Развитие речи в онтогенезе.




Данный отрезок онтогенеза — от 0 до 12— 14 мес. — обычно квалифицируется как предречевой, или дословесный. По его за­вершении у нормально развивающегося ребенка, как правило, появляются первые слова. Для описания данного периода (сен-со-моторного интеллекта, по Ж. Пиаже) удобно выделять в нем стадии, появление каждой из них связано с возникновением новых психологических возможностей младенца. В последующем изложении на каждой стадии будут выделены три основ­ные линии младенческого развития: а) двигательные проявления, б) формы обще­ния, в) вокализации. Томаселло (2008) предлагает узуальную (т.е. основанную на употреблении) модель усвоения языка. В возрасте одного года дети начинают усвоение, обладая двумя наборами когнитивных навыков – чтение намерений (включая навыки совместного внимания) и нахождение образцов (усвоение языковых конвенций, необходимых для создания собственных абстрактных схем).

На 1-й стадии (1-й месяц жизни ребен­ка) в поведении новорожденного преоб­ладают прирожденные рефлексы, и раз­витие идет за счет медленных пошаго­вых приспособлений простых рефлек­сов к условиям внешней среды.

Однако очень рано новорожденный обнаруживает зачаточные формы обще­ния с близкими. Так, пристутствие ма­тери уже в первую неделю жизни малы­ша оказывает успокоительное действие (Ляксо, 1997). На 2-й неделе ласковое голосовое обращение к ребенку, так­тильный контакт с ним начинают вызы­вать реакцию сосредоточения и замира­ния (Лисина, 1997). Крик и плач новорожденных являются биологически полезной функцией, помо­гающей окружающим понимать небла­гоприятные для новорожденного ситуа­ции и устранять их.

На 2-й стадии (обычно 2—4-й месяцы жизни) прирожденные рефлексы под вли­янием опыта и повторений преобразуют­ся, возникают первые простые двигатель­ные навыки. Механизмом возникновения новых возможностей Пиаже считает так называемые циркулярные реакции. Они состоят в том, что, совершив некоторую реакцию (порой случайно), младенец за­тем многократно повторяет ее. Гуление — это первичная циркуляр­ная форма голосовой активности малы­ша. Она свидетельствует о «пробуждении» и постепенном нарастании через повто­рение латентных двигательных программ.

Формы общения младенца со стар­шими на данной стадии становятся бо­лее явными, расширяется сфера их про­явлений. На 2—3-м месяцах жизни по­является так называемый комплекс оживления (Н.М. Щелованов). Ребенок реагирует на приближение взрослого ра­достным возбуждением, на лице у него появляется улыбка, моторика тела уси­ливается, возникают неоформленные вокализации. Первичные вокализации имеют спон­танный характер, проявляются у ребен­ка в состоянии спокойного бодрствова­ния. На слух они воспринимаются как гласноподобные звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых. Эти прояв­ления, очевидно, имеют чисто биологи­ческие основания, поскольку по всему миру дети гулят практически одинако­во, независимо от языкового окружения. Гулят и лепечут дети как нормально слышащие, так и глухие от рождения.

На 3-й стадии развития (приблизитель­но 5—8-месячный возраст) циркулярные реакции переходят во вторичную форму. Это понятие относится к более разви­тым поведенческим формам. Важным приобретением 3-й стадии становится возникновение первых форм преднаме­ренности. Она проявляется в нацелен­ности ребенка на объект, наличии про­межуточных действий, служащих сред­ством достижения цели, в произвольном приспособлении к новой ситуации.

Общение малыша с окружающими обнаруживает тенденцию к расширению своей сферы и появлению реакций, ко­торые могут быть сближены с предна­меренными.

В голосовых проявлениях младенца рассматриваемого возраста сохраняют­ся крик и плач, гуление переходит в форму, которую можно квалифициро­вать как лепетную. Особенность лепета в его зрелой форме составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неоднократное повторение малышом одного и того же или сходных слогов, например, та-та-та, па-па, ма-ба-ба и т.п.

Для 4-й стадии (около 9—12 мес.) ста­новится характерным отчетливое прояв­ление преднамеренных форм двигатель­ного поведения. Достаточно обычно те­перь для ребенка достигать поставлен­ной цели путем преодоления препят­ствия на своем пути.

В общении младенцев рассматрива­емого возраста с окружающими возни­кают и развиваются так называемые конвенциональные, или условленные, формы общения (Э. Бейтс, 1984). Мла­денец обращается к взрослому в поис­ках помощи, подает побудительные сиг­налы — хнычет, выражает беспокойство и т.п. Такого рода коммуникативные сигналы становятся затем постоянными и понимаемыми общающимися сторо­нами, т.е. конвенциализируются. Их внешнее выражение приобретает черты лаконичности, они как бы только наме­кают на желательное действие.

Голосовые проявления ребенка на данной стадии развития включают плач и крик в ответ на неприятные воздей­ствия, а в эмоционально нейтральной и позитивной ситуации — гуление и лепет. Дополнительно к этим феноменам об­наруживается значимое для речевого развития явление произвольной, хотя и неоформленной вокализации — «мла­денческого разговора-пения». Оно со­стоит в том, что малыш производит во­кализации различной аффективной ок­раски. «Младенческое пение» заверша­ет формирование дословесного «комму­никативного каркаса» у маленьких де­тей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: