ВВЕДЕНИЕ
Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целями художественного образования на современном этапе являются:
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
|
- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
|
Содержание художественного образования включает:
- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
- формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
- начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.