – деньги для по­купки факторов производства (инвестиции). Процент
Предпринимательские способности · умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; · умение принимать реше­ния и брать ответственность на себя; · умение идти на риск; · быть восприимчивым к нововведениям Прибыль

2. Труд – стоимость зависит от объема и от качества труда (уровня образования, квалификации, состо­яния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:

· интенсивность труда (сте­пень расходования рабочей силы в единицу времени);

· производи­тельность труда (количест­во продукции, произведенной в единицу времени).

3. Капитал так же может делиться на

· основной (например, здания, обо­рудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям);

· оборотный (например, материалы или энергетические ресур­сы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт це­ликом, а затраты возме­щаются после реализа­ции).

4. В последнее время в отдельную группу выделяют но­вый вид ресурсов — информацию.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ог­раничены.

Процесс произ­водства – взаимодействие факторов.

5. Другие экономические факторы: об­щая культура, состояние нравст­венности, правовая культура и др.

2. Распределение – выделение доли от общего результата или дохода для каждого участника производства или вовлеченного фактора.

3. Обмен – такой процесс, в ходе которого экономический субъект получает за определенный продукт либо другой продукт (бартер), либо денежную компенсацию (купле продажа).

4. Потребление – процесс использования полезных свойств продукта.

 

! Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.

· Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.

· Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

· Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства

Экономика как наука

Экономика как наука:

· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

 

Функции экономики:

1. Познавательная функция: сбор сведений, фактов, их изучение, анализ и систематизация знаний.

Сущность: Способствует получению сведений и новых знаний об окружающем мире

Пример: Благодаря экономической науке Николай наконец узнал, за что и почему с него взимают налоги.

2. Методологическая функция: разработка эффективных методов и инструментов хозяйствования.

Сущность: Выработка методов для максимально эффективного производства в условиях ограниченности ресурсов.

Пример: Для повышения производительности труда Юрий Вольхрамович нанял дополнительную рабочую силу.

3. Критическая функция: выявление достижений и недостатков в экономической деятельности, и их анализ.

4. Практическая функция (она же прагматическая или прикладная): применение разработанных методов на практике.

Сущность: Применение экономических законов в повседневной жизни.

Пример: Когда предприниматель Ренат узнал, что обесцвечивать волосы стало модно, он в повысил цену на покраску волос в своей парикмахерской.

5. Прогностическая функция: прогнозирование экономического развития нашего общества. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

На её базе оформляют проекты и мониторинги становления сообщества, компаний и хозяйства. Она состоит в определении возможностей социально-экономического становления на будущее.

6. Образовательная функция: предоставление знаний по экономической практике и теории, консультирование по вопросам экономики.

7. Идеологическая функция: создание мировоззренческой системы, обеспечение моральной уверенности человека в будущем.

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровняанализа:микроэконо­мическийи макроэкономически й.

1. Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Микроэкономика анализирует хозяйственную деятельность первичных ячеек (фирм, домашних хозяйств, собственников факторов производства). Она объясняет, как принимаются экономические решения на уровне этих ячеек и как они реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования на рынках отдельных товаров и проблемы частичного рыночного равновесия.

2.Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

 

Особенность экономической науки в отличии от экономической системы заключается в так называемой постановке вопроса. Экономика как наука акцентируется на вопросе «как?», а экономическая система – на вопросе «почему?».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: