При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
• создание в ходе обследования комфортных условий, установление эмоционального контакта;
• предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
• чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
• игровой характер заданий;
• учет уровня развития познавательной деятельности.
Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы, которая направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности, игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.
Важной задачей обследования детей 4—5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.
В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:
- хаотические действия;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы;
- практическое примеривание;
- зрительную ориентировку.
Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 – 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей шестого года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевую игру; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
· принятие задания;
· понимание условий задания;
· способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
· обучаемость в процессе обследования;
· отношение к результату деятельности.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определит не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т. е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционно-педагогической помощи каждому ребенку.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность.
В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.
У детей характер игры может быть представлен манипуляцией процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.
При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета.
В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т. д.)
Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оцениваются:
• проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции, высказывания и просьбы);
• выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру, или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
• адекватность использования игрушек, т. е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
• возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
• характер игры (однообразная, творческая);
• поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Отсутствие игры в ситуации обследования не является показателем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия — тогда можно думать о нарушениях развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше четырех лет говорит об отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте свидетельствует о выраженном отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учете других показателей говорит о снижении интеллекта.