Изучение речи в работах Выготского.




Язык и речь.

Между языком, речью и мыслью существует сложная цепочка взаимоотношений.

Язык является системой слов-значений, служащей описанию реальности. При этом между речью и языком иногда не проводят различий, рассматривая обе категории как способность людей пользоваться этой системой обозначений и сами акты пользования этой системой. Когда говорят о речи как об отдельном процессе, называют ее психофизиологическую и психическую сторону. К первой относится изучение органов и процессов речевосприятия и речепопрождения, а ко второй – рассмотрение речи как механизма мышления и средства коммуникации.

Языковая природа мышления подразумевает актуализацию определенного кода – не только общезначимого социального этнического языка, но и языка науки, математики, изобразительного мышления; человек использует трансформированные единицы мысли, может заменять знаки индивидуальными представлениями и т.п. Н.И. Жинкин предложил понятие Универсального предметного кода – как инструмента мышления, являющегося системой знаков, имеющих принципиально невербальную природу. В смысловом поле по Выготскому (структурные отношения объектов в интеллектуальном акте) внутренние слова кроме языкового значения несут смысловые выводы – ситуационно-личностное значение. Аналогично современный исследователь понимания речи (Zwaan 2015) говорит, что при использовании слова, в частности, абстрактного слова, его текущее значение определяется ситуацией, и само слово может служить меткой в рабочей памяти для накопления последующей информации о ситуационной конкретизации.

По одному из определений ассоцианистов, значение – это установленное путем внутреннего опыта объединение языкового представления с детально воссозданным внеязыковым представлением. Бихевиористы полагали, что значение суть отношение между знаком и деятельностью. Слову-знаку соответствует модель человеческого поведения. Значение рассматривается также как сумма операций, соответствующих данному термину.

История психологического изучения языка и речи.

Античные времена. Ключевым стал вопрос о соотношении предметов и их наименований. Одна школа считала, что обозначение определяется природой предмета, а вторая – уговором, соглашением общества. Первую точку зрения изложил Платон в диалоге «Кратил»: «у всего существующего есть правильное, врожденное имя». В дальнейшем, стоики развивали идею, согласно которой язык возник благодаря имитации звуков природы и эмоциональным выкрикам, выраженным междометиями, послужившим образованию слов. В том же диалоге Платона представлена и теория социального договора, объяснявшая явление многозначности и отсутствия обозначений для целого ряда вещей. Аристотель считал, что «природных» имен не существует, они получают условное значение, являясь символами (выделил части речи и их соотношение – элемент, слог имя, глагол, артикль, предложение, падеж). Более поздние античные школы занимались вопросами аналогии и аномалии. Аналогия: существует ли в языке какая либо закономерность. Аномалия: закономерностей нет, все зависит от капризов употребления, не совпадающих с общими правилами.

По сравнению с античностью Средневековье отличается застоем в области изучения языка: основным языком науки был латинский, и под грамматикой понималась только грамматика латинского языка. Начало сложившейся дискуссии связывают с именем Росцелина из Компьена (1050-1120), который выступил с утверждением, что действительным объективным существованием обладают только единичные вещи, тогда как общие понятия (универсалии) являются лишь «звуками голоса» и весьма косвенно связаны с самими вещами. Другие полагали, что обобщенные идеи - универсалии существуют в реальности.

С 16 века развивается т.н. «картезианская лингвистика». Рене Декарт полагал, что в основе нашего мышления лежат врожденные рациональные идеи: число, фигура, логические и математические понятия. Из этих идей возникает язык. Хорошо развитое мышление порождает ясный и логичный язык. Наиболее яркие представители – Антуан Арно и Клод Лансло. Они склонялись к идеи, согласно которой язык можно рассматривать как продукт соглашения между людьми. Также полагалось, что для всех языков существует общая логическая основа, от которой конкретные языки откланяются в большей или меньшей степени. Грамматика призвана выражать логику. В каждом языке можно выделить «ясные» и «сложные» значения. Первые логически упорядочены и воплощают мысль в языке, вторые, напротив представляют собой языковые выражения неупорядоченные, противоречивые, управляемые только обычаями. Этот «обиход» не всегда согласуется с разумом (например, собственные имена в одних европейских языках не нуждаются в артиклях, а в греческом, напротив). Тем не менее, являясь научной эта теория (второе название грамматика Пор-Ройяля) не видела идеи исторического развития языка.

Начиная с 17 века и по нынешнюю эпоху центральным становится вопрос зависимости языка от внутренних или внешних условий. В какой мере речь младенца развивается как усвоение речи окружающих или же основное значение имеют заложенные от рождения психические способности? Джон Локк отстаивает идею первенства внешних воздействий в усвоении языка, а Готфрид Лейбниц подчеркивает значение внутренних психических способностей. Локк – сенсуалист, и говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах», человеческая психика развивается на основе поступающих через органы чувств впечатлений. Слова – это удобные обозначения идей, назначение которых - быть понятными, они не отражают связи звуков с какими то ни было идеями. С помощью слов создаются абстрактные идеи, дающие возможность человеку продвинуться и стать высшим существом. Лейбниц добавил к фразе Локка «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах», «кроме самого интеллекта». Он развивал идею внутренних способностей, согласно которой душа изначально содержит в себе основания различных понятий, которые только пробуждаются внешними воздействиями. Изучал этимологию языков Азии, Африки, Исландии, составляя обширные списки семейства слов. Важнейшее достижение – язык рассматривался как средство постичь мышление и предпосылка создания новой логики, всемирного идеального логико-философского языка – инструмента исчисления. Этот язык объединил бы народы и выразил бы всякое знание – «искусство сноситься посредством общих знаков со всеми народами на земле». Слова должны не только передавать идеи, но и делать наглядными их соотношения. Все сложные понятия можно представить на основании простых. Словесные рассуждения могут быть соответственно заменены вычислениями.

В 19 веке на смену рационализма пришел романтизм. Язык – воплощение человеческого духа. Вильгельм фон Гумбольт, немецкий мыслитель, сформулировал следующие идеи:

- язык вообще есть проявление духовной человеческой силы, каждый язык неразрывно связан с духом народа, который на нем говорит, и с культурой. В этом смысле язык отражает развитие цивилизации (есть примитивные языки и высоко культурные, но каждый обладает своим достоинством). Различие языков – не только в звуках и знаках, но и в мировозрениях. Язык отражает не предметы, а понятия о них (слон в санкскрите – двузубый, дважды пьющий, снабженный рукой – обозначаются разные понятия, но один предмет). Язык теснейшим образом связан с мышлением: помогая человеку познавать мир, он и определяет, как будет происходить процесс познания.

Продолжатель идей Гумбольта – Александр Афанасьевич Потебня. Язык формирует мысль, является порождающим мысль механизмом. Построение предложений можно рассматривать как взаимодействие понятийных категорий. Язык представляет собой не сложившийся продукт, а деятельность, поток непрерывного словесного творчества. Поэтому слово обретает смысл только в речи, в которой обнаруживаются его свойства по отношению к другим словам. Нельзя найти двух человек, которые бы вкладывали одинаковое содержание в слово, поэтому полное понимание в процессе общения невозможно.

В творчестве Потебни просматривается линия «промежуточного мира» - мира, создаваемого языком, гипотезой Сепира-Уорфа. Это гипотеза лингвистической относительности развивалась в первой половине 20 века, согласно ей язык определяет мировоззрение и мировосприятие, влияет на когнитивные процессы.

Ф.де Соссюр высказал мысль, что язык предмет изучения лингвистики, а речь – психологии. Язык – надиндивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, переменчива, неустойчива. Язык – это грамматическая система, присутствующая у каждого в мозге. Речь психофизична и включает индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих, и акты фонации, необходимые для реализации комбинаций. Развивает учение о языковом знаке. Он определяется как «двухсторонняя психическая сущность», связывающая не вещь и ее название, а понятие и акустический образ – означаемое и означающее. Между ними произвольное соотношение: означаемое может быть выражено последовательностью любых звуков, что доказывается существованием разных языков. Знак существует благодаря традиции – он устойчив.

Важный вклад в психологическое изучение речи совершил И.П. Павлов: он развил идею о второй сигнальной системе как сложного физиологического механизма, осуществляющего речеязыковую деятельность. Павлов обратился к феномену слова, предположив, что оно несет в себе функцию сигнала, действующего в сфере ВНД. Это сигнал непосредственных сигналов, которые он обощает, абстрагируя от непосредственной реальности.

Современный этап в психологии речи начинается с работ Ч.Осгуда. Он предложил уровневую модель речевого поведения (предложение – его элементы – слова – слоги) и заложил основы психосемантики. В 1957 году он предложил количественный путь измерения субъективной семантики слов – метод семантического дифференциала. По экспериментальным данным универсальными шкалами, на которых можно разместить все значения, оказались оценка (плохой-хороший), сила (сильный – слабый), активность (активный – пассивный).

Следующий большой этап в психолингвистике связан с именем Н.Хомского и идеей универсальной грамматики. В мышлении человека при формировании высказывания складывается система суждений, выражающих значение высказывания – глубинная структура. Она состоит из системы абстрактных категорий. При посредстве специальных операций – грамматических трансформаций она образуется в поверхностную структуру, также состоящую из системы категорий и элементов – таких и в таком порядке, которые мы слышим в произносимой речи. И, наконец, далее поверхностная структура с помощью фонетических трансформаций преобразуется в звучащую речь. Свобода от воздействия внешних стимулов, связь грамматики с интеллектом, бесконечное разнообразие выражаемых высказываний составляют характерную черту языка.

В нашей стране развитие психолингвистики связывается, в первую очередь, с именем А.А.Леонтьева, разработавшего теорию речевой деятельности. Единицей психологического изучения речи являются элементарное речевое действие и речевая операция. Основные признаки речевой деятельности: предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическая (вертикальная) и фазная (горизонтальная) организация. Предметность деятельности: подчинение деятельности конечному результату – предмету; осуществление деятельности в конкретной предметной среде (с различными условиями). Предложил схему порождения речи:

- внутреннее программирование;

- грамматико-семантическая реализация (перевод программы на объективный код семантических признаков слова; формируется синтаксическая схема высказывания и акустико-артикуляционные признаки; созданные вариант высказывания соотносится с ситуацией);

-моторное программирование (порождение звучащей речи).

Изучение речи в работах Выготского.

Одним из интересов Выготского является соотношение речи и мышления. В одноименной работе Выготский указывает на различный генезис развития мышления и речи, и что отношения между ними не являются постоянной величиной. В филогенезе обнаруживается доречевая фаза интеллекта, а также доинтеллектуальная фаза развития самой речи. Но в процессе онтогенетического развития в какой-то момент мышление и речь пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Внутренняя речь, по Выготскому развивается путём накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребёнка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи и наконец, речевые функции усваиваемые ребёнком становятся основными функциями его мышления. А.А. Леонтьев о Выготском:

Появление языка (речи) перестраивает систему отображения предметного мира в психике ребенка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый принцип в организацию сознания ребенка. Предметность восприятия прямо детерминирована языком (речью). С одной стороны, построение человеческого сознания связано с развитием орудийной деятельности. Но, с другой стороны, на базе словесных значений, становящихся предметными, возникает система смыслов, которая непосредственно и конституирует сознание. При этом слово биполярно ориентировано, оседая значением в мысли и смыслом в вещи. Благодаря этому возможно оперирование "чистыми значениями" вне непосредственного практического действия, т.е. мышление, вообще теоретическая деятельность.

Развитие идеи значения в работах Выготского. Выделяется:

Динамический, процессуальный характер значения. Значение выступает у Выготского как "внутренняя структура знаковой операции" (1.160), как путь от мысли к слову и т.д.

Понятие предметного значения. Оно едва ли не первым очерчено именно Выготским - хотя аналогичные мысли есть у Рубинштейна, Узнадзе, Леонтьева, но они относятся к более позднему времени. В основе нового (мыслительного) способа оперирования с вещами, предметами, лежит словесное значение, слово как орудие социального контакта, общения. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей

Смысловое строение сознания. Понятие смысла выступает здесь у Выготского как "то, что входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком" (1.165)).

Социальная природа значения (знака). "...Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества" (6.56).

Знак, значение рассматривается как единство общения и обобщения.

Слово и действие объединены в единую психологическую систему

Любое высказывание зарождается в форме либо представления, либо эмоции, либо мысли. Затем происходит «оречевление» этого замысла. Чем совершеннее становится речь и мышление, тем более зависимыми они оказываются друг от друга. Основная идея: развитое мышление возникает в процессе интериоризации речи, в ходе социализации усваиваются значения слов. При этом познавательные процессы только часть процессов интериоризации, они подчинены личности, определяющей и регулирующей их. Формирование понятий в психике человека – на основе обобщения существенных признаков объектов и явлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: