Формы бесплатного землепользования в современном земельном законодательстве.




Содержание

1. Формы бесплатного земельного пользования в современном земельном законодательстве…………………………………………………………..3

 

2. Задача № 1…………………………………………………………………15

 

3. Задача № 2…………………………………………………………………18

 

4. Список использованной литературы……………………………………27

 

Формы бесплатного землепользования в современном земельном законодательстве.

 

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) могут на основании договора предоставляться земельные участки работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В статье 24 Земельного кодекса Российской федерации закреплено, что в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 Земельного Кодекса РФ, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.[1]

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным Кодексом Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.[2]

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

1) лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного Кодекса РФ, на срок до одного года;

2) в виде служебных наделов работникам организаций, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;

3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;

4) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;[3]

5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;[4]

6) гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

7) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

8) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

11) некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет;

12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;

13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;

14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;[5]

15) некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;

16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

17) лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";[6]

18) гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".[7]

Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения огородничества, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Одной из разновидностей прав на участки земли, предусмотренной российским Земельным кодексом, выступает право безвозмездного срочного пользования, которое с юридической точки зрения является обязательственным правом.

К рассматриваемым правоотношениям, вытекающим из права безвозмездного срочного использования участка земли, применяется гражданско-правовой договор безвозмездного пользования, регулируемый 689-701 статьями ГК РФ.

Согласно гражданскому законодательству, соглашение безвозмездного пользования (или договор ссуды) предполагает, что одна сторона указанного соглашения (ссудодатель) берет обязательство по передаче или сразу передает вещь (в данном случае участок земли) в безвозмездное временное использование второй стороне соглашения (ссудополучателю), которая в соглашении обязуется возвратить полученный участок земли в том состоянии, в каком он передавался ссудополучателю, с учетом нормального износа, либо в состоянии, обусловленном самим соглашением. Следовательно, по соглашению безвозмездного срочного пользования участком земли ссудополучателем выступает землепользователь, который в силу правовых особенностей данного вида права обязан: использовать переданный ссудодателем участок земли в соответствии с указанным в технической документации целевым назначением земли и принадлежностью данного участка, переданного в пользование ссудополучателю, к определенной категории земель; сохранять геодезические, межевые и иные специальные знаки, устанавливаемые на участках земли в соответствии с законодательными правилами; при использовании участка земли применять только разрешенные способы использования, не наносящие вред окружающей среде, включая и саму землю как природный объект; выполнять мероприятия для охраны земель, лесных массивов, водных объектов и иных охраняемых природных ресурсов, включая меры пожарной безопасности; обеспечивать своевременное использование полученных участков земли в случаях, когда сроки освоения участка непосредственно предусмотрены в договорах; используя земельные участки, выполнять требования градостроительных регламентов, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных, экологических и других установленных правил и нормативов; при использовании участка не допускать загрязнение, деградацию и ухудшение плодородия почвы на землях соответствующих категорий; строго выполнять иные требования, обозначенные в российском Земельном кодексе и федеральных законах.[8]

Основными правовыми особенностями договоров безвозмездного срочного пользования участком земли являются его безвозмездность и срочность. По истечении названного в соглашении сторон срока переданный участок земли должен быть возвращен первоначальному землевладельцу. Предметом такого договора выступает участок земли или часть такого участка, индивидуально-определенные сведения о которых занесены в государственный кадастр недвижимости. Использование участка земли при таких правоотношениях сторон всегда ограничено во времени. В соглашении сторон, устанавливающем безвозмездное срочное использование земельного участка, должны указываться информация и сведения, позволяющие совершенно определенно и точно идентифицировать участок земли или его часть, подлежащие дальнейшей передаче ссудополучателю для пользования.[9]

В договоре стороны должны указать: кадастровый номер передаваемого участка земли; категорию земель; вид разрешенного пользования; местоположение участка (адрес); площадь передаваемой ссудополучателю земли. При отсутствии в соглашении сторон указанных сведений об участке земли или его части, выступающих предметом договора, условия сделки считаются не согласованными сторонами, а соответствующее соглашение о безвозмездном пользовании землей не считается заключенным. Безвозмездное использование участка земли имеет определенную схожесть с правовыми отношениями аренды, поскольку в обоих случаях устанавливаются обязательственные права на участки земли.

Также в обоих случаях участок земли передается в использование новому землепользователю, только в случае аренды – это возмездное пользование землей, а в случае договора срочного безвозмездно пользования – соответственно безвозмездное. Из-за наличия общих признаков при регулировании соглашения безвозмездного пользования участком земли законодатель применяет ряд отсылочных норм именно к главе ГК об аренде.

Принципиальное же отличие аренды от безвозмездного использования состоит в том что, передаваемый участок земли при отношениях аренды отдается не только в пользование арендатору, но и во владение. Это позволяет арендатору использовать комплекс мер по владельческой защите участка земли, чего лишен ссудополучатель. Кроме того, ссудополучатель не может распоряжаться переданным участком земли ни при каких условиях.

Договор о безвозмездном срочном использовании земельного участка, заключаемый сторонами на срок больше года, нуждается в обязательной государственной регистрации, осуществляемой органами Росреестра. Как правило, для регистрации соглашения безвозмездного срочного использования участка земли нужно представить в территориальный регистрирующий орган следующую документацию: Удостоверение личности собственника передаваемого участка земли или его представителя; Доверенность или иной документ, закрепляющий полномочия представителя действовать от имени собственника земли (оригинал и копия); Подлинник и копию учредительной документации юридического лица с приложением всех изменений и дополнений к ней; Кадастровый паспорт передаваемого участка земли; Платежную квитанцию, подтверждающую оплату регистрационной пошлины. [10]

Во втором пункте 26 статьи российского Земельного кодекса установлено, что соглашение безвозмездного срочного использования земельного участка, оформленное сторонами на срок меньше года, не подлежит регистрации в Росреестре. Условия передачи участков земли в безвозмездное срочное пользование Участки земли могут предоставляться ссудополучателю в безвозмездное срочное использование из земель, которые принадлежат государству, муниципалитету, организациям или частным собственникам.

В 24 статье российского Земельного кодекса определяется исчерпывающий перечень ситуаций предоставления участков земли в безвозмездное срочное использование ссудополучателю: из земель, относящихся к государственной или муниципальной собственности, полномочными исполнительными государственными органами или муниципальными органами соответственно, наделенными правами предоставления участков земли в пределах своих полномочий, казенным предприятиям, муниципальным и государственным учреждениям, центрам исторического наследия российских президентов, прекративших выполнение своих полномочий, органам муниципалитетов и государства, для целей, не касающихся строительства, на срок не больше года; из земель, принадлежащих собственникам — гражданам или юридическим лицам, в пользу иных граждан и предприятий на основании заключенного соглашения; из земель предприятий некоторых отраслей экономики (транспортной отрасли, лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесной промышленности, организаций) а также из земель, относящихся к природным заповедникам и национальным паркам, гражданам в виде служебного надела; из земли, находящейся в собственности муниципалитета или государства, исполнительными компетентными органами, наделенными правом выделения соответствующих участков земли, религиозным организациям при условии предварительного согласования мест строительства различных объектов (строений, зданий, сооружений благотворительного и религиозного назначения) на время строительства этих оговоренных объектов и на время безвозмездного использования этих зданий, строений, сооружений; из земли, находящейся в собственности муниципалитета или государства, исполнительными компетентными органами, наделенными правом выделения соответствующих участков земли в пределах их полномочий, хозяйствующим субъектам, с которыми оформлен государственный или муниципальный контракты на строительство какого-то объекта недвижимости, полностью финансируемое из средств из федерального бюджета, или бюджета субъекта РФ, или местного бюджета.[11] Муниципальный и государственный контракты, служащие условием передачи участков земли в безвозмездное использование, должны заключаться на основе заказа (муниципального или государственного), размещенного в полном соответствии с законом № 94-ФЗ, касающимся государственных заказов; из земли, находящейся в собственности муниципалитета или государства, исполнительными компетентными органами, наделенными правом выделения соответствующих участков земли в пределах их полномочий, жилищно-строительным кооперативам в порядке и случаях, предусмотренных законодателем; лесных участков земли, находящихся в собственности муниципалитета или государства, гражданам и предприятиям.[12]

Задача 1

В 1993 году гражданин Мишин, как член товарищества садоводов, получил в собственность земельный участок. В 2014 году он умер. Наследниками данного земельного участка являлись две его взрослые дочери. Причем одна дочь в 1993 году вступила в брак с гражданином другого государства и затем приобрела гражданство мужа, предварительно осуществив выход из гражданства Российской Федерации, в соответствии с Законом РФ «О гражданстве». С момента открытия наследства обе дочери - каждая самостоятельно - подали заявления нотариальную контору по месту нахождения имущества наследодателя (включая земельный участок) о выдаче свидетельства о праве на наследство. Нотариус отказался выдать свидетельство дочери Мишина, являющейся гражданкой другого государства, указав на то, что тем самым он нарушит российское законодательство. Тогда она обратилась в правление товарищества садоводов с заявлением о вступлении в члены товарищества с переводом прав на участок. Но также получила отказ, мотивированный тем, что она является гражданкой другого государства и поэтому не может быть членом товарищества.

Может ли иностранный гражданин наследовать земельный участок, предоставленный для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства?

Могут ли иностранные граждане быть членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений?

Решите дело

Ответ:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст.62).[13]
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 26 февраля 1996 г. "О порядке введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой ее оборот допускается земельным законодательством.[14]
Если земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", то право на получение в частную собственность указанных участков предоставлено лишь гражданам России.[15] Данное положение подтверждается Законом РФ от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" (п. 3 ст. 18), в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, если земельные участки им предоставлены на праве аренды или срочного пользования.[16]

По Российскому законодательству иностранные граждане могу быть членами садово- огороднических некомерческих сообществ и объединений, принимать участие в их деятельности, быть членами правления, пользоваться всеми правами и обязаностями, оговоренными в уставе общества, а так же могут приобретать земельные участки и иную недвижимость в собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. До 01.07.2007 эта норма прямо ограничивала права иностранцев лишь арендой и срочным пользованием. Указанная статья носит отсылочный характер. Применительно к вопросу задачи следует обратиться к ст. 15 Земельного кодекса РФ, в которой указано: иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В связи с изложенным полагаем, что иностранный гражданин не вправе наследовать земельный участок, предоставленный для вышеуказанных целей.[17]

Задача 2

Предприниматель Иванова обратилась в администрацию города Березовский с заявлением о выкупе земельного участка, на котором находится ее магазин. Здание под магазин она приобрела в 2001 году по договору купли-продажи. Администрация отказала предпринимателю на том основании, что до настоящего времени разграничение государственной собственности на землю не произведено, а потому органы местного самоуправления не могут предоставить земельный участок.

Каков порядок разграничения государственной собственности на землю?

Назовите субъектов, уполномоченных осуществлять управление и распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.

Решите дело.

Ответ:

Разграничение государственной собственности на землюпредусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков.

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (неразграниченной собственности).

Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т. д.).

Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»,[18] определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».[19]

За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, поскольку процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.

Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта РФ необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство РФ, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение.

Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».[20]

Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года. Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Законом уточнено общее правило статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю.

Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям нового Закона, для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Перечень документов, необходимых для осуществления регистрации права, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».[21]

Например:

• если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;

• если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,[22] установлены критерии отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения становятся:

• нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью, соответственно, РФ, субъекта Федерации, муниципального образования;

• предоставление земельных участков органам государственной власти РФ, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным, соответственно, федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;

• иные предусмотренные законодательством случаи.

Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ, являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

• федеральными энергетическими системами;

• объектами использования атомной энергии;

• федеральным транспортом, путями сообщения;

• объектами федеральной информатики и связи;

• объектами, обеспечивающими космическую деятельность;

• объектами обороны и безопасности;

• объектами оборонного производства;

• объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ;

• другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со статьей 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на: собственность РФ, собственность субъектов РФ, собственность муниципальных образований.

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным ГК РФ и ФЗ РФ, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».[23] На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения, направлены на его реализацию или подготовку. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которую не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, является административными центрами или столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственная собственности на них, не есть передача функций собственника.

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).

Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не являетс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: