Лекция: Богословские школы постапостольского периода. Церковные писатели




В век апостольский изучение христианских истин не носило научного характера. Христианское учение принималось непосредственно верой и усваивалось без пособия каких либо теоретических доказательств его истинности. В последующие времена возникло желание привести христианское вероучение в систему, изложить его в логическом порядке, с развитием всех его частностей из одного общего основного начала и с должными доказательствами. Появилось стремление придать вероучению научную форму, не касаясь его содержания, что не было противно Евангелию. Побудило к этому и принятие христианства учеными язычниками. Они желали не только веровать, но и знать, почему следует веровать так, а не иначе. Этого же требовала, вместе с тем, борьба с языческой ученостью и гностическими системами. При появлении научного богословия сформировалось несколько школ – известных богословских центров, таких как:

- Малоазийская школа. Представителями её во время цветущего состояния были Свт. Ириней Лионский и Св. Ипполит Римский.

- Северо-африканская школа. Её представителями были: пресвитер карфагенской Церкви Тертуллиан, и Свт. Киприан, епископ Карфагенской.

- Александрийская школа. Христианское училище в Александрии (Египет), как полагают, было основано еще евангелистом Марком. Представители этой школы: Климент Александрийский (191-202), Ориген и Свт. Григорий Чудотворец.

- Антиохийская школа. Образовалась в конце III века. Основателями её были ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (ок. 290 г.) и св. Лукиан (312 г.).

В последующем в Христианской Церкви преобладали последние две школы: Антиохийская и Александрийская. Направление богословской науки в них разнилось. В Александрийской преобладал идеализм, наследованный от философии Платона, выразившийся мистицизмом в толковании (экзегеза) Свящ. Писания и глубокими умозрениями в разрешении догматических вопросов. Богословы Александрийской школы стали применять исключительно аллегорический метод. В Антиохийской, напротив, преобладал реализм (историзм), — основной принцип философии Аристотеля, — допускавший в Свящ. Писании преимущественно буквальный смысл и требовавший простоты и ясности в понимании христианских догматов. Чтобы лучше понять, эти две школы можно сравнивать с двумя жанрами в кинематографии: документальный (Антиохийская школа) и художественный (Александрийская школа).

Оба эти направления, доведенные до крайности, послужили основанием для развития в Церкви ересей в IV и последующих веках. Из Антиохийской школы вышли Арий (основоположник арианства), Феодор Мопсуестийский (основоположник несторианства) и другие. Александрийская школа породила ересь монофизитсва.

Жизнь церковного писателя древности была исполнена многими радостями, но и многими печалями. Их сочинения доставляли им честь, почет, славу, известность, друзей и почитателей, но в то же время порождали клеветы, неприятности, порицания и ожесточенных врагов. Они с таким благоговением относились к письменным рассуждениям по вопросам созерцательного и вероучительного богословия, что готовы были бы отказаться от этого дела, если бы необходимость и неотложные требования времени не побуждали их браться за перо (свт. Василий Вел. в письме к Магниниану). Писатель никогда не должен забывать, что единственная цель богословского сочинения «назидание читателей и слушателей» (Иероним Стридонский). В те времена церковные писатели имели живую уверенность, что за свои сочинения они должны будут дать отчет в страшном судилище. Свт. Киприан Карфагенский пишет Флоренцию Пупиану: «ты имеешь мое письмо, а я твое. В день суда и то и другое будет вслух прочитано пред судилищем Христовым». Уважение церковных писателей к своей деятельности производило должное впечатление на общество. Общество в свою очередь проникалось уважением к деятельности христианских авторов. Почитатели того или другого богословского таланта с искренней любовью обращались к нему, прося присылки его сочинений, причем присылали к нему своих переписчиков, которые должны были избавить автора от всяких хлопот по части изготовления просимых сочинений. Сочинения любимых и уважаемых авторов держали на видном месте в доме (Григорий Богослов в письме к Никовулу). Нередко случалось, что произведения богословского пера читались в храмах для назидания верующих. Публичное чтение сочинений более даровитых писателей сопровождалось аплодисментами со стороны слушателей. Для более успешного и беспрепятственного занятия литературной деятельностью и распространения своих сочинений в читающей публике, более ревностные христианские авторы сами набирали молодых людей и обучали их искусству писать быстро и каллиграфически. Так поступал Василий Великий желавший, чтобы его литературная деятельность развивалась с возможным успехом. Писцы в христианской древности употреблялись не только для записывания мыслей известного писателя под диктовку, но и для копирования авторских рукописей. Писчим инструментом у греков и римлян была трость - особенное растение, которое доставлялось из Египта и Малой Азии, так как здесь это растение было пористо и легко вбирало в себя чернила. Метод использования трости во многом схож с более поздним методом использования пера. Писали в основном на папирусе и пергаменте. Папирусная бумага приготавливалась из египетского растения – папирус. Пергамент – это кожа, выделанная так, что на ней становилось удобно писать, пергамент получил свое имя от имени некогда важного города Пергама, где изобретен этого рода писчий материал.

 

Чаше всего писали на папирусе, который был дешевле и доступнее чем пергамент. Пергамент использовался для более ценных заказов. Так Константин Великий захотел одарить вновь устроенные им храмы Константинополя великолепными экземплярами Св. Писания и велел сделать их из пергамента и украшать золотом.

В христианской древности церковные писатели брались за перо и принимались за исследование богословских вопросов во-первых, чтобы защитить вероучительные истины от критики язычников и от еретических новоучений, а во-вторых, по просьбе авторитетных людей или друзей. В языке той эпохи образовался даже специальный термин для обозначения лиц, которые производили давление на волю христианских авторов: их называли «подгонятелями», в наше время мы бы их назвали «заказчиками». К числу таких же возбудителей христианской литературной деятельности должны быть отнесены те любознательные христиане, которые в случае недоразумений по вопросам христианской веры, обращались к тому или другому христианскому ученому с просьбой разъяснить то или другое место Св. Писания, решить недоуменный богословский вопрос.

Христианские авторы нередко читали свои новые произведения своим друзьям и хорошим знакомым. Иногда интимный кружок первых слушателей нового литературного произведения из уст самого автора был весьма значителен по численности. Аудитория лектора походила на какое-либо собрание общества любителей духовного просвещения. Кирилл Александрийский говорит, что он свое сочинение о Св. Троице, вскоре по написании его, читал «епископам, клирикам и тем из народа, которые любят чтение». Об Иоанне Златоусте известно, что произносимые им в храме беседы частью издавал он сам, записав их для общего пользования, а частью уполномочивал на это скорописцев, записывавших его беседы во время их произношения. Случалось, что лица авторитетные к церкви, если им нравилось сочинение какого-либо христианского автора, то они употребляли зависящие от них средства к распространению достойного произведения. Любители богословской науки нередко не жалели даже значительных издержек, сопряженных с приобретением многочисленных литературных трудов известного любимого автора. Из приобретенных сочинений богословского содержания составлялись библиотеки, как церковные (общественные), так и частные (собственность отдельных лиц). Во II-V веках таких церковных библиотек было много, особенно в таких церковных центрах как Александрия, Рим, Антиохия, Карфаген, позже Константинополь.

Церковные библиотеки древне-христианской эпохи имели значение как наиболее надежные хранилища церковной литературы и служили важнейшим пособием для лиц, посвящавшим себя богословской науке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: