В настоящее время одним из основных факторов риска смертности в мире является недостаточная физическая активность (четвертый по значимости фактор риска глобальной смертности). Низкая физическая активность является причиной таких заболеваний как ишемическая болезнь сердца в 30% случаев, рак молочной железы, толстой кишки в примерно 25% случаев и сахарный диабет в 27% случаев. [https://www.who.int/dietphysicalactivity/pa/ru/]. В рамках текущего исследования ставилась цель проведения оценки уровня физической активности студентов медицинских ВУЗов и колледжей и проверка взаимосвязи между уровнем физической активности и учебной успеваемостью. Оценка активности проводилась на базе протокола IPAQ [https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16925881] по шкале оценки физической активности взрослых людей от 15 до 69 лет. Было опрошено 675 участников медицинского сообщества сети вконтакте - “Medicine Live (только для медиков)”. Только 10% студентов имеют низкий уровень физической активности. Остальные 90% участников опроса имеют средний и высокий уровень активности, что в свою очередь говорит о том, что студенты-медики в целом ведут активный образ жизни. Взаимосвязи между уровнем физической активности и успеваемостью не обнаружено.
Введение
Количество людей, проживающих в городах с каждым годом увеличивается [найти ссылку], и, если раньше люди занимались, преимущественно физической работой, то сейчас, все больше людей начинают заниматься интеллектуальным трудом, сидячими видами деятельности.
Помимо этого, многие жители России и СНГ употребляют в пищу нездоровые продукты (с различными химическими добавками, с избыточным количеством жира, соли и других промышленно переработанных продуктов). Также, стоит отметить, что у многих горожан установлен неправильный режим питания: из-за отсутствия времени и желания люди предпочитают различные перекусы, нежели полноценный завтрак или обед.
|
В результате данных причин количество людей с избыточной массой тела с каждым годом увеличивается, растет количество сердечно сосудистых заболеваний.
Одной из главных проблем на данный момент является ожирение. Количество людей страдающих ожирением стремительно растет во всем мире, с 1980 по 2014 год оно удвоилось. Уже в 2014 году около двух миллиардов человек на Земле старше 18 лет имели избыточную массу тела. Ранее эта проблема волновала лишь население развитых стран, но на сегодняшний день можно заметить, что этот вопрос затронул даже бедные страны.
В такой ситуации, крайне важно, сохранять высокий уровень физической активности. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения [https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_adults/ru/], более активные взрослые люди:
· «имеют более низкие показатели смертности от всех причин, ишемической болезни сердца, высокого кровяного давления, инсульта, диабета 2 типа, метаболического синдрома, рака толстой кишки и молочной железы, а также депрессии;
· сталкиваются с меньшим риском перелома шейки бедра и позвонков;
· проявляют более высокий уровень сердечно-сосудистого, дыхательного и мышечного здоровья; и
· с большей вероятностью поддерживают вес и имеют более здоровые массу тела и состав тканей.».
Не исключением являются и студенты медицинских ВУЗов и колледжей, как правило, проживающие в городах, занимающиеся в основном интеллектуальным трудом (посещение семинаров, лекций). Из-за высоких учебных нагрузок, зачастую, студентам почти не остается времени на что-либо другое, кроме учебы.
|
Цель работы: оценить уровень физической активности студентов медицинских учебных заведений и проверить наличие взаимосвязи между уровнем физической активности и учебной успеваемостью.
Методы
Опрос: Было опрошено 675 участников медицинского сообщества сети вконтакте - “Medicine Live (только для медиков)”. 90% аудитории сообщества – студенты-медики и медицинские работники. Опросник был предназначен для студентов мед. ВУЗов и колледжей и состоял из 10 следующих вопросов:
1. Ваш пол
2. Ваш возраст
3. Сколько дней в неделю Вы занимались интенсивной физической нагрузкой (длится более 10 мин и приводит к повышению пульса более, чем на 20%, например, бег, плавание, шейпинг)?
4. Сколько обычно длится Ваша интенсивная физическая нагрузка?
5. Сколько дней в неделю Вы занимаетесь НЕинтенсивной физической нагрузкой (длится более 10 минут, например, езда на велосипеде, спортивный игры; не включайте ходьбу)?
6. Сколько обычно длится Ваша НЕинтенсивная физическая нагрузка?
7. Сколько дней в неделю Вы ходите пешком (более километра)?
8. Какова обычная продолжительность Ваших пеших прогулок в течение дня?
9. Сколько часов в день Вы обычно проводите в сидячем положении (суммарно в транспорте, на учебе, дома)?
10. Средний учебный балл
С самим опросником можно ознакомиться по ссылке - https://docs.google.com/forms/u/0/d/1bCzQhSuJLecBLeRSt442QtRvt8Df-HRk4s7rWxI5r2w/edit?usp=forms_home&ths=true
|
Нормализация данных: При расчете баллов активности из опроса были удалены участники, указавшие:
· Суммарное количество часов интенсивных нагрузок, средних нагрузок и пеших прогулок более 16 часов в сутки
· количество часов интенсивной активности более 12 часов в сутки
· количество часов в сидячем положении более 16 часов в сутки
· средний учебный балл 2 или меньше
Также, в случае если какой-либо из показателей времени интенсивной активности, средних нагрузок или пеших прогулок превышал 180 минут в день, его значение принималось равным 180 минутам (в соответствии с рекомендациями Guidelines for Data Processing and Analysis of the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ)).
Расчет баллов физической активности:
Расчет баллов велся в метаболических минутах (MET-минуты). Метаболическая минута – объем активности, соответствующий сжиганию 1 килокалории для 60-килограммового человека.
Для каждого типа физической активности (высокий, средний, пешие прогулки) рассчитывался уровень МЕТ-минут в неделю путем перемножения количества минут нагрузки в день на количество дней данной активности в неделю. Итоговое значение умножалось на нагрузочный коэффициент (3.3 для ходьбы, 4 для активности средней интенсивности, 8 для активности высокой интенсивности). Подсчитывался суммарный балл по 3-м категориям.
Формула расчета выглядела следующим образом:
Шкала IPAQ разделяет участников на 3 категории по уровню физической активности.
1. Низкий (уровень активности недостаточный для попадания в группу “Средний” и “Высокий”)
2. Средний. Если выполняется хотя бы один из 3-х критериев:
a. 3 или более дней интенсивной физической активности не менее чем по 20 мин в день.
b. 5 или более дней суммарно неинтенсивной физической активности или пеших прогулок не менее чем по 30 мин в день.
c. 5 или более дней суммарно физической активности при общем уровне МЕТ-минут в неделю более 600.
3. Высокий. Если выполняется хотя бы один из 2-х критериев:
a. 3 или более дней интенсивной физической активности, дающих не менее 1500 МЕТ-минут в неделю.
b. 7 или более дней суммарно любого вида физической активности, дающих не менее 3000 МЕТ-минут в неделю.
Аудитория
Распределение участников опроса по полу и возрасту отображено на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Пол участников опроса. 2/3 участников опроса — женщины.
Рисунок 2. Распределение участников по возрасту. Большая часть аудитории находится в интервале от 18 до 25 лет.
Расчет и построение графиков проводилось с помощью пакета MS Excel 2013.
Статистическая проверка взаимосвязи переменных проводилась при помощью расчета коэффициента корреляции r-Пирсона.
Результаты
На рисунках 3-6 отражены результаты опроса. На рисунках 7-12 — рассчитанные данные на основе результатов опроса.
Рисунок 3. Количество дней в неделю, в которые участники занимаются интенсивной физической нагрузкой. Около 19% участников не занимаются интенсивной физической нагрузкой вообще, а около половины участников — 2-3 дня в неделю.
Рисунок 4. Количество дней в неделю, в которые участники занимаются неинтенсивной физической нагрузкой. Около 38% участников не занимаются неинтенсивной физической нагрузкой вообще, а около 18% — всего 1 день в неделю.
Рисунок 5. Количество дней в неделю, в которые участники ходят пешком более километра. Около 43% участников ходят пешком более километра каждый день, а около 30% менее 5 дней в неделю.
Рисунок 6. Количество часов в день в сидячем положении (суммарно в транспорте, на учебе, дома). В среднем около шести-восьми часов в день участники опроса проводят в сидячем положении.
Рисунок 7. Распределение студентов по уровню физической активности. Только 10% студентов имеют низкий уровень физической активности.
Рисунок 8. Распределение времени в сидячем положении в зависимости от возраста. Зависимости не наблюдается.
Рисунок 9. Распределение среднего учебного балла участников опроса в зависимости от балла физической активности. Зависимости не наблюдается.
Рисунок 10. Распределение суммарного времени физической активности (интенсивная + неинтенсивная + ходьба) в зависимости от возраста. Зависимости для студентов не наблюдается.
Рисунок 11. Мужчины имеют более высокий балл физической активности, чем женщины.
Рисунок 12. Зависимости среднего балла физической активности от уровня обучения не наблюдается.
Обсуждение
Около половины участников опроса занимаются интенсивной физической активностью 2-3 раза в неделю, что соответствует рекомендациям ВОЗ. Хотя около 19% участников не занимаются интенсивной физической нагрузкой вообще, что может пагубно сказывается на их здоровье (ухудшается состояние мускулатуры, увеличивается риск развития гипертонии, депрессии, ухудшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшается состояние костей и др). Также примерно 38% участников не занимаются неинтенсивной физической нагрузкой вообще, а около 18% — всего лишь 1 день в неделю. Можно предположить, что вследствие дефицита свободного времени, студенты предпочитают больше заниматься интенсивной физическую активностью, чем неинтенсивной.
В то время, как 43% участников проходят пешком более километра ежедневно, около 30% студентов ходят очень мало (менее 5 дней в неделю, в которых они прошли километр), что должно настораживать, так как прохождение человеком менее 5 тыс шагов в день связано с повышенными рисками для здоровья (https://ijbnpa.biomedcentral.com/articles/10.1186/1479-5868-8-79)
В среднем, участники опроса проводят около 6-8 часов в день в сидячем положении, что по всей видимости связано с тем, что студенты-медики тратят значительное время на учебы — сидя на семинарах, работая за компьютером, читая книги и т.д.
Только 10% студентов имеют низкий уровень физической активности по шкале IPAQ. Остальные 90% участников опроса имеют средний и высокий уровень активности, что в свою очередь говорит о том, что студенты-медики в целом ведут активный образ жизни и занимаются спортом.
Зависимости времени проводимого в сидячем положении от возраста, зависимости среднего учебного балла, от балла физической активности и зависимости суммарного времени физической активности (интенсивная + неинтенсивная + ходьба) от возраста для студентов не наблюдается.
Мужчины имеют более высокий балл физической активности, чем женщины, что говорит о активном образе жизни мужчин, чем женщин.
Зависимости среднего учебного балла от уровня физической активности также не наблюдается. Можно сделать вывод, что уровень физической активности никак не влияет на успеваемость студентов.
Выводы
Исходя из результатов исследования, можно порекомендовать студентам-медвузов и колледжей использовать все возможности, чтоб больше ходить пешком — заменяя поездки на транспорте пешими прогулками, гулять в свободное время. Помимо этого — продолжать вести активный образ жизни, правильно питаясь и не забывая периодически консультироваться у врачей по поводу состояния собственного здоровья.
Список литературы
<TBD>