«Танец в парах» (для детей 4–7 лет)
Задачи:
· развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта;
· развивать умение устанавливать положительные взаимоотношения.
Игру можно проводить с несколькими детьми на семейных праздниках, различных развлекательных мероприятиях.
Взрослый предлагает детям стать по парам лицом друг к другу. Можно образовать пары из взрослого и ребенка (например, мама и сын). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние — ведущий следит за тем, чтобы пары распределились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем взрослый дает каждой паре по плотному листу бумаги (у всех должны быть листы одного и того же размера и плотности — обычно используются стандартные листы бумаги формата А4 максимально возможной плотности). Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например, вальс), и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно предложить детям поменяться парами и продолжить игру.
С целью внесения элемента новизны можно предложить партнерам удерживать во время танца воздушный шарик или мягкую игрушку.
«Волшебные руки» (для детей 5–6 лет)
Задачи:
· содействовать оптимизации взаимоотношений путем стимулирования телесного контакта между членами семьи;
· способствовать преодолению дошкольниками эгоцентризма, эмоциональной отгороженности.
|
Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:
— Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «камнем»?
Для ребенка можно дать образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю...».
Важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?
«Ладонь друга» (для детей 5–6 лет)
Задачи:
· содействовать оптимизации взаимоотношений ребенка со взрослыми, детьми посредством стимуляции телесного контакта, углубления интереса к партнеру по общению;
· способствовать преодолению застенчивости, замкнутости.
В игре принимает участие четное количество игроков. Это могут быть пары детей или взрослый с ребенком. Они размещаются за столом, на диване, ковре — как удобнее. Можно включить приятную музыку.
Взрослый: «Посмотри на свою руку, как много интересного таит она в себе. Сейчас мы отправимся в путешествие по нашим рукам! И в этом путешествии мы будем сопровождать друг друга. Мы будем открывать тайны своей страны-ладони, покажем широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на своей руке».
|
Затем взрослый показывает ребенку линии и их пересечения, бугорки и впадинки на своей руке. Так родитель дает образец позитивного взаимодействия с партнером.
По окончании игры взрослый может спросить у ребенка:
– Что ты чувствовал, когда «вел» меня по своей руке?
· О чем хотелось рассказать, что показать, а что — скрыть, спрятать?
· Приятны ли тебе были мои прикосновения?
· Что чувствовал, когда путешествовали по моей руке?
· Что нового узнал?
· Приятны ли были прикосновения к моей руке? Расскажи об этом.
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребенка станет богаче, если ему удастся поиграть с каждым членом семьи.
Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.
«Тень» (для детей 4–7 лет)
Задачи:
· формировать у ребенка ориентацию на другого;
· развивать наблюдательность, взаимопонимание, внутреннюю свободу и раскованность.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Взрослый предлагает ребенку поиграть в «путника» и его «тень». «Путник» идет через поле, за ним (на два-три шага позади) идет «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Первоначально взрослый принимает на себя роль «путника», выполняет разные движения: «нюхает цветок», «приседает», «скачет на одной ноге», «останавливается и смотрит из-под руки» и т. д. Затем предлагает ребенку побыть в роли «путника».
|
На роль тени желательно как можно чаще приглашать эгоцентричных дошкольников, на роль путника — детей неуверенных, застенчивых, испытывающих трудности в общении со сверстниками.
«Угадай, что изменилось в выражении лица»
(для детей 3—6 лет)
Задачи:
· развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека (взрослого, ребенка) по выражению его лица (познавательный компонент эмпатии);
· способствовать преодолению застенчивости, скованности путем стимулирования выразительности мимики у детей.
Взрослый предлагает ребенку определить, что выражает его лицо (изображаться может любая доступная пониманию детей дошкольного возраста эмоция: радость, удивление, страх и др.). Ребенок высказывает свои предположения. Когда эмоция определена, родитель спрашивает, в каких ситуациях лицо человека принимает такое выражение. Затем взрослый предлагает ребенку изобразить данную эмоцию. После этого взрослый закрывает лицо листом бумаги (платком или др.) и говорит: «Угадай, что изменилось в выражении лица». Затем опускает лист, и ребенок определяет, что сейчас выражает его лицо (изображается уже другая эмоция). Игра повторяется в той же последовательности. Затем взрослый предлагает ребенку самому задать (придумать) эмоцию.
«Через стекло» (для детей 5–7 лет)
Задачи:
· развивать невербальные средства общения;
· способствовать преодолению застенчивости, замкнутости;
· развивать наблюдательность.
Взрослый предлагает ребенку с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:
· У меня болит горло.
· Ты забыл надеть шарф, а на улице холодно.
· Яхочу пить, принеси мне стакан воды.
· Ты хочешь со мной порисовать? и т. д.
Ребенок сам может придумать ситуации для передачи жестами и мимикой. Заранее обсудив ситуацию с взрослым, ребенок может изобразить ее сверстникам, а те попытаются определить, что же это за ситуация. Целесообразно сначала привлекать к изображению ситуаций детей с наиболее выразительными движениями, мимикой, а затем постепенно важно активизировать и застенчивых, замкнутых дошкольников.
«Рукавички» (для детей 5–6 лет)
Задачи:
· развивать коммуникативные умения (умения устанавливать контакт, согласовывать свои действия с действиями другого, сотрудничать);
· содействовать оптимизации взаимоотношений с партнером по общению.
Для игры предварительно изготавливаются из бумаги рукавички, по одной паре рукавичек для каждой пары участников. На каждой паре рукавичек изображается свой орнамент, но не раскрашивается.
В игре может принимать участие вся семья, а также друзья ребенка. Взрослый разъединяет пары рукавичек и раскладывает их подальше друг от друга по комнате. Затем каждый выбирают себе по рукавичке и разбредается по залу в поисках своей «пары». Отыскав друг друга, пара отходит в сторону и с помощью трех карандашей разного цвета пытается как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички. Побеждает та пара, которая действовала наиболее согласованно, дружно.
«Мост дружбы» (для детей 5–7 лет)
(модификация Е. П. Чесноковой)
Задачи:
· развивать эмпатию (ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, умение видеть и ориентироваться на позитивное в другом) у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей;
· способствовать преодолению нерешительности, скованности у застенчивых детей;
· содействовать оптимизации взаимоотношений в семье.
Взрослый показывает ребенку воздушный шарик (мяч) и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное, рассказывать друг о друге что- либо хорошее».
Взрослый и ребенок удерживают шарик лбами и говорят друг другу что-нибудь приятное (начинает взрослый), например: «Мне очень нравится так стоять, я хотел бы держать с тобой шарик очень долго», «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо танцевать (петь, рисовать, прыгать через скакалку и т. д.)», «У тебя красивое платье» и т. д. Если ребенок не идет на контакт «лоб в лоб», то вначале можно удерживать шарик носами, ладонями, большими пальцами и т.д. Можно предложить удерживать шарик с закрытыми глазами.
Важно стимулировать к участию в игре застенчивых, эмоционально отгороженных, эгоистичных, непринятых сверстниками детей.
«Передача предмета» (для детей 4–7 лет)
Задачи:
· содействовать оптимизации взаимоотношений, созданию дружелюбной, эмоционально теплой атмосферы в семье;
· формировать у ребенка ориентацию на другого;
· способствовать преодолению замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения.
В игре могут принимать участие все члены семьи.
Какой-либо предмет (мяч, игрушка, сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов, пожеланий. Важно стимулировать ребенка на проявление творчества в общении.
«В слона» (для детей 5–6 лет)
Задачи:
· содействовать оптимизации взаимоотношений в семье, укреплению чувства привязанности;
· формировать у детей ориентацию на другого, умение действовать согласованно;
· развивать творческое воображение, чувство юмора у дошкольников.
Оптимальное количество участников в игре – трое. Взрослый объясняет ребенку, что когда он будет произносить слово «слон», ребенок должен изображать из себя различные части головы слона. Тот, кто будет находиться в середине, – это хобот. Он сгибается в талии и соединяет свои руки вместе, раскачивая ими из стороны в сторону наподобие хобота. Два других человека, расположившиеся по обе стороны от хобота, изображают с помощью рук левое и правое ухо. Когда слон качает хоботом, уши тоже раскачиваются взад и вперед.
-ситуативно-деловое общение
Саша (2г.6мес.) пытается включить музыкальный центр. Он многократно нажимает на кнопку «play», но музыки все нет. Малыш начинает беспокоиться, зовет на помощь старшую сестру Машу. Та приходит, подключает музыкальный центр к электросети (вставляет вилку в розетку) и нажимает на кнопку «play». Музыка заиграла, однако она не радует Сашу. Ведь он хотел САМ все включить! Мальчик плачет. Тогда сестра нажимает на кнопку «stop», и музыка замолкает. «Включи теперь сам», - предлагает Маша. Саша моментально прекращает плакать, с важным видом подходит к музыкальному центру и нажимает на кнопку «play». Музыка вновь заиграла, и на этот раз малыш ей очень рад. Ведь он САМ ее включил!
Миша (2г.8мес.) строит «поезд» из «вагончиков» - вкладышей, которые соединяются следующим образом: выпуклая фигура на прямоугольнике накрывается «окошком» такой же формы. Несколько «вагончиков» мальчик с легкостью соединил, но потом возникает заминка: Миша не заметил отличия между окошками форм круга и многоугольника. Он многократно пытается наложить окошко формы многоугольника на круг. Безуспешность попыток приводит малыша в отчаяние. На помощь приходит мама. Она показывает сыну, как правильно подобрать к фигуре окошко, указывает на отличия форм круга и многоугольника. Миша вновь строит «поезд» (мама помогает ему только в самых затруднительных ситуациях), рассаживает по «вагончикам» «друзей» - маленькие игрушки, и те «отправляются в путешествие».