Этапы процесса востребования дебиторской задолженности.




По нашему мнению весь процесс по востребованию дебиторской задолженностью можно разделить на следующие этапы:

1. Начало работы с контрагентом.

Начинать работу с контрагентами необходимо с того момента, как был заключен договор с условиями об отсрочке платежа, даже если нет первичной информации о том, что этот контрагент может ненадлежащим образом исполнить свои обязательства в сроки, определенные договором.

На этом этапе специалисту, ответственному за работу с контрагентами, необходимо владеть информацией относительно «параметров» задолженности (наименование контрагента, обязательство, из которого возникла задолженность, предмет договора, срок его исполнения), которые непосредственно используются при оформлении сопутствующих документов.

Разумно уже до наступления даты оплаты по договору аккуратно напомнить контрагенту о предстоящем платеже. Например, при встрече или в процессе переговоров спросить у него получил ли он счет с реквизитами для оплаты, проверен ли этот счет, включена ли организация в график платежей, есть ли желание получить специальные условия по скидкам для лояльных клиентов и т.д.

2. Переговоры с контрагентом.

В случае неоплаты задолженности в сроки, предусмотренные договором, на следующий день после наступления срока платежа необходимо сделать звонок. В противном случае контрагент может подумать, что сумма задолженности для кредитора не важна, либо отсутствует соответствующий контроль за уровнем дебиторской задолженности.

На этом этапе важно настойчиво напомнить контрагенту о долге, указать об истечение сроков платежа, о сумме долга, о последствиях, которые могут возникнуть для него при несвоевременной оплате в соответствии с заключенным договором. При проведении переговоров особое внимание следует уделять психологическому моменту. У должника должно сформироваться убеждение о том, что у кредитора в распоряжении имеются все необходимые документы для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, либо исковое заявление уже подготовлено и будет направлено в арбитражный суд по истечению определенного (минимального) промежутка времени.

Если в определенные сторонами сроки по результатам первого звонка сумма долга не была погашена, то прежде чем перейти к следующему этапу действий кредитору целесообразно в течение трех последующих дней сделать повторный звонок и уточнить, в связи с чем задолженность не была оплачена.

3. Подготовка и направление претензии.

Если должник не соблюдает условия по оплате, следует перейти к другому этапу, так называемому, досудебному порядку урегулирования спора, который заключается в урегулировании спорных вопросов между кредитором и должником до фактической передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Досудебный порядок урегулирования спора применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров, либо такой порядок предусмотрен договором, заключенным между кредитором и должником. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда и без соблюдения данного порядка.

На данном этапе кредитор подготавливает и предъявляет должнику претензионное письмо. Претензионное письмо – письменное обращение к должнику с требованием кредитора об уплате долга по денежному обязательству, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы в определенный в претензии срок.

В свою очередь, должник может:

1. Ответить на претензионное письмо, выразив свое согласие с требованиями кредитора.

2. Отказаться от погашения задолженности, не соглашаясь с требованиями кредитора.

3. Вообще не дать ответ на претензионное письмо кредитора.

При первом варианте развития событий должник может выйти с предложением к кредитору о подписании соглашения, регламентирующего порядок погашения дебиторской задолженности. Здесь кредитору целесообразно оценить насколько рискованно для него предоставление отсрочки платежа данному должнику, при этом могут учитываться следующие критерии:

период работы с должником;

период деятельности (существования) самого должника;

объем накопленной дебиторской задолженности;

финансовое положение должника;

случаи неисполнения этим должником своих обязанностей ранее.

В случае нарушения должником условий соглашения о порядке оплаты долга, необходимо на следующий день после истечения срока погашения задолженности подготовить и направить в адрес должника повторное претензионное письмо, в котором указать окончательный срок погашения задолженности в добровольном порядке.

4. Подготовка иска.

Когда кредитору становиться ясно, что в добровольном порядке со стороны должника задолженность погашена не будет, целесообразно перейти к следующему этапу и подготовить исковое заявление о взыскании задолженности в судебном порядке.

Иск – предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.

5. Подача иска.

На следующей стадии, кредитор должен подать исковое заявление в суд путем направления его по почтовому адресу соответствующего суда заказным письмом с уведомлением о вручении, либо путем непосредственного предъявления иска в канцелярию суда.

6. Судопроизводство.

Под судопроизводством понимается процесс осуществления мероприятий по взысканию кредитором задолженности с дебитора в судебном порядке, то есть этот этап начинается с момента направления в суд искового заявления и заканчивается взысканием задолженности в судебном порядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: