«Детский сад «Звездочка»
Любимый танец — это жизнь!
Не стой на месте, с музыкой кружись!
И мир вдруг станет лучше во сто крат,
И ты забудешь, был чему не рад!
Актуальность:
В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с разными музыкальными жанрами, я остановилась на подробном изучении танца. Дети по сути своей – непоседы и этот жанр им очень сильно понравился. Тогда я предложила ребятам посмотреть, как танцуют люди разных национальностей. Так родилась идея проекта «Танцы народов мира», в котором дети захотели найти ответы на вопросы: «Почему танцевальные движения у каждого народа свои?», «Почему у каждого танца свой костюм?», а также познакомиться с музыкой разных народов мира.
Во время сбора информации мы обратились к толковому словарю, чтобы выяснить, что же такое «танец» и «традиция». И вот, что мы узнали:
«Танец» - это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas - "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.
|
«Традиция» - (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Краткая аннотация:
Сочетания различных телодвижений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Мы стали смотреть видеофильмы с танцами. А также пробовали исполнять некоторые па из этих танцев.
Во время просмотра танцев ребята обратили внимание на особенности не только движений, но и национальных костюмов и причесок. Поэтому, мы решили более подробно изучить, из чего состоят национальные костюмы посредством наблюдения и просмотра кукол. А кое-кто из детей даже примерил костюмы на себя. Национальные костюмы очень впечатлили детей и на занятии по изобразительной деятельности ребята нарисовали портреты людей в национальных костюмах. А готовые работы мы разместили на нашей выставке.
Цель:
Знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора, ознакомление с различными видами танцев, которые могут передавать национальность, традиции, характер, эмоции человека.
Задачи:
воспитывать любовь и интерес к музыке, к танцу, к традициям разных народов мира;
|
развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, использовать воспитательное воздействие музыки;
развивать способности детей общаться с помощью танцевальных движений
учить распознать настроение других посредством танцевальных элементов;
узнать, что такое танец; познакомить с видами танцев
развивать фантазию и творческое воображение, образное мышление,
побуждать к активным, самостоятельным действиям, к танцевальной импровизации, выражая положительные эмоции.
учить эмоционально, откликаться и передавать самостоятельно в движении знакомые музыкально-игровые образы.
формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения независимо от национальности
привлечь родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству
Участники:
v Дети старшей и подготовительной групп;
v Педагоги;
v Родители.
Степень распространенности:
Представление проекта в МДОУ «Детский сад «Звездочка»
Публикация материалов проекта на интернет – сайтах;
Методы и приемы исследования: слушание музыкальных произведений, беседа, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, кукол в народных костюмах, примерка костюмов, исполнение традиционных элементов танцев, наблюдение, подготовка концертных номеров, анализ и обобщение результатов.
Сроки проведения:
долгосрочный (сентябрь 2016 года – ноябрь 2016 года)
1-й этап – подготовительный
2-й этап – практический (реализация намеченных планов)
3-й этап – заключительный (подведение итогов и внесение поправок в случае нерешенных проблем)
|
I этап - Подготовительный этап (сентябрь 2016)
№ | Мероприятие, деятельность | Краткое описание |
Поиск идей проекта | Изучение теоретической, и методической литературы по данному направлению. | |
Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование. | Проводится анкетирование родителей, беседы, вовлечение их в проект. | |
Подбор материала | Подобрать музыкальный, видео, фото - материал. | |
Разработка плана | Разработать план проведения мероприятий проекта. |
II этап – Практический (октябрь – первая половина ноября)
№ | Мероприятие, деятельность | Участники |
просмотр видеофильмов с различными танцами народов мира | Дети + педагоги | |
разучивание и выполнение танцевальных элементов национальных танцев | дети | |
выставка детских работ «Мы рисуем кукол в национальных костюмах» | Педагоги + дети + родители | |
подготовка и проведение открытой НОД «Танцы народов мира» | Педагоги + дети | |
показ музыкальных номеров на родительском собрании | Педагоги + дети + родители | |
оформление наглядного материала по теме «Искусство танца в воспитании и развитии ребёнка»; | Музыкальный руководитель | |
консультация для родителей «Народный танец – как элемент нравственного и художественно-эстетического воспитания ребенка» | Музыкальный руководитель | |
Конкурс кукол в национальных костюмах | Дети + родители |
III этап - Итоговый этап (вторая половина ноября)
Ø подведение итогов конкурса;
Ø награждение активных участников проекта;
Ø презентация проекта.
Результат работы над проектом:
§ узнать что такое «танец», что такое «традиция», как традиции могут передавать характер и настроение человека в танце;
§ изучить русский, испанский, армянский костюм, головные уборы и аксессуары;
· создание концертных номеров, пошив костюмов.
В заключение проекта мы сделали вывод, что культура каждого народа разнообразна и многогранна. Что нужно любить страну, где ты живёшь, чтить и передавать из поколения в поколение её традиции. А также нужно дружить с людьми из разных стран, делиться опытом и традициями и тогда будет мир во всём мире.
Список используемой литературы:
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов –М.: Просвещение, 1983.-208 с., нот.
2. Бодякина Т. П. Справочник музыкального руководителя № 3.- Москва: ЗАО «МЦФЭР», 2014г. - 80с.
3. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. Уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. Воспитание» - 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1989.- 270 с.: нот.
4. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.
5. Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. – М., Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
6. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 55с.
7. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
8. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пос. / Под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной. – М., Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
9. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
10. Смолянинова Н. И. Танцевальная культура народов мира. – Барнаул, 2002.