Музыка как вид искусства и ее влияние на гармоничное развитие детей




Искусство – форма отражения действительности в художественных образах. Содержание и форма в искусстве. Музыкальный язык в музыке – особый язык. По своим возможностям музыка – ни с чем не сравнимый вид искусства, она обладает наибольшей эмоциональностью. Единство чувственного и интеллектуального компонента в музыке. Психологические основы искусства: его познавательная, воспитывающая и развивающая роль.

Гармоничное развитие личности ребенка – основная цель деятельности педагога-музыканта. Гуманитарный подход в воспитании детей – одна из трактовок целостного развития личности ребенка. Психолого-педагогические задачи музыкального воспитания.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[10], так и всего человечества[11], многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.

Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

Музыкальный язык в музыке – особый язык. По своим возможностям музыка – ни с чем не сравнимый вид искусства, она обладает наибольшей эмоциональностью.

Психологические основы искусства: его познавательная, воспитывающая и развивающая роль.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей ого жизни.

 

 

3. Исторические аспекты музыкального образования: Античность.

Еще с самых древних времен для воспитания подрастающего поколения использовалась музыка. Во времена разных эпох выдвигались задачи, которые имели огромное значение в воспитании ребенка. Считалось, что музыка способствует развитию полноценной личности, поэтому всегда музыкальные занятия были в почете. Во все времена считалось, что формирование у детей положительных качеств, этической стороны, важной для человека достигается благодаря музыкальным занятиям.

В эпоху античности эстетико-педагогическую мысль представлял философ античности Аристотель. Им разработана целая система по музыкально-эстетическому образованию детей. Система включала в себя изучение четырех предметов, таких как музыка, гимнастика, грамматика и изобразительное искусство. Аристотель утверждал, что именно музыка воздействует на психику человека нравственно. Именно он первый философ античности, кто считал главной необходимостью внедрить в процесс обучения детей музыкальную деятельность практическую. И хотя дети обучались слушанию музыке, игре на музыкальных инструментах, Аристотель считал, что именно пение является главным в воспитании детей и подрастающего поколения.

В эпоху античности только привилегированный класс рабовладельческого общества имел право получить музыкальное образование. Не считались музыкально образованными люди, которые относились к угнетенному классу рабов. В эпоху античности человек, достигший 30 лет, должен был уметь играть на различных музыкальных инструментах, а также принимать участие в хоре. По мнению философа Платона, пение в хоре являлось священным долгом. Пение в хоре формировало положительные качества человека. Музыкально неграмотными в эпоху античности являлись те люди, которые не участвовали в хоре [5, с.7].


 

4. Средневековье

В эпоху Средневековья было характерным идеологическая ориентация, которая была связана с укреплением христианства. Именно это и являлось содержанием и направлением музыкального образования данной эпохи. Христианство стало главной и всеобщей религией средневековой Европы и подчинило себе такие науки, как философия, этика, педагогика, искусство.

Если для античности был характерен культ чувственной красоты и наслаждения, то для средневековья был характерен христианский аскетизм, который ограничил и подавлял чувственные желания и потребности человека. Музыка средневековья являлась вспомогательным звеном в области усвоения религии и религиозных истин. Музыкальное искусство придавало огромное эмоционально-нравственное значение при богослужении. В результате этого музыкальное искусство приобрело характер прикладной. Музыка формировала эстетические вкусы при церковных обрядах, наделяя их эмоциональностью и художественностью. Главная задача эстетичности была определена воспитанием религиозной нравственности.

Церковные мыслители считали, что народная и светская музыка является греховной, так как она увеселяет и услаждает слух. Именно поэтому они ее и отвергали. Мотив, который был лишен чувственной окраской, стал идеалом музыки духовной. Данный мотив имел простую форму и содержание. Например, григорианский хорал мы можем отнести к образцу мотива. Для григорианского хорала характерны строгость ритма, плавное движение мелодии. Все это создает впечатление душевности и способствует духовному и созерцательному состоянию человека во время богослужения.

Для музыкального образования в певческих школах организовывались хоры. Хор в церковных школах был связующим звеном между личностью и общиной. Обучение хоровому пению в церковных школах основывалось на усвоении песнопений по слуху. Учитель пользовался методом показов направления мелодии условными движениями рук. Такой метод носил название хейрономия. Методы хейрономии в хоровом образовании были изменены с введением нотной записи на четырех линейках. Именно с этого времени возникли различные системы символизации.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области музыкального образования Средневековья был Гвидо д'Ареццо (ок. 992 - 1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи.

В начале XII вв. появился новый метод демонстрации звуковой системы, который был назван «гвидонова рука» (гармоническая рука). Создателем данного метода является Г. д'Ареццо. Сущность этого метода заключалась в том, что все звуки употребительного в то время звукоряда от g до с2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки; самый высокий звук учащиеся представляли себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащиеся буквально "по пальцам" высчитывали интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.

Средневековая теология, иерархия божественного и человеческого сменяется эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности. Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения. К таким трактатам можно отнести "О благородных нравах и свободных науках" Пауло Верджерио, "О воспитании детей и их добрых нравах" Матео Веджио, "О порядке обучения и изучения" Баттисто Гуарино, "Трактат о свободном воспитании" Энео Сильвио Пикколоминти и другие.


 

5. Возрождение

Средневековая теология, иерархия божественного и человеческого сменяется эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности. Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения. К таким трактатам можно отнести "О благородных нравах и свободных науках" Пауло Верджерио, "О воспитании детей и их добрых нравах" Матео Веджио, "О порядке обучения и изучения" Баттисто Гуарино, "Трактат о свободном воспитании" Энео Сильвио Пикколоминти и другие.

Витторино де Фельтре была основана Мантуанская школа, в которой молодежь училась воспринимать музыкальную гармонию. В данной школе большое значение придавалось пению. Витторино де Фельтре утверждал, что чувственность и восприятие основано на музыкальном образовании, так как музыка и время взаимосвязаны [6, с.185].


 

6. Просвещение

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750).

Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809).

Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: