Уверенности в себе, развития чувства самоценности, преодоление застенчивости, эмоциональной отгороженности, страхов у детей




ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Игры и упражнения на повышение уровня принятия себя,

уверенности в себе, развития чувства самоценности, преодоление застенчивости, эмоциональной отгороженности, страхов у детей

«Кто себя погладит так, как я?» (для детей 3–5 лет)

Задачи:

· формирование у детей позитивного отношения к своему телу, принятия себя, ценностного отношения к себе;

· преодоление скованности, застенчивости.

Взрослый в поле внимания ребенка (детей) выполняет действия контакта с собственным телом, сопровождая их речью. Ребенок (дети) повторяет за взрослым действия и комментарии к ним, а затем может предлагать и свои действия и комментарии (безусловно, нельзя использовать действия, стимулирующие нездоровый интерес к собственному телу).

Примеры игровых действий телесного контакта с частями тела:

· Руки: ладони, пальцы свои ласкаю, ощупываю и приговариваю: «Хорошие лапки, мягкие ладошки, как у кошки!». Жму руки себе, как будто здороваюсь сам с собой, и приговариваю: «Здравствуй,... (имя), здравствуй!».

· Щеки: надую щеки, слегка шлепну по ним ладонями и скажу: «Замечательные щечки, хорошие щечки!». Пощелкаю, побарабаню по надутым щекам и скажу: «Хорошая щечка не сдувается, как упругий барабан!» и т. д.

«Здравствуй, носик!» (для детей 3–6 лет)

Задачи:

· преодоление застенчивости, замкнутости у детей путем стимулирования тактильного контакта;

· стимулирование творчества в невербальном общении.

Ребенок становится напротив взрослого, который предлагает ему «поздороваться» друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями, коленками, пятками и др. Малыш может сам предлагать, какими частями тела «поздороваться» друг с другом.

Игру можно провести и с несколькими детьми (братьями, сестрами, друзьями-сверстниками). Каждый ребенок может здороваться с двумя ближайшими соседями – слева и справа.

«Поговорите с помощью собственного тела» (для детей 3–5 лет)

Задачи:

· развитие представлений ребенка о себе, формирование позитивного образа «Я», уверенности в себе; преодоление замкнутости, застенчивости;

· совершенствование невербальных навыков общения.

Побеседуйте с ребенком о том, каким образом можно говорить «да» и «нет». Объясните, что хотите поиграть с ним в игру, где он будет отвечать «да» и «нет» с помощью различных частей своего тела. Практикуйтесь в умении говорить «да» и «нет» с помощью рук, плеч, бедер, носка ноги и т.д. Задайте ребенку вопрос вроде: «Любишь ли ты мороженое?» Попросите, чтобы он отвечал на него с помощью локтей.

«Воздух» (для детей 3–6 лет)

Задачи:

· развитие саморегуляции дошкольников;

· преодоление детьми своих негативных эмоциональных состояний путем их отреагирования, снятие общей агрессии, напряжения.

Попробуйте использовать эту игру, когда ребенка нужно разгрузить от избыточной энергии, успокоить. Громко и четко произнесите приведенные ниже слова и предложите ребенку выполнять соответствующие движения:

Ударь воздух кулаком,

Толкни воздух ладошкой,

Пинай воздух ногами,

Обнимай воздух руками,

Гладь воздух по голове

Чисти воздух щеткой

Черпай воздух ладонями,

Бросай воздух подальше,

Лови воздух горстями.

Выполняются эти действия быстро и медленно, легко и с усилием.

Моделирование цветом «Я» (для детей 4–7 лет)

Задачи:

· развитие представлений ребенка о множественности его социальных ролей, осознание их и позитивное переживание;

· повышение представлений о собственной значимости, формирование чувства самоценности.

Взрослый предлагает ребенку «записать» (нарисовать или сделать аппликацию бусинок разного цвета) свое представление о себе с помощью цветных бусинок, чтобы получилось ожерелье. Ребенок говорит: «Я – Аня, я – дочь, я – мамина помощница, я – подруга Оли ит. д.» Каждое «Я» записывается кружочком выбранного им цвета на ниточке «ожерелья».

Важно обращать внимание на роли в разных социальных группах: в семье (родители, бабушки – дедушки, братья – сестры), «детском обществе», обществе в целом.

Затем обсуждается, какое ожерелье получились: длинное, короткое, яркое, веселое, грустное и т. д.

«Мне нравится в тебе то, что...» (для детей 3–6 лет)

(модификация Т.М. Недвецкой)

Задачи:

· формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, укрепление его веры в себя, в собственные силы;

· создание доброжелательной атмосферы в семье, оптимизация взаимоотношений.

В эту игру лучше всего играть ребенку с двумя родителями, а также и с другими членами семьи. Участники разбиваются на пары, становятся друг напротив друга, взявшись за руки, и говорят: «Мне нравится в тебе то, что...». Затем игроки меняются партнерами.

«Тряпичная кукла» (для детей 4–6 лет)

Задачи:

· развивать у дошкольников умение снимать эмоциональное напряжение, расслабляться;

· способствовать развитию саморегуляции детей.

Попросите ребенка лечь на спину на пол. Скажите ему, что каждый раз, когда вы называете какую-то часть тела, ему надо расслабить ее так, чтобы она становилась безвольной, словно у тряпичной куклы. Начните с пальцев ноги и продвигайтесь вплоть до головы. Не забудьте включить в этот процесс рот и глаза. В качестве фона целесообразно использовать негромкую спокойную музыку, которая усилит расслабляющий эффект.

 

«Нос – ухо - нос» (для детей 4–6 лет)

Задачи:

· развивать произвольность и саморегуляцию дошкольников;

· содействовать преодолению эмоционального напряжения, созданию позитивного настроения у детей.

Обращаясь к ребенку, взрослый говорит: «Указательным пальцем правой руки дотронься до носа и скажи при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «лоб», ты должен немедленно дотронуться до лба. Начали! Нос-нос-нос-УХО! Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, путая при этом ребенка. Игра вызывает эмоциональный подъем у ребенка, способствует появлению хорошего настроения.

«Ветер и снежинка» (для детей 4–6 лет)

Задачи:

· содействовать преодолению детьми эмоционального напряжения, замкнутости, проявлениям экспрессивности;

· развивать творческое воображение у дошкольников.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в «снежинку и ветер». Взрослый, например, изображает ветер, а ребенок – снежинку. Ветер изо всех сил дует на снежинку, а та ловко танцует, поддавшись порыву ветра. «Снежинок» (детей) может быть несколько, тогда получится веселый «снежный» танец. В качестве фона целесообразно использовать разнообразную музыку.

«Веселая свинка» (для детей 3–6 лет)

Задачи:

· содействовать преодолению эмоционального напряжения, замкнутости, созданию позитивного настроения у детей;

· развивать чувство юмора у дошкольников.

Эта веселая игра наверняка понравится вашему ребенку. В ней могут принимать участие все члены семьи. Для игры потребуется маленькая детская подушечка, розовая или белая наволочка, на которой фломастером нужно нарисовать глазки и пятачок свинки. Теперь под музыку свинку пускают по кругу, и каждый из участников передает ее другому. Когда музыка закончилась, тот, в чьих руках осталась свинка, громко хрюкает и получает какую-нибудь награду: конфету или печенье.

«Соломинка на ветру» (для детей6–7лет)

Задачи:

· способствовать преодолению детьми страхов, нерешительности, эмоциональной отгороженности;

· укреплять доброжелательные, доверительные отношения в семье, детской группе.

Игру целесообразно проводить с участием нескольких членов семьи. В ней может принимать участие как один ребенок, так и несколько детей. Взрослые образуют круг и вытягивают руки ладонями вперед. Ребенку предлагается роль «соломинки», он встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

На первом этапе роль соломинки ребенок может выполнять с открытыми глазами.

«Зеркала» (для детей 4–7 лет)

Задачи:

· развивать наблюдательность у детей;

· способствовать преодолению дошкольниками застенчивости, скованности, замкнутости;

· содействовать преодолению детьми эгоцентризма.

Игра проводится в парах. Первоначально взрослый выступает в роли ведущего. Представляется, что он пришел в магазин, где есть зеркало. Родитель встает напротив ребенка, который выполняет роль зеркала. Взрослый показывает движение, которое «зеркало» тотчас же повторяет. Разрешается показывать разные движения.

Важно как можно чаще роль ведущего предлагать и ребенку.

«Волшебная палочка» (для детей 3–4 лет)

(модификация Е. П. Чесноковой)

Задачи:

· содействовать преодолению нерешительности, скованности у застенчивых детей;

· развивать саморегуляцию у дошкольников.

Игр будет иметь успех на семейных праздниках, при организации детского дня рождения.

Под музыкальное сопровождение (желательно энергичную, веселую музыку, например, польку) дети двигаются по комнате, танцуют. Музыка прерывается, и взрослый с помощью «волшебной палочки» превращает всех детей в замерших животных (взрослый обводит «волшебной палочкой» играющих, и те принимают различные позы). Затем взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до какого-либо ребенка, тот «оживает», изображая задуманное им животное. Взрослый обводит играющих «волшебной палочкой», расколдовывая их и вновь превращая в детей. Дети угадывают, что за животное изобразил (т.е. в кого «превратился») ребенок. Угадавший становится ведущим. Не забудьте «расколдовать» ребенка из животного в человека!

 

«Связующая нить» (для детей 4–7 лет)

Задачи:

· развивать у детей умение осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

· способствовать преодолению дошкольниками застенчивости, замкнутости;

· содействовать оптимизации семейных взаимоотношений, укреплению эмоциональной привязанности.

Все члены семьи садятся на стульчики, расставленные по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим». Взрослый, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку (или другому члену семьи). Упражнение продолжается.

Когда все выскажутся и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит всех представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

 

«Моя ладонь» (для детей 4—5 лет)

Задачи:

· стимулировать самопознание ребенка;

· формировать представление о своей индивидуальности;

· способствовать становлению и развитию позитивного самовосприятия и самопринятия.

Взрослый и ребенок располагаются на ковре. Можно включить негромкую спокойную музыку.

Взрослый. Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Внимательно рассмотри свою правую ладошку. Рассмотри все линии, которые на ней есть. Найди самую длинную. Проведи по ней указательным пальцем левой руки несколько раз. Следи за движением своего пальца. А теперь попробуй проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодец!

Теперь найди на своей ладошке самую короткую линию и проведи по ней указательным пальцем левой руки. Сделай это движение несколько раз. Получилось? Молодец! А теперь повтори то же, но уже с закрытыми глазами!

Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуй свою руку. Обрати внимание, где и как пересекаются линии на твоей ладошке. «Пройдись» пальцем по местам пересечений линий. Постарайся запомнить их. Найди эти места на своей ладони с закрытыми глазами. Молодец! Но на твоей ладони есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у тебя. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотри их. Потрогай. Вспомни, как они появились на твоей ладони. Попробуй найти их с закрытыми глазами.

Рассмотри свои пальцы. Знаешь ли ты их «имена»? Какое имя носит самый короткий и толстый? А самый длинный? Рассмотри каждый свой палец, исследуй его с помощью другой руки. Постарайся запомнить свои пять пальцев.

Возьми лист бумаги и карандаш. Обведи свою правую руку. У тебя на листе получился контур твоей ладони. Чего на нем нет? Конечно же, ты прав, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок... Можешь ли ты их нарисовать? Давай попробуем!

После того, как ребенок нарисовал, родитель предлагает сравнить рисунки с оригиналом — ладонью ребенка! Изучается индивидуальность каждой руки. Проводится обсуждение игры, задаются вопросы о том, что вызвало трудности, что ребенок узнал о себе и своих руках интересного и нового, на что раньше не обращал внимания, а теперь увидел.

«Да и нет» (для детей 4—6 лет)

(К. Фопель)

Задачи:

· содействовать снятию у ребенка апатии и усталости, пробуждению его жизненных сил;

· способствовать преодолению дошкольниками застенчивости, нерешительности;

· развивать саморегуляцию;

· развивать чувство юмора у детей.

Взрослый предлагает ребенку встать лицом к нему и провести воображаемый бой словами. С помощи считалки или выбора решается, кто будет говорить слово «да», а кто — «нет». Весь спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом родитель и ребенок будут ими меняться. Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из участников спора не решит, что громче уже некуда. Тогда взрослый звенит колокольчиком – дает сигнал: остановитесь! Взрослый и ребенок делают несколько глубоких вдохов. Обращается внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

 

«Тух-тиби-дух» (для детей 5—7 лет) (К. Фопель)

Задачи:

· преодоление нерешительности, застенчивости;

· отреагирование детьми своего негативного эмоционального состояния.

Эта игра — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. В ритуале, предлагаемом детям для совершения, заложен комичный парадокс. Хотя ребенок должен по правилам произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время он не может не смеяться.

Взрослый. Я сообщу тебе сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начни ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется поговорить, остановись напротив мамы (папы, бабушки, братика или игрушки) и трижды, сердито-пресердито, произнеси волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжай прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайся перед кем-либо и снова сердито-пресердито произноси это волшебное слово. Чтобы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед тобой.

«Маски» (для детей 4—6 лет)

Задачи:

· способствовать отреагированию детьми своего негативного эмоционального состояния;

· содействовать преодолению дошкольниками тревожности, страхов.

Для игры необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем ребенок примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, ребенок и взрослый берутся за руки, улыбаются друг другу, плавно танцуют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: