Пензенский казачий институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» г. Пенза




Потапова С.Н.

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Пензенский казачий институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» г. Пенза

 

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в мотивационной сфере личности.

Кроме того, научно-технический прогресс, отразившийся на производстве, сопровождается изменением условий труда. А именно, происходит повышение сложности, ответственности и опасности трудовой деятельности, увеличение физических и психических нагрузок и, как следствие, возрастание требований к специалисту определенной сферы – к его профессиональной подготовленности, высокой мотивации, способностям, стрессоустойчивости и т.д.

Особенно это важно для профессий, связанных с интенсивными, напряженными условиями труда. Так работники локомотивных бригад ОАО «РЖД» выполняют свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях, в условиях повышенной опасности и ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей. Поэтому особо значимым является изучение тех мотивов, которые доминируют в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Проблема мотивации деятельности всегда интересовала зарубежных и отечественных ученых, среди которых можно отметить: Д. МакКлелланда, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Э. Лоулера, Р. Уотермена, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, В.А. Ядова и других. К числу современных отечественных ученых, которые внесли вклад в изучение этих вопросов можно отнести Н.А. Волгина, Б.М. Генкина, В.И. Герчикова, А.Л. Жукова, В.А. Иванникову, А.Я. Кибанова, Ю.П. Кокина, М.И. Магура, Ю.Г. Одегова, С.А. Шапиро, Р.А. Яковлева и ряд других.

В целом, мотивация профессиональной деятельности – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Функция мотивации профессиональной деятельности заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы влияния активизируют работу сотрудников, повышают эффективность всей системы управления организацией [3].

Профессиональная деятельность человека имеет полифункциональный характер. Ведущий мотив не только выполняет функцию наиболее сильного побуждения и направления трудовой деятельности, но и придает этой деятельности особый личностный смысл, проявляющийся в отношении к труду, качестве трудовой деятельности. Учет этого обстоятельства при организации системы стимулирования труда, как показывает практический опыт, позволяет добиться формирования ответственного отношения к труду, высокой его эффективности.

Структура трудовой мотивации работника способна изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. В зависимости от преобладания внутренних или внешних, положительных или отрицательных мотивов будут меняться результаты деятельности работника локомотивной бригады, а также снижаться или повышаться ответственность за более точное выполнение предписанных трудовых действий и операций, за перевозимые материальные ценности, а также за жизни других людей.

В настоящее время деятельность работника локомотивной бригады сопровождается воздействием ряда неблагоприятных факторов [7]. Она протекает на фоне постоянного и значительного нервно-эмоционального напряжения, обусловленного сознанием огромной ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, за материальные ценности, за проезд запрещающих сигналов, за обеспечение графиков движения.

Кроме того, на каждом этапе профессионального развития работников влияние внешних и внутренних мотивационных факторов различно. Так, по замечанию В.А. Бодрова и В.Я. Орлова, с увеличением профессионального стажа работников локомотивных бригад повышается их неудовлетворенность размером заработной платы, объемом требований, что значительно снижает мотивацию к работе. Наиболее остро данная проблема затрагивает работников локомотивных бригад со стажем работы от 10 до 20 лет. Отношение работников локомотивных бригад к выбранной профессии, оценка ее как престижной, чувство удовлетворения сделанным в свое время выбором, оказывает решающее влияние на мотивационную составляющую их трудовой деятельности, по сравнению с которым материальная сторона вопроса в некотором роде отступает на второй план, хотя она также значима для работников локомотивных бригад [2].

В нашем исследовании мы сделали акцент на изучении показателей мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги», а именно внутренней мотивации деятельности, внешней положительной мотивации, внешней отрицательной мотивации; доминирующей мотивационной тенденции (стремления к успеху или избегания неудач); степени готовности к риску; мотивационной направленности личности.

Недостаточная изученность значимости мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» обусловила выбор темы данного исследования.

Целью нашего исследования стало изучение мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги». Нами было выдвинуто предположение о том, что у работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» с разным стажем профессиональной деятельности существуют различия трудовой мотивации.

Эмпирическое исследование проводилось на базе лаборатории психофизиологического обеспечения НУЗ «Отделенческая клиническая больница на станции Пенза» ОАО «Российские железные дороги». В исследовании принимали участие работники локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» в количестве 40 человек. В первую группу вошли 20 работников, стаж профессиональной деятельности которых от 3 до 5 лет. Вторую группу составили 20 работников, стаж профессиональной деятельности которых более 10 лет.

В исследовании применялись специально подобранные методы и методики для изучения мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад.

Таким образом, подведем итоги сравнительного анализа.

При рассмотрении показателей мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» с разным стажем профессиональной деятельности можно отметить, что работники локомотивных бригад со стажем профессиональной деятельности от 3 до 5 лет отличаются преобладанием внутренней и внешней положительной профессиональной мотивации.

Работники локомотивных бригад со стажем профессиональной деятельности более 10 лет отличаются от работников другой группы выраженной внешней отрицательной профессиональной мотивацией.

В целом, изучая показатели мотивации профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги», а именно внутреннюю мотивацию деятельности, внешнюю положительную мотивацию, внешнюю отрицательную мотивацию; доминирующую мотивационную тенденцию (стремление к успеху или избегание неудач); степень готовности к риску; мотивационную направленность личности, мы определили различия в уровне внутренней профессиональной мотивации, внешней положительной профессиональной мотивации, внешней отрицательной профессиональной мотивации, в значимости показателей жизнеобеспечения, комфорта, общей активности, творческой активности, социальной полезности, а также в проявлении общежитейской и рабочей направленности.

Таким образом, полученные выводы подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что у работников локомотивных бригад с разным стажем профессиональной деятельности существуют различия трудовой мотивации.

Список используемых источников

1. Акимова А.Ю. Ответственное отношение к здоровью как фактор повышения надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3 (1). – С. 355–362.

2. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. – М., 1998. – 288 с.

3. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент. – СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1992. – 425 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

5. Камалтдинова Р.М., Гунбина С.Г. Система мотивации как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 96.

6. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 368 с.

7. Сериков В.В., Закревская А.А. Исследование влияния условий труда на мотивационную составляющую профессиональной деятельности работников локомотивных бригад // Международный журнал экспериментального образования. – №5. – Психологические науки. – 2014. – С. 93-96.

8. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 116-132.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: