МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Я. КИКОТЯ»
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ
Фомченков Г.В.
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОСТИТУЦИИ (XVIII - НАЧАЛО ХХ в.)
Руза
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе продолжают развиваться различного рода отклонения, в числу которых относится и проституция. Многовековое развитие этого явления указывает на его устойчивость, что, как представляется, вызвано двойственной природой человека, наличием в нем наряду с социальным биологического начала. В разные исторические эпохи менялись нравственно-этические и правовые нормы, представления о добре и зле, и пределы терпимости проституции и разврата становились темой многих дискуссий.
Времена меняются, но проблема проституции остается достаточно острой. В настоящее время в российском обществе продолжаются дискуссии о возможности или даже необходимости ее легализации. В этой связи высказываются различные точки зрения, в том числе мнения о том, что проституция должна быть исключена из перечня видов асоциального поведения.
Однако большинство исследователей совершенно справедливо считают проституцию социальным злом, которое способствует повышения уровня преступности в обществе. Так, например, Н.К. Мартыненко считает, что «проституция ведет к дестабилизации, разрушает общечеловеческие ценности, несет с собой паразитизм, преступность, алкоголизм, наркоманию, венерические заболевания, СПИД, деградацию личности, уничтожение на
ционального генофонда»[1].
Развитие проституции на ранних этапах российской
Российское государство развивалось настолько самобытно, что такое распространенное в мире ремесло как проституция здесь обошло внимание летописцев. Конечно, это не является доказательством ее отсутствия, как и отсутствием разврата. Разврат существовал повсюду на земле, не чужда ему была и Русь-матушка. Это подтверждается многочисленными историческими фактами, хотя однозначного ответа, когда именно в российском государстве появилась проституция как ремесло, исследователи не дают.
В древности у многих народов, в том числе у народов российского севера и Сибири обычным делом было предоставление гостю своих женщин для «освежения крови» в потомстве, что считалось вполне моральным, уважительным, а для придания силы в полезном деле кормили гостя лучшей едой[2].
Церковный (Стоглавый) собор 1551 г., на котором был принят свод церковного права – Стоглав, – открыто признал, что среди русского общества распространены блуд, прелюбодеяние и содомия. Причем, последней уделялось особое внимание в связи с ее распространением среди аристократической верхушки.полученную плату»[3].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в Московской Руси наряду с развратом существовала уже и проституция, так как простой разврат не предполагает вступление в сексуальные отношения за плату.
Существование проституции в Московском государстве подтверждается также изданными в то время нормативными правовыми актами, носящими запретительный характер, так как борьбе с так называемым «непотребством» уделялось большое внимание уже на ранних стадиях развития российского государства. М.Г. Кузнецов писал: «Правительство признавало существование проституции и в то время, но боялось признать ее неизбежною терпимою; все меры того времени, относящиеся к проституции, носят на себе карательный характер»[4].
Организационно-правовые основы деятельности полиции
по преследованию проституции в ХVIII – первой половине ХIX в.
Значительная роль в осуществлении государственных социальных мероприятий уже в начале XVIII в. отводилась органам государственного управления, в том числе полиции. Этот государственный орган являлся главным инструментом в осуществлении основной цели абсолютистского государства - благодетельствования обывателей. Круг вопросов, входящих в компетенцию полиции, которая, с точки зрения Петра I, «особливое свое состояние имеет»[5], оказался настолько широк, что легче было перечислить сферы, оставшиеся за пределами ее деятельности, чем те, о которых она имела «неустанную заботу».
С возникновением регулярной полиции борьба с «непотребством» стала одним из многочисленных направлений ее деятельности. Как справедливо отметил В.М. Архангельский: «Русское законодательство по примеру западно-европейских государств при устроении своих органов исполнительной полиции возложило на них наблюдение за проститутками относительно предупреждения производимых соблазнов»[6].
В Пунктах генерал-полицмейстеру от 25 мая 1718 г. содержалось указание «всех гулящих и слоняющихся людей... хватать и допрашивать», а также «все подозрительные домы, а именно: шинки, зернь, картежная игра и другие похабства, и о таких дворах подавать изветы или явки. И все велеть досматривать, дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были испровергнуты»[7].
Дублирование указов, направленных на пресечение и искоренение нищенства и проституции, свидетельствует о том, что полиция не справлялась с возложенными на нее обязанностями. Как представляется, прежде всего, это было вызвано нехваткой персонала, а также моральными качествами служащих полиции, которым также были не чужды «непристойные непотребности и пьянство».
В начале ХIX в. полиция все еще применяла карательные меры, направленные на запрет «непотребства» и преследование занимающихся им лиц. Несмотря на то, что репрессии в отношении проституток уже в последней четверти ХVIII в. были значительно ослаблены, император Павел I указом 1800 г. предписывал «развратных женщин, какие есть и впредь оказываться будут, в обеих столицах, отсылать прямо на Иркутские фабрики»[8]. Однако, деятельность полицейских служащих по розыску лиц, занимающихся проституцией, не была успешной.
Подводя итог, следует отметить, что с усилением и укреплением государства власть принимает на себя функции социальной защиты населения и материальной помощи нуждающимся, направленные, в том числе, и на предупреждение нищенства и проституции. При этом осуществление социальной деятельности правительство пыталось возложить на центральный общеадминистративный орган, формирующийся в этот период – полицию.