Минский Государственный Автомеханический колледж
Им. академика Высоцкого М.С.
Реферат
на тему: “ Ремонт шин.”
Подготовил: учащийся группы ЭА-68 Сальный В.В.
Проверил: Соловейко В.И.
Двухэтапный метод ремонта шин. Метод, при котором сначала сырой резиной выполняется наружный косметический ремонт повреждения методом горячей вулканизации, а затем после повторной зачистки внутрь покрышки "холодным" способом устанавливается пластырь. По рекомендциям фирм-производителей после ремонта 2-х этапным методом при температуре 20С покрышка должна отстояться не менее 48 часов. При снижении температуры окружающего воздуха увеличиваются и сроки ремонта. В России эта технология стала активно продвигаться с начала 90-х годов вместе с ремонтными материалами для холодной вулканизации и в настоящее время широко применяется в шиноремонтных мастерских. Сегодня накоплен достаточный опыт по применению этой методики, позволяющий обьективно оценивать ее преимущества и недостатки.
Ремонт покрышек этим методом можно проводить в любой придорожной мастерской, имея небольшой "С"-образный вулканизатор с плоскими нагревательными элементами малой площади. В России эти вулканизатры широко представлены продукцией зарубежных производителей и отечественными аналогами. К сожалению, несмотря на привлекательный внешний вид конструктивные особенности этих вулканизаторов не позволяют выполнять сложный ремонт шин и они больше подходят для косметического ремонта небольших повреждений шин. А для более серьезного ремонта нужны профильные нагревательные элементы большей площади, способные обжать весь ремонтный участок без деформации.
|
Одноэтапный метод ремонта шин. При нем горячая вулканизация сырой резины, применяемой для наружного ремонта, происходит вместе с вулканизацией уже установленного внутри покрышки пластыря. Процессы горячей вулканизации резины и вулканизации пластыря идут одновременно под давлением 2,4-4кг/см и температуре 130-160С. На ремонт легкового колеса этим методом требуется в среднем от 40 до 60 минут. Для грузовых шин необходимо 2-4 часа, в зависимости от толщины ремонтного участка. В современной мировой практике одноэтапный метод, как наиболее надежный, широко используется для ремонта грузовых и крупногабаритных шин, легковые шины так же рекомендуется ремонтировать этим методом. Ремонт легковых шин лучше всего производить на двухстоечном винтовом вулканизаторе с профильной греющей плитой и усилием прижима до 1500кг. Эта конструкция оказалась настолько удобной и эффективной, что сегодня начато производство усиленной модификации, разработанной специально для ремонта легковых шин одноэтапным методом.
Бесспорным и очевидным преимуществом одноэтапного метода перед 2-этапным является то обстоятельство, что после 40 минут ремонта по этой технологии прочность связи пластыря с покрышкой становится на 20-40% выше, чем она будет при 2-этапном ремонте даже после 48-часовой выдержки. Чтобы понять, почему одноэтапный метод настолько надежнее двухэтапного, нужно знать причины, от которых зависит качество ремонта.
Рассмотрим это на примере наиболее массового ремонта легковых шин. В большинстве случаев отрыв пластыря от покрышки происходит по адгезивному химическому слою. В исходном состоянии адгезивный слой пластыря представляет собой сырую резину, которую можно приклеить к покрышке, и она будет держаться только за счет клея и большой площади. Поэтому в случаях нехватки времени для полноценного ремонта следует устанавливать эластичный пластырь в 5-7 раз больше размера повреждения. Такой запас необходим, чтобы недавно установленный пластырь не отрывался во время эксплуатации. После того как пластырь приклеен к покрышке, его необходимо как можно плотнее прикатать роликом в двух направлениях от центра к краям, чтобы вытеснить воздух и увеличить площадь контакта с покрышкой. Тщательная прикатка узким роликом создает эффект вакуумирования, и одновременно в адгезивном слое, плотно соединенном с клеем-активатором, запускается процесс химической вулканизации, сопровождаемый постепенным нарастанием прочности адгезива и сшиванием его с покрышкой на молекулярном уровне. Но роликом можно надежно прикатать только тонкие 1-2 слойные пластыри, а многослойные пластыри продавить роликом вручную просто невозможно, и под ними остаются пустоты с воздухом, уменьшающие площадь сцепления пластыря. Для устранения этого недостатка можно воспользоваться пневмомолотком. При скорости 4500 ударов/мин молоток с силой вбивает пластырь в покрышку и интенсивно перемешивает химический слой пластыря с клеем, разогревая и уплотняя его, тем самым резко активизируя процесс химической вулканизации и создавая эффект присасывания. Использование пневмомолотка позволяет лучше выдавить из-под пластыря воздух и увеличить площадь контакта с шиной. Одновременно увеличивается плотность адгезива и снижается удельная нагрузка на адгезивный слой, выполняющий роль амортизатора (за счет увеличения площади сцепления пластыря с покрышкой при заполнении адгезивом микронеровностей, остающихся в покрышке после зачистки). Сразу после простукивания пластыря молотком прочность сцепления с покрышкой увеличивается в среднем на 30%, тогда как у пластыря, прикатанного роликом вручную, такое значение будет достигнуто только через 12 часов после установки
|
|
Серьезным неудобством двухэтапной методики ремонта является необходимость строгого соблюдения всей технологической цепочки, когда любое, даже незначительное нарушение технологии может явиться причиной брака. Как правило в условиях придорожного автосервиса это условие и не выполняется. Значительно проще все обстоит при ремонте шин одноэтапным методом. При этой методике исправить все ошибки, допущенные при подготовке, можно даже на последней стадии ремонта, когда покрышка с пластырем уже прогревается под давлением. И именно на этом этапе нагревания пластыря под давлением резко возрастает прочность соединения его с покрышкой. При 1-этапном ремонте прочность соединения пластыря с покрышкой всегда будет выше, чем при ремонте в 2 этапа. Как это происходит, станет понятно, если рассмотреть самые распространенные ошибки, допускаемые при ремонте шин, и способы их возможного исправления в ходе ремонта. Многие из них настолько привычны, что перестают восприниматься как ошибки, но последовательность таких незначительных на первый взгляд отклонений и может привести к браку. Характерные ошибки при ремонте шин
- Зачистка ремонтной поверхности зачастую производится абразивными камнями, оплавляющими верхний слой резины, который в дальнейшем теряет свои свойства и ведет себя как пластилин - чем больше нагревается покрышка, тем он становится мягче. Признаком таких необратимых изменений является появление дыма из-под фрезы. В этой ситуации необходимо заменить абразивную фрезу на карбидную или уменьшить прижим и скорость зачистки. При обработке резины наждачными шарошками обороты не должны превышать 2500 об/мин. При использовании металлической фрезы обороты могут достигать 22000 об/мин.
- При длительной работе пневмоинструментом, чтобы исключить попадание конденсата и масла на зачищенную поверхность, необходимо надеть на шлифмашинку кусок велосипедной камеры для отвода воздуха за пределы рабочей зоны. Тогда резиновая пыль не будет раздуваться по покрышке и ремонтная поверхность останется чистой.
- При зачистке ремонтной зоны узкими фрезами выступы на зачищаемой поверхности чередуются с углублениями, и в этих неровностях под пластырем остается воздух, а при промазывании клеем остается толстый слой. При использовании сферических фрез поверхность зачищается более равномерно, но требуется более мощная шлифмашинка с пониженными оборотами.
- При ремонте шин, в которые ранее была залита жидкость для устранения мелких утечек, зачастую требуется полное удаление с ремонтной поверхности разбухшего гермослоя, т.к. пластырь к такой поверхности не приклеивается.
- Плохое обезжиривание ремонтной зоны или использование непригодных для этой цели составов, содержащих присадки, ухудшающие свойства клея. Обезжиривать ремонтиуемую поверхность следует специальным буферным очистителем. Использование автомобильного бензина нежелательно из-за наличия присадок в его составе.
- Проблемы с клеем(самая распространенная причина брака):
а) Клей густой. Загустение клея происходит при испарении растворителя, в котором растворены все компоненты. При нанесении на ремонтную поверхность высокоактивный растворитель отвечает за разрыхление верхнего слоя резины, облегчая остальным компонентам проникновение внутрь покрышки и создание хорошо совместимого с пластырем слоя. При использовании загустевшего клея его компоненты проникают в покрышку на меньшую глубину и сцепление пластыря с поверхностью ухудшается. Хранить быстросохнущий клей лучше в холодильнике и доливать в расходную банку по мере надобности. Расходная банка должна быть широкой и низкой, с узким горлышком. По нашему мнению, самыми удобными для этой цели являются банки от клея Маруни (Japan).
б) Клей пересушен. Ситуация, когда после промазки ремонтной поверхности об этом забывают и вспоминают, когда клей уже пересох - знакома каждому. В таком случае не происходит плотного соединения пластыря с клеем и под ним остается воздух. Химическая вулканизация протекает вяло и не по всей площади пластыря. Если ремонт выполняется 2- этапным холодным методом, то ремонтную поверхность необходимо повторно промазать клеем. При 1-этапном методе этого можно не делать, т.к. при дальнейшем нагреве под давлением даже пересушенный клей не повлияет на качество ремонта.
в) Клей недосушен. В этом случае возможно сползание пластыря по клеевому слою и образование под пластырем газовых пузырей при высыхании клея. Причинами неравномерного высыхания клея являются: высокая влажность и низкая температура окружающего воздуха, холодная покрышка и жесткая кисточка. Для устранения этих причин необходимо в холодное время года место ремонта и пластырь предварительно прогревать до 40-60 С, а для равномерного нанесения клея лучше использовать мягкие и экономичные кисти от клея Маруни.
г) Старый клей. При несоблюдении условий хранения клея и в случаях попадания в него посторонних веществ происходит ухудшение его первоначальных свойств. Такой проблемный клей для установки пластырей на "холодную" непригоден, и его можно использовать только при одноэтапном ремонте, когда под действием температуры и давления химическая активность клея резко повышается.
д) Применение клеев разных производителей. Довольно часто шиноремонтники используют клеи различных производителей, не отмечая при этом никакой разницы. И если при работе с камерными заплатами разница в качестве клея не столь ощутима, то при более сложном и ответственном ремонте пластырями это несоответствие может явиться причиной брака. Мы провели рабочие испытания на совместимость расходников с клеями других производителей и можем рекомендовать к применению клей Tip-Top без снижения качества ремонта.
- В случае касания руками адгезивного слоя пластыря и использования пластырей со следами старения на них возникает разделительная пленка, ухудшающая клейкость. Для устранения этого явления достаточно перед установкой пластыря слегка промазать его клеем и просушить.
- Использование пластырей с подвулканизированным адгезивом в результате нарушения сроков и условий хранения. По рекомендациям ведущих производителей расходников температура хранения химических ремонтных материалов должна составлять 18 градусов. При несоблюдении этого режима возможны старение и подвулканизация химического слоя. Для проверки состояния химического слоя пластыря и его клейкости нужно согнуть пластырь пополам - адгезив должен слегка залипать и "бугриться" на месте сгиба. Если есть сомнения в качестве химического слоя, то такие пластыри следует устанавливать только 1-этапным способом.
Выводы:
При 2-этапном ремонте все перечисленные ошибки будут напрямую влиять на качество и в совокупности приведут к браку, при этом любая из перечисленных ошибок может оказаться решающей. Но при одноэтапном методе все обстоит значительно проще, и многие отклонения от технологии просто сходят с рук.
Выделим некоторые очевидные преимущества одноэтапного метода:
1. Время одноэтапного ремонта легковых шин составляет 40-60 мин. При этом сразу достигается прочность связи пластыря с покрышкой на 20-40% выше, чем она будет при "холодном" методе ремонта.(Сравните: при 2-х этапном методе время полной химической вулканизации пластыря при температуре 20 С составляет не менее 48 часов).
2. При прогреве под давлением происходит полное вытеснение воздуха из-под пластыря, и разогретый до эластичности химический слой равномерно заполняет неровности, остающиеся после зачистки, и соединение клея-активатора с адгезивным слоем пластыря происходит по всей ремонтной поверхности, превосходящей площадь пластыря в проекции. При установке пластыря на "холодную" под ним остается воздух, и его тем больше, чем неравномерней сделана зачистка и чем больше елейность пластыря.
3. При тепловом обжиме прощаются ошибки с плохим обезжириванием поверхности, нейтрализуются следы старения химического слоя, появляющиеся при длительном и неправильном хранении пластырей, а также следы от касания руками адгезивного слоя.
4. При этом виде ремонта можно использовать клеи различных производителей, и на ремонтируемую поверхность достаточно наносить один слой клея, т.к. при нагревании под давлением активность клея резко возрастает.
5. Одноэтапная технология "Термопресс" позволяет пластырем определенного размера с высокой надежностью ремонтировать повреждения больших размеров, чем при "холодном" двухэтапном способе.
6) При одноэтапной технологии возможно применение термопластырей, в случаях, когда адгезивный слой типовых пластырей не выдерживает рабочие нагрузки. Все перечисленные достоинства позволяют рекомендовать одноэтапный метод ремонта "Термопресс" как наиболее простой и надежный, лишенный каких-либо недостатков, для применения во всех регионах России.