В нижнем храме св. Пророка Илии находился белый мраморный иконостас с вызолоченными Царскими Вратами. Храмовый образ св. Пророка Илии был украшен драгоценными камнями и помещён в позолоченный бронзовый киот. Здесь же, в склепе нижнего храма, были погребены тела строителя храма, купца Ильи Кирилловича Савинкова (1825-1900), его супруги Елизаветы Михаиловны Савинковой (1829-1897) и первого ктитора церкви полковника Владимира Николаевича Шеншина (1861-1905). Это он, еще будучи ротмистром, был одновременно и прорабом храма своего родного полка, ежедневно хлопоча и распоряжаясь по его строительству.
"Полковник Владимир Николаевич Шеншин, произведенный в штаб-офицеры на вакансию умершего полковника Карафа-Корбута, бывший командиром эскадрона Его Величества на 200-летнем юбилее полка, — умер на должности заведующего хозяйством (помощника командира полка по хозяйственной части). Он скончался от какой-то тяжелой и долгой болезни в своем имении, а похоронен в нашей полковой церкви, как единственное исключение, за его особенную любовь к полку и огромную пользу, принесенную им в хозяйственной части и церкви полка. Полковник Шеншин и построил полковую церковь, найдя купцов супругов Савинковых, пожертвовавших на это нужные средства. Он был первым ктитором церкви. Похоронен в нижней церкви, где похоронены и жертвователи супруги Савенковы. Похороны полковника Шеншина были очень торжественны и на них присутствовало, можно сказать, все Царское Село. "14
Вся богатая утварь храма и ризы служителей были сооружены на средства офицеров полка.
Трудно сказать, знал ли Государь при закладке церкви, что ее алтарь был расположен на юг. Напомню, что над местом закладки был тогда раскинут огромный шатер, а под шатром — все части света одинаковы. Трудно сказать, почему до нас “дошел” совсем иной рисунок пола — причин тому тоже может быть множество. Трудно также сказать, почему был отстранен от работ арх. Курицын. В марте 1895 г. пристройка церкви была ему высочайше разрешена, а уже через три года (и тоже — в марте) этот архитектор “по независящим обстоятельствам не мог руководить окончанием постройки”.
|
Все почести и слава достались другому — архитектору Царскосельского Дворцового управления Сильвио Амвросиевичу Данини. Но Курицыну было чем гордиться. Владимир Николаевич оставил своему преемнику церковь, вполне выведенной под крышу, и законченную наружную облицовку, за исключением шатра колокольни и малых декоративных главок средней части храма и алтаря. Не прерывая хода работ, С. А. Данини завершил и дополнил начатое и сделанное предшественником, и уже 19 декабря 1899 г. эта церковь была торжественно освящена.
Освящение храма
19 Июля 1899 г. протопресвитером Военного духовенства Александром Желобовским был освящён нижний пещерный храм во имя св. Пророка Илии. Спустя пять месяцев, 19 (31) Декабря 1899 г., в Высочайшем присутствии был освящён и престол верхнего храма. Чин освящения также совершил Александр Желобовский в сослужении о. Иоанна Кронштадтского и множества местного духовенства, присутствовала императорская семья. Вскоре в церковь из Софийского собора были перенесены и полковые реликвии.
Освящение полкового храма лейб-гвардии кирасирского полка в Царском Селе было назначено на воскресенье, 19 декабря 1899 г. Накануне, в субботу, в 10 часов утра в новый храм из Софийского собора при участии всего полка были торжественно перенесены мундиры в бозе почивших Державных шефов полка и старые полковые штандарты.
|
Чуть позднее, в 6 часов вечера, в церкви было совершено всенощное бдение. Богослужение совершил Председатель Духовного правления протоиерей Григорий Стефанович Словцов в сослужении многочисленного духовенства, в присутствии офицеров полка и при пении хора полковых певчих. Священник И. И. Философов, перемещенный в Кирасирский полк в год “закладки церкви” (т. е. в 1894 г.), произнес также проповедь (в этот день, в счет былых и грядущих заслуг, ему был высочайше пожалован наперетный крест из кабинета Его Императорского Величества).
В день главного торжества, в воскресенье, в 11-м часу утра вокруг церкви были поставлены шпалерами кирасиры в шинелях и касках с орлами. В церкви собрались: духовенство во главе с о. Протопресвитером военного и морского духовенства Александром Алексеевичем Желобовским, полковые дамы, офицеры и старшие нижние чины полка, командиры частей Царскосельского гарнизона и особо приглашенные лица. С экстренным поездом из Петербурга прибыли: министр Императорского двора генерал-адъютант Фредерикс, товарищ обер-прокурора Синода сенатор Саблер, начальник главного штаба генерал-лейтенант Сахаров, временно командующий войсками округа генерал-лейтенант Васмунд и многие другие. (Надгробие генерал-лейтенанта Георгия Робертовича Васмунда, расположенное рядом с церковью на Казанском кладбище, — одно из немногих военных надгробий, сохранившихся с тех не очень далеких времен. Скоро, вероятно, разрушится и оно.)
|
Вскоре прибыли Великие князья и Их Величества. Государя и Государыню при входе в церковь встречало духовенство. Приложившись к кресту и приняв окропление святой водою, Их Величества в сопровождении Великих князей проследовали в алтарь, где присутствовали при сооружении престола. Чин освящения храма, совершенный о. Протопресвитером А. А. Желобовским в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским и другим духовенством, закончился крестным ходом при колокольном трезвоне и игре хора полковой музыки гимна “Коль славен”. Государь, Великие князья и свита сопровождали крестный ход вслед за о. Пропресвитером, несшим на главе св. антиминс. По освящении храма была совершена божественная литургия. По окончании богослужения Их Величествам был представлен престарелый создатель (жертвователь) храма — Илья Кириллович Савинков, и Государь пожаловал ему свою просфору. Этим и закончилось церковное торжество, но после отбытия Их Величеств для служившего духовенства и всех присутствовавших в церкви по русскому обычаю была предложена трапеза.
С января 1902 г. и вплоть до своей кончины настоятелем храма являлся протоиерей Александр Евфимиевич Гнедовский (1855 — 1912), которого на этом посту сменил священник Владимир Иоаннович Концевич (1870-1934?), прослуживший в нём вплоть до закрытия церкви в 1924 г.
В Кирасирском полковом храме отслужена панихида по корнету Александру Густавовичу фон Кеттену, убитому в бою.8
Тезоименитство ЕИВ Императора 6 декабря 1914 года совпало с полковым праздником 4 ИФ Стрелкового полка. В полковой церкви был отслужен торжественный молебен, на котором присуствовали все офицеры и дамы. Служил протоиерей А.Беляев.9
Смерть монтера при исполнении служебных обязанностей. Ежегодно к пасхе над входными дверями Кирасирского храма вывешиваются большими буквами надпись «Христос воскресе». Все это производилось полковым монтером в Страстную субботу, днем, когда ток электрического освещения на станции прекращается. В настоящем же году эту работу исполнил монтер одной из конных сотен, расположенной в кирасирских казармах бригады конного ополчения, и не днем в субботу, а вечером, когда ток был пущен. Монтер, как говорят, взобрвшись на крышу церкви, подскользнулся. Желая удержаться, он схватился голыми руками, без резиновых перчаток, за находишиеся на крыше провода и был моментально убит эл.током.11
В виду предупреждения случа, когда погиб монтер на Кирасирском храме и во избежания повторения таких несчастных случаев дальше электрическая станция составила особое расписание времени (на весь год) в продолжении которого воспрещается производить какие-либо работы на крышах дворов. Дальше идет расписание по месяцам.12
До закрытия храма в нём хранились следующие святыни:
Серебряный, вызолоченный крест с надписью: «Каширского земского войска сотенный титулярный советник Василий Каблуков, с товарищами, собрав 100 р. препроводил оные в лейб-Кирасирский Его Императорского Величества полк, для доставления храбрейшему из нижних чинов, в отличной полка атаке при г. Пултуске 1806 г. под предводительством шефа, генерал-майора Сергея Кожина, который 1807 г. 29 мая, под Гейльсбергом убит. Храбрый незабвенный Кожин не нашел храбрейшего, и отвечал г. Каблукову, благодаря, что в Высочайше вверенном ему полку все равно отличались, и так не угодно ли на иной предмет — памятник в полковую церковь обратить сии 100 р., на что г. Каблуков согласился, и сей крест, с присовокуплением более денег, ныне шефом генерал-майором, бароном Будбергом, сделан в Петербурге 1815 г. августа 6 дня»
Евангелие в сребропозлащенном окладе с надписью: «Сие Евангелие сооружено к столетию полка, содействием генерал-майора Петра Ивановича Кошкуля, старанием полкового священника и кавалера Алексея Садовского, 1833 г. июня 21»
Полковой образ святителя Николая, в сребропозлащённой ризе, сооружённый П. И. Кошкулем в 1824 году
Полковой образ святого Иулиана Тарсийского, в серебряной, с золотом, ризе, написанный на кипарисе
Штандарты Кирасирского (1817) и Драгунского (1804) полков
Несколько пар облачений для священника и диакона, пожертвованных императорами
Кираса Николая I
Полковые мундиры шефов
Новый товарищ Председателя царскосельского отдела общ-ва трезвенников. Вместо отправившегося на войну добровольцем С.П. Шуванова единогласно выбран священник штаба 59 конной бригады гос ополчения иеромонах отец Серафим Чурчинский. Помещение трезвенников по Саперной улице дом Шуванова, где о. Серафим ведет по воскресениям и праздникам беседы и богослужения в полковой Кирасирской церкви. 9
Январь 1915. Император, согласно определению Священного Синода соизволил на сопричисление священника церкви ЛГ Кирасирского полка Владимира Концевича к ордену Анны 3 степени с мечами.10
После 1917
После Октябрьского переворота церковь стала приходским храмом. В мае 1923 г. с шатровых куполов храма были сняты орлы, а в Марте 1924 г. по постановлению Леноблисполкома (официальное постановление ВЦИК датировано 2 Июня 1924 г.) он был закрыт и превращен в склад воинской части. Внутреннее убранство храма и иконостас были уничтожены.
Большая часть икон, в том числе и храмовый образ се. Пророка Илии, в Июне 1924 года были сданы в Управление Детскосельскими дворцами-музеями.
После закрытия храма внутреннее убранство и иконостас были уничтожены. Большая часть икон была передана в Управление Детскосельскими дворцами-музеями. Здание использовалась для хозяйственных нужд воинских подразделений, в том числе стоявшего в бывших казармах Кирасирского полка 22-го Воронежского кавалерийского полка.
Причудливо переплетается история дней минувших и дней нынешних. В 1928 г. в здании казарм 4-го стрелкового полка, находящихся возле разграбленного кирасирского собора, рядом с приделом Святого Ильи Пророка, формировался и обучался первый в нашей стране батальон Воздушно-десантных войск. Первый выброс наших десантников состоялся в день святого Ильи Пророка 2 августа 1933 г., который стал днем ВДВ в СССР и в России. Недаром сегодня российские десантники считают св. Илью своим покровителем.
В 1933 г. о. Владимир Концевич по сфабрикованному обвинению был арестован органами НКВД, приговорён к 10 годам лишения свободы и выслан в Казахстан, где, по некоторым сведениям, вскоре и умер.
Оккупация Пушкина
В период оккупации Пушкина церковь заняли части испанской Голубой дивизии. Здание церкви во время оккупации серьезно не пострадало.
В октябре 1946 года военный городок лейб-гвардии Кирасирского полка занимают управление и части 2-й гвардейской Перекопской Краснознаменной ордена Суворова II степени артиллерийской дивизии. Здание церкви было превращено сначала в каптёрку, а потом в производственные мастерские, что довело его до нынешнего плачевного состояния.
Верующие направили ходатайство об открытии храма, но Ленгорсовет отклонил его 10 января 1949 года