Практическая работа №2
Цель: научится порядку построения тяговой характеристики локомотива и нанесению действующих ограничений.
Оборудование: ПТР, таблицы расчетов, лист миллиметровой бумаги.
Порядок выполнения работы:
1. Произвести расчеты Fk во всем диапазоне скоростей от 0 до Vконстр.
2. Произвести расчеты Fсц во всем диапазоне скоростей от 0 до 60 км/ч.
3. Построить FK = f(v) на миллиметровой бумаге с действующими ограничениями.
Содержание отчета:
1. Произвести расчеты Fk во всем диапазоне скоростей от 0 до Vконстр. И заполнить таблицу:
V км/ч | FK кН | ψк | Fсц кН |
- | |||
2. На основании таблицы построить тяговую характеристику.
3. Сделать выводы по работе.
Основное назначение любого локомотива, в том числе и тепловоза, создавать силу тяги, необходимую для преодоления силы сопротивления при трогании с места и при дальнейшем разгоне состава, как на площадке, так и на любом другом профиле пути.
Графическая зависимость касательной силы тяги Fк развиваемой на ободах колес локомотива, от скорости движения называется тяговой характеристикой FK= f(v).
Тяговая характеристика упрощенно может быть рассчитана по касательной мощности тепловоза в кН
Fk =(3.6* Рк)/v
где Рк - касательная мощность тепловоза, кВт;
v - скорость движения, км/ч;
FK - касательная сила тяги, кН.
Касательная полезная мощность локомотива, реализуемая на ободе колес при условии установившегося движения, определяется из выражения:
Рк = Рe*ηпер* βвсп
где Ре - эффективная мощность дизеля, кВт;
ηпер - КПД электрической передачи;
βвсп - коэффициент, учитывающий расход энергии на привод вспомогательных агрегатов.
|
КПД электрической передачи: постоянного тока рассчитывается ηпер =ηг*ηд*ηм ;
переменно-постоянного тока рассчитывается ηпер = ηг*ηд*ηм *η ву.
где ηг - КПД главного генератора;
ηд - КПД электродвигателя;
ηм - КПД зубчатой передачи;
ηву - КПД выпрямительной установки.
Для предварительных расчетов можно принять:
ηг = 0,93-0,95;
ηд = 0,85-0,88;
ηм = 0,975;
ηву = 0,99.
Коэффициент βвсп определяется из выражения
βвсп = (Рe - Рвсп)/ Рe;
Затраты мощности на привод вспомогательных агрегатов Рвсп приведены в исходных данных.
Задаваясь значениями скорости движения от 0 до vконстр через 5 км/ч получим ряд значений силы тяги.
По результатам расчетов построим зависимость FK = f(v);
ВНИМАНИЕ! Тяговая характеристика строится на миллиметровой бумаге формата А4 и подшивается в пояснительную записку, внизу листа вычерчивается стандартный штамп высотой 15мм, по контуру листа вычерчивается стандартная рамка, с отступами 20мм от левого края и по 5мм от оставшихся.
Для нанесения на тяговую характеристику ограничения силы тяги по условиям сцепления колес с рельсами необходимо воспользоваться основным законом локомотивной тяги FK ≤ Fсц (Fсц — сила сцепления колес с рельсами, кН).
Сила сцепления колес с рельсами определится
Fсц = ψк* Рсц*m
где ψк — расчетный коэффициент сцепления;
Рсц — осевая нагрузка тепловоза;
m — число движущих осей.
Осевая нагрузка колес тепловоза на рельсы высчитывается из условия веса локомотива приведенного в ПТР (таб. 22).
|
Конструкционная скорость локомотива принимается согласно ПТР (таб. 22).
Расчетный коэффициент сцепления FK определится из выражений:
для тепловозов ТЭ10 (любой модификации)
ψк = 0,118 + 4/(22+v)
для остальных серий тепловозов
ψк = 0,118 + 5/(27,5+v)
Величина Fcц вычисляется для скоростей движения: 0, 5, 10, 20, 30 км/ч.
При нанесении на тяговую характеристику ограничения по сцеплению кривая Fсц = f(v) должна пересекать зависимость FK = f(v).
Точка пересечения кривых указывает на скорость движения, при которой осуществляется выход на автоматическую кривую полного использования мощности силовой установки.
Если на тяговую характеристику нанести графическую зависимость = f(v)полного сопротивления поезда от скорости, то точка пересечения кривых определит равномерную скорость движения поезда для того профиля пути, для которого построена зависимость.
На рис. 1 приведена примерная тяговая характеристика тепловоза с нанесенными на ней ограничениями, которую должен построить студент по своим исходным данным.
Рис. 1 Тяговая характеристика тепловоза
Исходные данные:
№ Вар. | Рe дизеля | Рвсп | тепловоз |
ТЭ3 | |||
М62 | |||
2М62 | |||
2ТЭ10Л | |||
2ТЭ10М | |||
3ТЭ10М | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ10В | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ116 | |||
ТЭ3 | |||
М62 | |||
2М62 | |||
2ТЭ10Л | |||
2ТЭ10М | |||
3ТЭ10М | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ10В | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ116 | |||
ТЭ3 | |||
М62 | |||
2М62 | |||
2ТЭ10Л | |||
2ТЭ10М | |||
3ТЭ10М | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ10В | |||
2ТЭ10М | |||
2ТЭ116 |
|