Особенности проведения психологического обследования детей дошкольного возраста.




При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

• создание в ходе обследования комфортных условий, установление эмоционального контакта;

• предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

• чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

• игровой характер заданий;

• учет уровня развития познавательной деятельности.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы, которая направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности, игровой, а также типичных видов деятельности — конструирова­ния и рисования.

Важной задачей обследования детей 4—5-го года жизни явля­ется изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориен­тировочно-познавательных действий:

- хаотические действия;

- перебор вариантов;

- целенаправленные пробы;

- практическое примеривание;

- зрительную ориентировку.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 – 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей шестого года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевую игру; отражение сюжета в продуктивных видах деятель­ности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

· принятие задания;

· понимание условий задания;

 

· способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

· обучаемость в процессе обследования;

· отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, прово­димые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятель­ности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как про­блемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определит не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т. е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возмож­ность составить индивидуальную программу коррекционно-педагогической помощи каждому ребенку.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка яв­ляется его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста иг­ра — ведущая деятельность.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра ли­бо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает свое­образный характер. Характерными показателями при этом являют­ся отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей измене­ние характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.

У детей характер игры может быть представлен манипуляцией процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.

При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета.

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, направленные на конечный результат. При этом действие достав­ляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т. д.)

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает сте­реотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. При на­блюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

Оцениваются:

• проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции, высказывания и просьбы);

• выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру, или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

• адекватность использования игрушек, т. е. соответствие ис­пользования предмета его назначению (неадекватное ис­пользование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пыта­ется взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

• возможность организации и уровень самостоятельности иг­ры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

• характер игры (однообразная, творческая);

• поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключе­ния на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в ситуации обследования не является показа­телем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия — тогда можно думать о нарушениях развития. Отсутствие возможно­сти развернуть сюжетную игру у детей старше четырех лет гово­рит об отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте свидетельствует о выраженном отставании в раз­витии. Наличие этих особенностей при учете других показателей говорит о снижении интеллекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: